Красотка. Длинные темные распущенные волосы, высокая, глазищи цвета махаона.
В дверях стояла девушка, на вид лет 18-19:
- Здравствуйте, я к вам записалась на сайте, можно войти?
- Входите. Присаживайтесь.
____________________________________________________________
- Чай, кофе, вода - предложила я.
- Нет , спасибо.
- Тогда начнем. Поделитесь, с каким вопросом хотите обратиться к психологу?
Люди порой говорят о человеке «Он еще не нашел себя». Но себя не находят, а создают.
Карл Витакер
Я иногда получаю такие запросы, которые обо всем и ни о чем:
ВСЁ плохо. НИЧЕГО не хочу. НЕТ радости - именно так и звучали слова из кресла напротив.
В таких случаях, я понимаю, что работа предстоит продолжительная. Проблема накопленная и сосуд эмоций готов расплескаться.
Скорее всего он наполнен до краев он уже несколько лет.
То есть ничего наружу не выходит. Но и ничего не входит. И жизнь стоит на месте.
Главная потребность человека в развитии оказывается подавлена, и никак не удовлетворена.
Отсюда начинают сыпаться остальные ценности жизни.
И запросы могут попросту не возникать.
! Здравствуйте, внутриличностный кризис, переходящий в депрессивное состояние.
Еще я услышала от девушки просьбу между строк, что результат требуется быстрый.
То есть нужно захватить два направления:
- наполнить ресурсом - создать цели,
- и откорректировать установки - проработать психотравмы.
Учитывая достаточно юный возраст клиентки, и глубину запроса, я подумала о такой форме нашего взаимодействия, как наставничество: это программа (3 месяца), включающая в себя 15 сессий, и связь со мной в переписке между сессиями.
Работа строится следующим образом: на первой сессии я формирую стратегию терапии, обсуждаем желаемый результат.
Договариваемся об обязательствах:
Клиент берет на себя ответственность выполнять домашние задания, не пропускать сессии, отвечать на вопросы в мессенджере, принимать рекомендации к выполнению.
Я беру на себя ответственность :
- создать программу с учетом индивидуальных особенностей,
- учитывать трансформации и вносить правки,
- давать ответы на возникающие вопросы между сессиями,
- при необходимости выходить на онлайн связь для разбора текущей ситуации,
- и при необходимости провести поддерживающие экспресс практики.
Клиент: Анастасия 19 лет, незамужем, есть отношения. Не работает. Образование 11 классов.
Запрос: мне очень плохо, хочу научиться хотеть. И жить счастливо.
На первой сессии была составлена генограмма: родовая история клиентки.
Анамнез: Девочка росла без отца. Он покинул семью после ее рождения, и создал новую.
Мама отдала крошку на воспитание своим родителям. И Настя росла с дедушкой и бабушкой, пока те были в состоянии за ней ухаживать.
С 15 лет Настя оказалась вынуждена работать, так как содержать было некому.
В ее жизни появились мужчины. Которые запросто предлагали взять ее на содержание. И это стало казаться естественно для того, чтобы выжить.
Так прошло несколько лет. Мужчины менялись, работы тоже: продавец, промоутер, консультант, официантка.
Через два года появился мужчина, запретивший работать официанткой.
Предложивший быть с ним: ты моя и ничья больше.
Ходить никуда не рекомендуется
Работать, там где ты можешь - тоже не рекомендуется.
Рекомендуется быть с ним, выходить тоже только с ним.
Причем сам он госслужащий градообразующего предприятия, успешный чиновник, ведущий активный образ жизни. Разумеется самостоятельный, отдельный от Анастасии.
Напомню, что образование девушки - общеобразовательная школа.
На первой консультации Настя не выказала интереса пойти учиться профессии, заявив что это долго, а она привыкла зарабатывать и всегда быть с деньгами.
На второй консультации мы работали с идентификацией ролей. Так как с этим была абсолютная неразбериха: кто я в отношениях, кто я в доме, кто я в социуме, кто я в своей семье?
И так далее. На каждой консультации происходил рост, и вносилась ясность в само понимание жизни.
Создание новых правил взаимодействия с молодым человеком, договоренностей.
Создавались цели, и проигрывались варианты самореализации.
От рождения детей до поступления в ВУЗ.
В работе я использовала когнитивно-поведенческую психотерапию.
Для создания понимания, как пользоваться собственным потенциалом.
Поясню, КПТ это когда две умные головы разговаривают друг с другом. Одна задает вопросы, вторая отвечает. И наоборот.
На последующих консультациях я стала подключать визуализации, Эмоционально-образную терапию, АРТ-терапию. И процесс пошел.
У девушки стали происходить значимые изменения. Сначала с партнером, затем с родителями. Я писала, что Настя росла с бабушкой и дедушкой, а это всегда обида на мать и отца. Она может быть подавленной, и даже неосознаваемой. Но влияющей на проявления человека и его поведение: обиды по пустякам, раздражительность, гневливость, перепады настроения и мн. др.
Следующий шаг: гипноз. Директивный, каталепсия, Гроув. Создание собственных метафор, расширяющих сознание, и меняющих поведенческие модели. Мы докопались до ресурса заложенного в детстве. Это огромный багаж творчества, искусства, прочитанной литературы. Опираясь на богатое воображение, которое было проявлено и задействовано, мы создали гениальные образы и целые миры. Играя которыми Настя создала свою картину мира, себя сделав главной героиней.
Далее работали с линией жизни. С концепцией развития и воплощения.
И вот через три месяца после начала нашей работы Анастасия написала следующее:
На мой взгляд, подобные истории развития личности закономерны, когда ребенок растет в среде, учитывающей и удовлетворяющей его базовые потребности. Не более того.
Чист, одет, обут, чем то занят, накормлен, из школы не жалуются.
Там ,
- где не уделяют внимание наклонностям и интересам ребенка,
- не создается устойчивая связь с реализованным будущим,
- где ребенку не создаются причинно-следственные связи,
- не формируются ценности и цели,
- и много чего другого важного и незаменимого .
Взрослому миру не до этого.
Такие дети очень рано становятся самостоятельными, окружение облегченно утирает пот со лба: слава богу, вырастили.
Самостоятельность эта весьма перманентна.
В какой то момент (у всех он разный) повзрослевший (но внутри оставшийся ребенком) человек вдруг обнаруживает несостоятельность, и несоответствие себя реальному окружающему миру.
Неспособным удовлетворить свой запрос в притязаниях на интересную и насыщенную жизнь. Нет ресурсов и понимания: как это сделать.
В течение трех месяцев, Анастасия устроилась на работу, выбрала ВУЗ для поступления и начала заниматься с репетитором, готовясь к вступительным экзаменам.
И еще. Она смогла решиться на такой волнительный шаг, как встреча с отцом, который оставил семью, вскоре после её рождения, и более с ней не встречался. Анастасия связалась с ним, и поехала к нему в гости на несколько дней. У них состоялась теплая встреча.
Это дало девушке чувство защищённости и внутренней опоры.
После всех этих событий, она смогла договориться со своим мужчиной о границах, своем развитии и правилах дальнейшего совместного сосуществования.
На заключительных консультациях мы работали с картиной будущего. С формированием устойчивой мотивации стремиться к СВОИМ мечтам, и выстраивать собственное будущее.
Так приятно было читать сообщения Анастасии, как то резко ставшей взрослой, и женственной. Смотрящей вперед, и видящей там своё собственное счастье.
Работа с психологом дает необратимые результаты.
Пересборка и проживание прожитых событий в контексте психотерапии затрагивают личность полностью.
Формируются новые поведенческие модели, убеждения, меняются жизненные ценности и приоритеты.
Внешне это можно увидеть на изменившихся целях, на окружении которое было у человека. Окружение либо меняется на кардинально другое, либо отношения деформируются до неузнаваемости. С учетом новых интересов, и потребностей главного участника.
Который наконец то становится главным участником и распорядителем своей жизни.
Благодарю всех, кто дошел до этих строк. Это дает мне понимание, что мое писательство читается и оно понятно.
Заранее благодарна вам за знаки внимания, вопросы и комментарии.