Найти тему
Вадим Гусаров

10. Высокотехнологичные рабочие места и квалифицированные работники.


Ещё в 70-х, или даже в 60-х годах прошлого века, советским людям была в реальности показана картина высокотехнологичных рабочих мест. В кинохрониках того времени можно увидеть операционный зал атомной электростанции, где люди в белых халатах следят за показаниями приборов и готовы, в случае необходимости, внести корректировки в работу станции. Подразумевается, что эти люди должны обладать большими знаниями и высокой квалификацией, чтобы управлять столь сложной техникой.
Данная картинка и образ специалиста до сегодняшнего дня остаются неизменными. В настоящее время всё производство развивается в направлении полной роботизации. Для управления полностью автоматизированными и роботизированными производственными линиями создаются пункты управления, подобные операционным залам АЭС из кинохроник 70-х годов. Однако, за этой картинкой скрыто само производственное оборудование. А для того, чтобы это оборудование работало, требуется персонал, которому удобнее работать в синих комбинезонах. Не стоит спорить, чья работа, людей в белых халатах или в синих комбинезонах, важнее для производства. Просто следует учесть изменения, которые произошли за пятьдесят лет.
Современные молодые люди с детства знакомы с компьютерной и бытовой техникой, автомобилем и информационными технологиями, умеют ими пользоваться и управлять. Их ровесники из прошлого века умели рубить дрова, шить одежду, готовить еду, перебирать двигатели от мопеда и собирать транзисторные приёмники. Поэтому, сейчас пришла пора изменить подход к понятию квалификации работников. Квалификация работника означает его готовность к выполнению данной ему работы. И если в 70-е любого выпускника школы можно было допустить к работе слесаря или плотника, то для работы оператором его необходимо было обучать в ВУЗе. Сегодня ситуация поменялась с точностью до наоборот. Любого, сдавшего ЕГЭ, можно допустить до работы оператором, а для работы слесарем ему необходима большая подготовка и обучение. Сейчас даже водопроводные краны могут иметь электронную начинку. Вы доверите ремонт такого крана «специалисту», который не смог сдать ЕГЭ? А можно ли его допустить к ядерному реактору?
В эпоху Технологии даже грузчик является специалистом. Свою работу он выполняет с помощью техники: кран-балки, погрузчика, рохли и других грузоподъёмных механизмов. Специальными знаниями должна обладать и уборщица. Какие поверхности, из каких материалов, какими моющими средствами, каким инструментом обрабатывать. По этому поводу вспоминается история из 90-х, похожая на анекдот, когда уборщица, по просьбе руководителя протереть от пыли клавиатуру, вымыла ноутбук под краном «тёпленькой водичкой».
Уже в Советский период возник дефицит в специалистах «рабочих специальностей». Даже более высокие зарплаты не привлекали людей. Тоже самое происходит и сейчас. Одной из причин может быть недопонимание необходимого уровня подготовки таких специалистов и стереотипы прошлых веков. Это средневековое мышление, считать что «грязную работу» должны выполнять люди «низшего сословия», а люди «высшего сорта» не должны «марать руки».
Производственное предприятие в эпоху Технологии следует представлять как подводную лодку. Экипаж подводной лодки определён на стадии её проектирования. Если есть какое-либо оборудование, значит, есть член экипажа, который на нём работает, есть регламент на техобслуживание, предусмотрено время на ТО, необходимый инструмент. В экипаже все на равных. Улучшенный комфорт и питание для офицеров и командира обусловлены не их «особым положением», а для поддержания хорошего физического состояния. От действий каждого члена экипажа, а от офицеров в сто крат более, зависит жизнь всего экипажа.
Организация современного предприятия должна основываться на примере подводной лодки.
Что касается подготовки специалистов, на современном этапе становится понятно, что разгильдяев, которые не хотят учиться в школе нельзя допускать к работе на сложном оборудовании. Конструкторы и разработчики станков в своих разработках постоянно стараются снизить влияние «человеческого фактора» на работу оборудования, на это лишь усложняет это оборудование. Поэтому, основное значение в производственном процессе все равно остаётся за человеком «рабочей специальности».
А чтобы люди с высшим образованием шли на рабочие профессии, кроме высокой зарплаты необходимо создавать соответствующие 21-му веку условия труда, а самое главное, престиж такой работы.
Нет смысла устанавливать робототехнику, если на ней некому работать и её некому обслуживать.
Ещё одно замечание – о статусе руководителя предприятия. Директор, а тем более Генеральный директор – это не барин, а подсобник подсобников и уборщиц. Основной работник – это тот, который стоит у станка. Чтобы станок крутился, чтобы работал станочник, ему помогают энергетики, механики, снабженцы, уборщицы, бухгалтеры, и т. д.. А директор нужен, чтобы и у этих людей не было проблем.