Неплохая, но далекая от идеала адаптация: с ненужными изменениями и лишними сюжетными линиями
13 марта вышла финальная серия сериала The Last of Us. Мы уже делились впечатлениями от первых эпизодов шоу, а теперь пришло время рассказать о полном сезоне. У HBO получилась неплохая, но все же далекая от идеала адаптация. Многие важные моменты работают хуже, а экшен-эпизоды заменены предысториями – увы, далеко не всегда интересными.
Оригинальная The Last of Us в свое время собрала десятки престижных наград, однако и ненавистники, как у любого популярного медиа-проекта, у нее тоже были. Игру ругали «за скучный геймплей», а история, согласно отзывам недовольных, выглядела выдающейся только потому, что в играх ничего похожего до этого не было. Мол, будь The Last of Us фильмом или сериалом, никто бы не обратил на нее внимание.
Теперь у всех сторонников этой теории появилась возможность проверить ее на деле. Правда, чистым этот эксперимент назвать нельзя: у сериала другой темп, да и сюжетных отличий от игры все же хватает. Создатели шоу, Крэйг Мазин и Нил Дракманн, объяснили все изменения просто: у игр и сериалов разная структура, поэтому перенести The Last of Us на экраны один в один будет слишком сложно.
Если рассматривать сериал как самостоятельное произведение, то у HBO получилось неплохое шоу – ни больше, ни меньше. Тут много съемок на натуре, талантливые актеры и не самый типичный сюжет с харизматичными персонажами. Поклонники яростных зомби-экшенов наверняка будут разочарованы: тут не очень много насилия, динамики и сцен с зараженными. Однако если вам куда интереснее смотреть на жизнь людей в сложных условиях – сериал просмотра достоин. Он, как минимум, интригует и заставляет ждать следующих эпизодов.
А вот как адаптация The Last of Us часто разочаровывает. В начале серии авторы могут удивить вниманием даже к самым мелким деталям и практически покадрово переложить сцену из игры на экран – с диалогами слово в слово. Но под конец той же серии создатели внезапно откажутся от какой-нибудь мощного момента или переделают его – хотя ничего менять не стоило.
Оригинальная The Last of Us была идеально смонтирована: сцены заканчивались в нужный момент, персонажи вовремя замолкали, музыка начинала играть именно тогда, когда надо. В сериале практически все важные моменты подвергли изменениям: поменяли подводку к ним, звуковое оформление, монтаж или даже финал. Обиднее всего за музыку Густаво Сантаолальи, который написал крутейший саундтрек: авторы используют его, но в самые сильные моменты он почему-то не включается, как это было в игре. При этом музыка всегда занимала важную роль в серии, а весь звуковой дизайн сцен давно готов — просто бери да повторяй. Но в сериале мелодии звучат как-то хаотично, особенно если вы хорошо помните игру.
Есть у сериала проблемы со структурой. Оригинальная The Last of Us была историей Джоэла и Элли – и только их. Игрок ни на секунду не расставался с персонажами, а их отношения развивались на протяжении всей истории. К финалу было понятно, как герои изменились, почему подружились и стали своего рода семьей. Именно поэтому простой, по большому счету, сценарий TLOU работал и выглядел убедительно – он держался на героях и их развитии.
Авторы сериала заявили, что снять шоу в таком же формате не получится, поэтому расширили побочные сюжетные линии. Герою Билла, например, посвятили целый эпизод, еще один – предыстории братьев Генри и Сэма (в игре о своем прошлом они упоминали буквально парой предложений). И если в первых сериях шоу расширение сюжета выглядело интересно (там показывали начало пандемии в разных странах), то последующие истории вышли попросту бесполезными для основного сюжета.
При этом создатели явно лукавили, говоря, что эти изменения необходимы. Многие режиссеры снимали отличные фильмы с парой актерами в одной локации, так что построить историю исключительно вокруг большого путешествия главных героев тоже было можно. Однако из-за попыток отвлекаться на других персонажей главная сюжетная линия получилась слабее, чем в игре.
Проблемы переноса истории из игрового формата в телевизионный особенно бросаются в глаза в некоторых сериях. Седьмой эпизод, пересказывающий события дополнения Left Neding, смотреть попросту скучно. Если игрок сам управлял Элли, дурачился с Райли и пытался победить в мини-играх, то в шоу приходится наблюдать за двумя скучающими девушками, которые ведут не самые содержательные диалоги. Убийство Дэвида и отчужденность Элли в финале тесно взаимосвязаны в игре: одна сцена сразу перетекала в другую, а игрок моментально понимал, почему девушка грустит. У HBO между эпизодами проходит неделя, так что начало финальной главы выглядит странно, а никакого объяснения поведению Элли авторы не дают.
Джоэл и Элли в сериале стали совсем другими персонажами, и это тоже влияет на восприятие сюжета. В игре Миллер был огромным, суровым и страшным мужиком, который приходил в ярость от одной мысли о том, чтобы попытаться разобраться в своих чувствах. В шоу его злости хватает на первые несколько серий: потом Джоэл страдает от панических атак, плачет и признается брату, что «слаб и стар». Градус агрессивности по сравнению с игрой тоже значительно снижен: там, где игровой Джоэл убивал с десяток людей, в сериале он может вообще никого не тронуть.
Элли в сериале еще меньше похожа на игровую версию – можно даже сказать, что это совершенно другой персонаж. У Naughty Dog получилась необычная героиня: девочка с милой внешностью, которая готова наброситься на любого с ножом и с потоком ругани, но в душе – все же ребенок. В игре напарница Джоэла постоянно восхищается окружающим миром, осторожно пытается наладить отношения со своим опекуном, пытается доказать свою самостоятельность, но все же во всем доверяет экспертному мнению Миллера.
В сериале от этой девочки почти ничего не осталось. Элли ведет себя очень самостоятельно, перехватывает инициативу в любой ситуации и практически ничего не боится. Она не удивляется, не робеет, не переживает. В шоу есть совсем странная сцена, в которой она медленно убивает беспомощного зомби, и этот фрагмент отлично характеризует, насколько далеким получился новый образ от оригинала.
В шоу также существенно сократили роль зараженных и количество экшена. Зомби и в игре встречались не в каждой главе, но в адаптации вообще легко забыть, что они существуют. Многие масштабные сцены с битвами из шоу просто пропали или были упрощены: то ли для сокращения бюджета, то ли из-за желания сконцентрироваться на человеческих историях. При этом для шоу придумали несколько свежих идей вроде нового способа заражения и коммуникации между зомби, но их просто забывают после первых двух серий.
В общем, сериал The Last of Us лишний раз доказывает, как важны мелочи, и как мастерски была сделана оригинальная история. Стоило убрать из нее несколько кирпичиков, и фундамент если не разрушился, то сильно покосился. Шоу нельзя назвать плохим, но и восторгов от него заметно меньше, чем от игры.
Из плюсов сериала стоит отметить попытки расширить канон. Они не вредят основной сюжетной линии, а еще их интересно смотреть даже тем, кто проходил игру. Жаль, что фантазии авторов хватило лишь на первые пару серий и финал: небольшие вступления в каждом эпизоде смотрелись бы уместно.
Белла Рамси и сценаристы также добавили Элли из сериала определенный шарм. Да, она совсем не похожа на версию из игры, но некоторые идеи похвалить хочется. Например, сборник шуток, которыми она донимает Джоэла: отличное решение, здорово вписавшееся в сериал.
Достойна похвалы и дотошность, с которой авторы подошли к адаптации. Грим, элементы одежды, ракурсы, диалоги – видно, что авторам было не наплевать на фанатов The Last of Us, и как минимум передать дух и атмосферу игры они старались. Шоу, несмотря на все минусы, удается усидеть на двух стульях: рассказать историю далеким от игры людям, а фанатов баловать пасхалками, небольшими сюжетными поворотами и регулярными камео актеров, которые озвучивали героев в игре.
The Last of Us – очень странная игровая адаптация. Имея на руках готовое произведение, завоевавшее сердца миллионов игроков, авторы зачем-то решили его значительно переделать. На каждое удачное решение – два неудачных, на каждую хорошую попытку расширить канон – две посредственных. В итоге получилось неплохо, но игра все еще на голову лучше: если вы с ней незнакомы, то поверьте – недавний ремейк подарит вам гораздо больше эмоций.
Однако шоу отлично показало себя на HBO, а создатели уже заверили, что вторым сезоном дело не ограничится – их будет минимум еще два. И у авторов есть шансы сделать их лучше: учитывая, что самой The Last of Us: Part 2 как раз не хватило хронометража для всех сюжетных линий и раскрытия некоторых персонажей.