39,2K подписчиков

Игра лучше: впечатления от полного сезона The Last of Us

Неплохая, но далекая от идеала адаптация: с ненужными изменениями и лишними сюжетными линиями

Неплохая, но далекая от идеала адаптация: с ненужными изменениями и лишними сюжетными линиями 13 марта вышла финальная серия сериала The Last of Us.

13 марта вышла финальная серия сериала The Last of Us. Мы уже делились впечатлениями от первых эпизодов шоу, а теперь пришло время рассказать о полном сезоне. У HBO получилась неплохая, но все же далекая от идеала адаптация. Многие важные моменты работают хуже, а экшен-эпизоды заменены предысториями – увы, далеко не всегда интересными.

Оригинальная The Last of Us в свое время собрала десятки престижных наград, однако и ненавистники, как у любого популярного медиа-проекта, у нее тоже были. Игру ругали «за скучный геймплей», а история, согласно отзывам недовольных, выглядела выдающейся только потому, что в играх ничего похожего до этого не было. Мол, будь The Last of Us фильмом или сериалом, никто бы не обратил на нее внимание.

Теперь у всех сторонников этой теории появилась возможность проверить ее на деле. Правда, чистым этот эксперимент назвать нельзя: у сериала другой темп, да и сюжетных отличий от игры все же хватает. Создатели шоу, Крэйг Мазин и Нил Дракманн, объяснили все изменения просто: у игр и сериалов разная структура, поэтому перенести The Last of Us на экраны один в один будет слишком сложно.

Если рассматривать сериал как самостоятельное произведение, то у HBO получилось неплохое шоу – ни больше, ни меньше. Тут много съемок на натуре, талантливые актеры и не самый типичный сюжет с харизматичными персонажами. Поклонники яростных зомби-экшенов наверняка будут разочарованы: тут не очень много насилия, динамики и сцен с зараженными. Однако если вам куда интереснее смотреть на жизнь людей в сложных условиях – сериал просмотра достоин. Он, как минимум, интригует и заставляет ждать следующих эпизодов.

Неплохая, но далекая от идеала адаптация: с ненужными изменениями и лишними сюжетными линиями 13 марта вышла финальная серия сериала The Last of Us.-2

А вот как адаптация The Last of Us часто разочаровывает. В начале серии авторы могут удивить вниманием даже к самым мелким деталям и практически покадрово переложить сцену из игры на экран – с диалогами слово в слово. Но под конец той же серии создатели внезапно откажутся от какой-нибудь мощного момента или переделают его – хотя ничего менять не стоило.

Оригинальная The Last of Us была идеально смонтирована: сцены заканчивались в нужный момент, персонажи вовремя замолкали, музыка начинала играть именно тогда, когда надо. В сериале практически все важные моменты подвергли изменениям: поменяли подводку к ним, звуковое оформление, монтаж или даже финал. Обиднее всего за музыку Густаво Сантаолальи, который написал крутейший саундтрек: авторы используют его, но в самые сильные моменты он почему-то не включается, как это было в игре. При этом музыка всегда занимала важную роль в серии, а весь звуковой дизайн сцен давно готов — просто бери да повторяй. Но в сериале мелодии звучат как-то хаотично, особенно если вы хорошо помните игру.

Есть у сериала проблемы со структурой. Оригинальная The Last of Us была историей Джоэла и Элли – и только их. Игрок ни на секунду не расставался с персонажами, а их отношения развивались на протяжении всей истории. К финалу было понятно, как герои изменились, почему подружились и стали своего рода семьей. Именно поэтому простой, по большому счету, сценарий TLOU работал и выглядел убедительно – он держался на героях и их развитии.

Неплохая, но далекая от идеала адаптация: с ненужными изменениями и лишними сюжетными линиями 13 марта вышла финальная серия сериала The Last of Us.-3

Авторы сериала заявили, что снять шоу в таком же формате не получится, поэтому расширили побочные сюжетные линии. Герою Билла, например, посвятили целый эпизод, еще один – предыстории братьев Генри и Сэма (в игре о своем прошлом они упоминали буквально парой предложений). И если в первых сериях шоу расширение сюжета выглядело интересно (там показывали начало пандемии в разных странах), то последующие истории вышли попросту бесполезными для основного сюжета.

При этом создатели явно лукавили, говоря, что эти изменения необходимы. Многие режиссеры снимали отличные фильмы с парой актерами в одной локации, так что построить историю исключительно вокруг большого путешествия главных героев тоже было можно. Однако из-за попыток отвлекаться на других персонажей главная сюжетная линия получилась слабее, чем в игре.

Проблемы переноса истории из игрового формата в телевизионный особенно бросаются в глаза в некоторых сериях. Седьмой эпизод, пересказывающий события дополнения Left Neding, смотреть попросту скучно. Если игрок сам управлял Элли, дурачился с Райли и пытался победить в мини-играх, то в шоу приходится наблюдать за двумя скучающими девушками, которые ведут не самые содержательные диалоги. Убийство Дэвида и отчужденность Элли в финале тесно взаимосвязаны в игре: одна сцена сразу перетекала в другую, а игрок моментально понимал, почему девушка грустит. У HBO между эпизодами проходит неделя, так что начало финальной главы выглядит странно, а никакого объяснения поведению Элли авторы не дают.

Неплохая, но далекая от идеала адаптация: с ненужными изменениями и лишними сюжетными линиями 13 марта вышла финальная серия сериала The Last of Us.-4

Джоэл и Элли в сериале стали совсем другими персонажами, и это тоже влияет на восприятие сюжета. В игре Миллер был огромным, суровым и страшным мужиком, который приходил в ярость от одной мысли о том, чтобы попытаться разобраться в своих чувствах. В шоу его злости хватает на первые несколько серий: потом Джоэл страдает от панических атак, плачет и признается брату, что «слаб и стар». Градус агрессивности по сравнению с игрой тоже значительно снижен: там, где игровой Джоэл убивал с десяток людей, в сериале он может вообще никого не тронуть.

Элли в сериале еще меньше похожа на игровую версию – можно даже сказать, что это совершенно другой персонаж. У Naughty Dog получилась необычная героиня: девочка с милой внешностью, которая готова наброситься на любого с ножом и с потоком ругани, но в душе – все же ребенок. В игре напарница Джоэла постоянно восхищается окружающим миром, осторожно пытается наладить отношения со своим опекуном, пытается доказать свою самостоятельность, но все же во всем доверяет экспертному мнению Миллера.

В сериале от этой девочки почти ничего не осталось. Элли ведет себя очень самостоятельно, перехватывает инициативу в любой ситуации и практически ничего не боится. Она не удивляется, не робеет, не переживает. В шоу есть совсем странная сцена, в которой она медленно убивает беспомощного зомби, и этот фрагмент отлично характеризует, насколько далеким получился новый образ от оригинала.

Неплохая, но далекая от идеала адаптация: с ненужными изменениями и лишними сюжетными линиями 13 марта вышла финальная серия сериала The Last of Us.-5

В шоу также существенно сократили роль зараженных и количество экшена. Зомби и в игре встречались не в каждой главе, но в адаптации вообще легко забыть, что они существуют. Многие масштабные сцены с битвами из шоу просто пропали или были упрощены: то ли для сокращения бюджета, то ли из-за желания сконцентрироваться на человеческих историях. При этом для шоу придумали несколько свежих идей вроде нового способа заражения и коммуникации между зомби, но их просто забывают после первых двух серий.

В общем, сериал The Last of Us лишний раз доказывает, как важны мелочи, и как мастерски была сделана оригинальная история. Стоило убрать из нее несколько кирпичиков, и фундамент если не разрушился, то сильно покосился. Шоу нельзя назвать плохим, но и восторгов от него заметно меньше, чем от игры.

Неплохая, но далекая от идеала адаптация: с ненужными изменениями и лишними сюжетными линиями 13 марта вышла финальная серия сериала The Last of Us.-6

Из плюсов сериала стоит отметить попытки расширить канон. Они не вредят основной сюжетной линии, а еще их интересно смотреть даже тем, кто проходил игру. Жаль, что фантазии авторов хватило лишь на первые пару серий и финал: небольшие вступления в каждом эпизоде смотрелись бы уместно.

Белла Рамси и сценаристы также добавили Элли из сериала определенный шарм. Да, она совсем не похожа на версию из игры, но некоторые идеи похвалить хочется. Например, сборник шуток, которыми она донимает Джоэла: отличное решение, здорово вписавшееся в сериал.

Достойна похвалы и дотошность, с которой авторы подошли к адаптации. Грим, элементы одежды, ракурсы, диалоги – видно, что авторам было не наплевать на фанатов The Last of Us, и как минимум передать дух и атмосферу игры они старались. Шоу, несмотря на все минусы, удается усидеть на двух стульях: рассказать историю далеким от игры людям, а фанатов баловать пасхалками, небольшими сюжетными поворотами и регулярными камео актеров, которые озвучивали героев в игре.

The Last of Us – очень странная игровая адаптация. Имея на руках готовое произведение, завоевавшее сердца миллионов игроков, авторы зачем-то решили его значительно переделать. На каждое удачное решение – два неудачных, на каждую хорошую попытку расширить канон – две посредственных. В итоге получилось неплохо, но игра все еще на голову лучше: если вы с ней незнакомы, то поверьте – недавний ремейк подарит вам гораздо больше эмоций.

Однако шоу отлично показало себя на HBO, а создатели уже заверили, что вторым сезоном дело не ограничится – их будет минимум еще два. И у авторов есть шансы сделать их лучше: учитывая, что самой The Last of Us: Part 2 как раз не хватило хронометража для всех сюжетных линий и раскрытия некоторых персонажей.