Говорим о том, как люди общаются с ИИ: здоровая дискуссия, деловая этика и любовь
Доверие и эмпатия
Исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology (2020), в котором поучаствовали 133 человека, показывает: взаимодействие с сопереживающим чат-ботом помогло смягчить негативные последствия социальной изоляции.
Автоматизацией технологических процессов уже никого не удивишь. Машины давно берут на себя ручной труд и облегчают процесс производства. А вот вопросы на повестке дня куда более нетривиальные: искусственный интеллект активно проникает в наш социум, культуру и личную жизнь. Он ставит диагнозы пациентам, пишет тексты, генерирует дизайн и так далее. Из разных уголков мира звучат истории про очередные отношения между ИИ и человеком.
Яркий пример с чат-ботом «Replika» — создан на основе искусственного интеллекта для борьбы с одиночеством. В программе можно создать идеального виртуального партнёра для дружеских или романтических отношений.
Преимущества очевидны: нейросеть можно научить быть милой, бесконечно эрудированной и беспристрастной, а заодно вовремя цитировать классику, присылать актуальные мемы и сочувствовать.
Впрочем, такие истории нередко заканчиваются разочарованием. В новой версии команда Pepliki планируют представить виртуального психолога, сделав акцент на ментальной поддержке пользователей. Многих такие тенденции, конечно, тревожат. Но факт остаётся фактом: сегодня люди работают над эмоциональным искусственным интеллектом.
Зачем роботу эмоции?
Помимо виртуальной душевности, эмпатичный ИИ может дать серьёзные преимущества бизнесу.
«Рынок распознавания эмоций оценивается в $20-30 млрд, только пока вендоры не знают, как к нему подступиться» — пишет Forbes
Акцент делается на следующих потребностях:
1. Клиентоориентированность
Успешная реализация уже есть, например, в центрах обслуживания RTA в Дубае. Камеры с помощью искусственного интеллекта сравнивают мимику людей на выходе, а потом анализируют степень их удовлетворенности.
В перспективе подобные практики дадут серьезное конкурентное преимущество бизнесу.
2. Защита и безопасность
В первую очередь, это касается управления транспортом и обращений в службы спасения.
ИИ сможет быстро распознать плохое самочувствие, вызвать скорую помощь или полицию, а также включить автопилот.
В 2019 году Сбербанк и МЧС России заключили соглашение для обмена опытом в сфере искусственного интеллекта и робототехники, а также уровня социальной защищённости.
Сюда же можно отнести заботу о людях с ограниченными возможностями.
Ученые Стэнфордского университета используют очки Google Glass для помощи детям с аутистическим расстройством. Когда ребенок видит другого человека, очки, с помощью графики и звука, подсказывают его эмоции. Как показали испытания, с таким советчиком дети быстрее социализируются.
3. Сотрудничество
Технически уже сегодня вашим новым сотрудником может стать нейросеть. И чтобы использовать возможности ИИ в полной мере, необходимо научить его «понимать» вас.
Сейчас всё идёт к тому, что роботы смогут распознавать эмоции и демонстрировать их в ответ.
Для того чтобы "гладкий" разговор человека и машины стал возможен, машина должна научиться понимать эмоциональный интеллект", — комментирует технический директор исследовательского центра Google Грег Коррадо.
Правовая основа
Будем объективны: ИИ — это не замена живых людей, а всего лишь инструмент в их руках. Поэтому опасения, что машины захватит мир, скорее преувеличены. Тем не менее, примитивные задачи действительно возьмут на себя роботы.
И мы должны подготовить законодательную базу, регулирующую отношения между искусственным интеллектом и человеком до того, как эта практика станет повсеместной и постучится в каждую дверь.
Как обстоят дела в России?
В 2020 году был подписан указ о начале пятилетнего эксперимента. Цель — установление специального правового режима в области развития искусственного интеллекта. Принять участие могут юрлица или ИП, зарегистрированные в Москве и разрабатывающие искусственный интеллект (или отдельные услуги на его основе)
Это подтверждает факт того, что процесс роботизации бизнеса необратим. И уже сейчас пора решать вопрос о специальной деловой этике для общения с нейросетями.
К примеру: «Этично ли хамить роботу и нужно ли преследовать подобные выходки по закону?»
Здоровая дискуссия
Мы попросили ведущего разработчика iptelefon рассказать о своей позиции по этому вопросу. Он как раз поделился обеспокоенностью, что показалось особенно интересным.
Степан: «После выхода chatGPT писать книги начали люди, абсолютно не имеющие опыта и навыков. Тексты генерят, потом создают картинки — всё элементарно. И каждый, наверное, слышал про студента, который написал диплом с помощью chatGPT и успешно защитил его.
Я считаю, развитие должно быть равномерным: гуманитарное и техническое. Мы можем позвонить или написать в любую точку мира в течение пары секунд, но культура общения такими средствами у нас на крайне низком уровне. Согласитесь, вы же не позволяете себе полный игнор при реальном общении, когда человек задаёт вам вопрос?
Без гармонии в развитии гуманитарных и технических наук - рождается "система урод"
Здесь Степан затронул тему этичного применения современных технологий. Насколько наше общество готово впустить в свою социальную и духовную жизнь искусственный разум?
Художники уже протестуют: по их работам обучают нейросети, которые потом выдают тысячи новых экземпляров. Получается красиво, быстро и экономично. И, если настоящего гения робот вряд ли заменит, то коммерческого контента нагенерирует вдоволь. Таким образом, можно легко избавиться от авторских прав: просто «попросить» нейросеть представить нечто подобное. Отсюда тоже возникают вопросы: кому принадлежат авторские права на работу нейросети?
В итоге: чтобы понимать границы во взаимоотношениях с искусственным интеллектом, необходимо
- иметь специальную правовую основу
- научить нейросети эмоциям
- поддерживать активную дискуссию, как в экспертном сообществе, так и среди рядовых пользователей
А как вы считаете, где границы в отношениях между человеком и искусственным интеллектом?
#искусственныйинтеллект #ИИ #роботизация #робот #право #законодательство #этика