Напомню, почему эта поездка состоялась. Было 11 марта, суббота, на которую прогноз погоды обещал солнечную морозную погоду. Я ее решил использовать для зимней прогулки и поездки по селам, в которых давно не бывал. В первой половине дня путешествовал по Тейковскому району, и об этом был рассказ в предыдущей публикации. А затем перебрался в соседний Комсомольский район. Вот об этой части путешествия здесь и пойдет речь.
Первую остановку сделал у села Никольское, и прямо с трассы запечатлел панораму села.
Заезжать в село не стал, так как был там по осени. Достопримечательностью Никольского является находящийся там мегалит «каменная баба», о чем был рассказ.
Далее по плану село Мытищи. Довольно распространенное название у села. Есть такое же в Московской области, и в Ярославской, и Костромской.
Произошло оно от термина «мыт» и указывает на многовековую историю поселения. «Мыт» обозначает одну из древнейших русских пошлин с торговли, которая упоминается в документах, начиная с 12 века. Существовал «водяной мыт», который взимался на водных рубежах (в Пестяковском районе как раз на реке есть село Мыт), и «сухой мыт», который брался, соответственно, на суше. Судя по старинным картам, Мытищи находилось на границе Суздальского и Костромского княжеств. Село расположено на возвышенности, и, видимо, через этот рубежный пункт проходила дорога, связывающая эти княжества. Проезд был возможен только здесь – западнее и восточнее населенного пункта располагались глухие леса и непроходимые болота.
В центре села, на вершине пологого холма, стоит церковь Николая Чудотворца. Построена она в 1783 г. вместо деревянной. Завершение храма и верхние ярусы колокольни в советское время утрачены. Своеобразный памятник местной сельской архитектуры в стиле барокко.
Когда делал фотографию панорамы села, левее памятника участникам Великой Отечественной Войны обнаружил памятный камень.
Меня заинтересовало, чему он посвящен. Как видно, на табличке написано, что в Мытищах воспитывались дети, а вот что за дети скрывал снег.
За помощью пришлось обратиться в информационную кладовую интернета. Оказалось, что в детском доме №1 в селе Мытищи размещались дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда. В июне 1942 года в Мытищинский детский дом прибыло 57 детей. Детский дом просуществовал до 1954 г. В нем постоянно проживало 55-57 воспитанников в возрасте от 6 до 15 лет. Кроме детей-блокадников в доме жили дети погибших воинов Великой Отечественной войны.
По плану еще было заглянуть в село с игривым названием Светиково. Исторические сведения о селе восходят к 1-й половине 16 века. В это время оно принадлежало фамилии владельцев Светиковых. Этим и объясняется название села.
Согласно документам 18 века в Светикове существовала деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1804 году на средства прихожан, вместо обветшавшей Николаевской церкви была построена каменная пятиглавая церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. В 1864 году была заложена другая каменная церковь — в честь Богоявления Господня, освящённая в 1870 году.
Антирелигиозная политика советской власти привела к закрытию храмов и последующему их разрушению. Последний раз в Светикове я был 8 лет назад. Поэтому хотелось взглянуть, изменилось ли что, может быть храмы восстанавливать начали.
При въезде в село встречает шикарная мозаичная стела, сейчас, к сожалению заброшенная.
Местный клуб тоже не в лучшем состоянии.
Сохранилась советская блочная застройка. Судя по свежим пластиковым окнам там еще живут люди.
Добрался до центра села, где находятся храмы. Увы, церкви по-прежнему пребывают в заброшенном состоянии. Церковь Богоявления (1864) - необычный памятник сельского культового зодчества в русско-византийском стиле, отличающийся оригинальной объемной композицией.
Тихвинская церковь - своеобразный памятник начала 19 в. (1804) с традиционной для местной архитектуры объемной композицией с ранне классицистическим убранством.
Внутри храма еще можно увидеть остатки трехъярусного иконостаса, представляющего собой выразительное произведение 1-й трети 19 в. в стиле классицизма.
На стене остатки какого-то механизма.
Живопись в интерьере сохранилась лишь на сводах храма и трапезной фрагментарно.
Последней и самой дальней точкой маршрута было село Райки, точнее урочище. Можно было бы туда и не ездить. Но хотелось еще прокатиться по хорошей зимней погоде, понимая, что такой в этом году, вероятно, уже не будет. По дороге заглядывал в стоящие на пути деревни, и за что цеплялся глаз, фотографировал.
В деревне Смольницы хотел еще раз увидеть дом с великолепными наличниками. В 2008 году мне удалось сделать там хороший, как мне кажется, кадр. Считаю, что эти наличники одни из лучших в моей коллекции.
В этот раз застал безрадостную картину. Дом находился в запустении, да и хозяина, скорее всего, уже нет. Грустно…
Приведу фотографию еще одного симпатичного домика с выразительными наличниками в Смольницах.
Деревня Устье привлекло своим названием. Там запечатлел симпатичный домик с колодцем.
Деревня Щуково позабавила «грозной» табличкой.
Если внимательно рассмотреть фотографию, то можно увидеть, что к стене дома прислонены пара наличников, снятые, вероятно, для ремонта.
В Якшине привлек внимание вид с разлапистым тополем.
Вот за что люблю деревню так это за чистоту, глаза отдыхают после города.
Вот и достиг села с симпатичным названием Райки. Увы, кроме полуразрушенного храма Илии Пророка (1851) и кладбища от села ничего не осталось.
На такой грустной ноте не хотелось бы заканчивать рассказ о путешествии. По дороге еще повстречалась деревушка Алферьевка, в которой есть источник «Веры Надежды Любви».
Кто-то из местных жителей обустроил родник, придумал ему название, установил указатель и следит за его чистотой. Вот это радует.
Источники информации сайты adm-komsomolsk.ru; sobory.ru
Тяпков Н.Н. Топонимический словарь Ивановской области. Иваново: Издательский дом «Референт», 2018.