Удивительный дар – способность забывать. Новый роман Евгения Водолазкина «Чагин»

Евгений Водолазкин - автор романов «Лавр», «Авиатор», «Соловьёв и Ларионов» , «Брисбен» и других книг. Лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Книга года». Его книги переведены на многие языки. Не так давно издательство АСТ выпустило его новый роман Евгения Водолазкина - «Чагин».

фото из Яндекса
фото из Яндекса

Герой книги - Исидор Чагин - может запомнить текст любой сложности и хранить его в памяти как угодно долго. Феноменальные способности становятся для героя тяжким испытанием, ведь Чагин лишен простой человеческой радости - забывать. Всё, к чему он ни прикасается, становится для него в буквальном смысле незабываемым.

Всякий великий дар - это нарушение гармонии. Памяти необходимо забвение, слову - молчание, а вымыслу - реальность. В жизни они сплетены так же туго, как трагическое и комическое в романах Евгения Водолазкина. Не является исключением и роман «Чагин». Среди его персонажей - Генрих Шлиман и Даниель Дефо, тайные агенты, архивисты и конферансье, а также особый авторский стиль - как и всегда, один из главных героев писателя.

В каждой главе романа свой рассказчик. Приём интересный: знакомит читателя с главным героем — а Чагин, бесспорно, здесь главный герой, — с разных сторон. Исидор Чагин — кто угодно: философ, участник кружка по интересам, библиотекарь, актёр «Ленконцерта», архивист, мнемонист… Но красной нитью идёт в этом произведении мысль, что Чагин - человек совести. Человек, который проносит бремя одного своего проступка через всю жизнь. Ведь он ничего не забывает…

Евгений Водолазкин фото из Яндекса
Евгений Водолазкин фото из Яндекса
Книга, прежде всего, об удивительных особенностях памяти, её переплетениях и рифмах. О памяти, которая конструирует мир вокруг или, наоборот, разрушает его. Тема человеческих сверхспособностей привлекает литераторов. Из современников к ней обращаются Александр Бушковский («Ясновидец Пятаков»), Алексей Сальников («Окульттрегер»), Алексей Слаповский («Гений»). Но Водолазкин не уводит в мир сверхестественного, его интересует вполне конкретный феномен памяти, его влияние на человека и окружающую действительность, на соотнесение прошлого с настоящим, которые выстраиваются системой зеркал, где одно отражается в другом. Рифмуется. Собственно, память как раз и об этих рифмах, которые вовсе не случайны, а выстраивают поэтический строй жизни.
При чтении «Чагина» в какой-то момент возникают аналогии и с «Библиотекарем» Михаила Елизарова. Особенно когда у Водолазкина раскручивается шпионско-детективный сюжет с поиском и попыткой обретения утраченного Синайского кодекса Библии. Или другая ассоциация – с книгой Евгения Чижова «Собиратель рая», только Исидор Чагин, наоборот, пытается пробраться через дебри памяти, в которых стал блуждать, опять же теряя себя.

Всё держится на сочетаниях и совпадениях. Явь, память, написанное. Фантазия и предвидение. Провиденциальность. Жизнь – движение по узорам и сюжетам уже давно сотканного ковра, написанной книги. Необходима навигация, позволяющая среди типических сюжетов не только сохраниться и спастись, но и найти свой путь. Путь возвращения. История вечного человеческого возвращения – жизнекруга.

«События – всегда. Они существуют вне времени. Лежат, словно на складе, – серые или, скорее, лишённые цвета, в ожидании своего часа. Когда же приходит некий человек и делает свой выбор, они наливаются жизнью и цветом», – пишет Водолазкин. Человек – воля, свобода выбора. Именно это его и характеризует. И в этом плане забывание – дар, оставляющий его наедине с самим собой, с волей и ставящим перед выбором, в котором он и собирает свой облик. Иначе твой двойник, разгуливающий по Невскому, может полностью подменить тебя...

евгений Водолазкин фото из Яндекса
евгений Водолазкин фото из Яндекса

Удивительная способность героя - дар ли это или проклятье? Если изначально история, пронизанная настроением хрущёвской оттепели, дышит молодостью, задорностью, и однозначно трактует способности Чагина как чудо, то довольно быстро сгустившиеся над героем тучи заставляют впервые осознать, как тяжело приходится Исидору с подобным даром. И тут уже вступает в дело личный характер читателя: а как бы ты поступил на месте Чагина? Не ввязывался бы в историю изначально? Ввязался бы и жил спокойно? Или бы мучился совестью? Признался или делал бы вид, что ничего не произошло? Каждый решает сам — впрочем, как и решают для себя герои романа.