19,7K подписчиков

5 известных экранизаций Островского

6,6K прочитали

Творчество Александра Островского лежит в основе русского национального театра. Его пьесы уже полтора века не сходят с театральных афиш, их до сих пор экранизируют и смотрят. К 200-летию со дня рождения драматурга вспомним советские фильмы, созданные по его классическим произведениям.

«Без вины виноватые», 1945

Актеры Алла Тарасова и Павел Массальский на репетиции спектакля «Без вины виноватые» © Михаил Озерский, РИА Новости
Актеры Алла Тарасова и Павел Массальский на репетиции спектакля «Без вины виноватые» © Михаил Озерский, РИА Новости

«Без вины виноватые» — одна из репертуарных постановок Александра Островского. Это классический пример драмы, все действия которой разворачиваются вокруг «страдающей» героини. Автор создавал пьесу уже пожилым человеком и сам удивлялся, как легко она писалась:

«Мне неожиданно приходили в голову художественные соображения, доступные только молодым силам, на которые я в мои лета не смел рассчитывать. Повторения такого счастливого настроения едва ли уж дождешься».


По мотивам пьесы в 1945 году Владимир Петров снял одноименный фильм. На черно-белом экране Россия середины 19 века. По сюжету известная актриса Кручинина соглашается поехать на гастроли в городок, где она провела тяжелые молодые годы. Здесь ее когда-то предал любимый человек, и ей пришлось пережить страшную утрату — она потеряла сына. В родном городе Кручинина знакомится с молодым актером и пытается помочь ему на нелегком театральном поприще. Актриса еще не знает, что связывает их с начинающим артистом.

Главную роль в фильме исполняет Алла Тарасова. К этому моменту она уже не раз играла в пьесах по Островскому на сцене МХАТа и даже снялась в роли Катерины в кинофильме «Гроза» 1933 года. Вместе с ней в картине участвовали другие известные актеры того времени, среди них — Виктор Станицын, Борис Ливанов, Ольга Викландт.

«Снегурочка», 1952

Эскиз «Проводы масленицы» Виктора Никитина к мультфильму «Снегурочка» © А. Черняк, РИА Новости
Эскиз «Проводы масленицы» Виктора Никитина к мультфильму «Снегурочка» © А. Черняк, РИА Новости

Сюжет пьесы «Снегурочка» Островский почерпнул из народной сказки, которую встретил у собирателя фольклора Александра Афанасьева. Новаторскую пьесу, в которой хотели объединить драматическую, оперную и балетную труппы, нужно было написать быстро. Срочный театральный заказ драматург выполнял вместе с молодым Петром Чайковским, который создавал музыкальное сопровождение к постановке.

Далеко не все современники поняли эту «весеннюю сказку». Она сильно выбивалась из ряда других работ Островского. Музыкальный вариант «Снегурочки» — опера Римского-Корсакова — больше пришлась по вкусу публике. Именно благодаря ее успеху этот сюжет решили использовать в пятой полнометражной картине «Союзмультфильма».

В основу мультфильма легла история о дочке Деда Мороза и Весны — Снегурочке. Ее ледяное сердце никогда не испытывало человеческих радостей, и только дар матери позволил ей полюбить. Киновед Сергей Асенин писал об этой работе режиссера Ивана Иванова-Вано:

«Гармоничное сложение трех потоков — традиционных национально-изобразительных мотивов, классической музыки и литературы — как бы помножено на современное мировосприятие художника, на гражданственность и гуманизм, составляющие суть его творческой позиции».

«Женитьба Бальзаминова», 1964

Актеры Лидия Смирнова (слева), Екатерина Савинова (в центре) и Георгий Вицин в кадре из фильма «Женитьба Бальзаминова» © РИА Новости
Актеры Лидия Смирнова (слева), Екатерина Савинова (в центре) и Георгий Вицин в кадре из фильма «Женитьба Бальзаминова» © РИА Новости

«Женитьбу Бальзаминова» Константин Воинов снял по мотивам трилогии Островского о молодом чиновнике Бальзаминове. В нее вошли пьесы «Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «Женитьба Бальзаминова».

Мелкий чиновник Бальзаминов мечтает о браке по расчету. Чтобы достичь желаемого приданого, ему пришлось пережить не одно неудачное сватовство. Но все же он достиг успеха в своем непростом холостяцком деле: женился на властной и богатой купчихе. В финале фильма маменька Бальзаминова успокаивает сына:
«Ничего, Миша, с деньгами-то мы и без ума проживем!..»

Неоспоримое достоинство фильма — актерский состав. Бальзаминова играет Георгий Вицин, причем в двадцатилетнего охотника за приданым ему пришлось преобразиться в 46 лет. Его долго гримировали, поэтому сам актер шутил, что фильм можно было назвать «женитьбой забальзамированного». А матушка Бальзаминова — Людмила Шагалова — была на шесть лет младше своего «сына». Также в кадре повляются и другие звезды советского кино: Надежда Румянцева, Людмила Гурченко, Нонна Мордюкова и Ролан Быков.

«Жестокий романс», 1984

Кадр из фильма «Жестокий романс». Актеры (слева направо): Виктор Проскурин, Вера Петрова, Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Лариса Гузеева © Сергей Иванов, РИА Новости
Кадр из фильма «Жестокий романс». Актеры (слева направо): Виктор Проскурин, Вера Петрова, Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Лариса Гузеева © Сергей Иванов, РИА Новости

В основу фильма «Жестокий романс» режиссера Эльдара Рязанова легла «Бесприданница» Островского. Это третья экранизация пьесы и попытка режиссера выйти из привычного для него комедийного жанра. Публика высоко оценила фильм, он быстро стал популярным. Однако критики посчитали интерпретацию Рязанова слишком вольной, его даже обвинили в опошлении пьесы.

Действие разворачивается в вымышленном городе Бряхимове. Дворянка из уважаемой семьи Харита Игнатьевна Огудалова после смерти мужа осталась почти без денег одна с тремя дочерьми. Выдать их замуж — единственный для нее вариант «выживания» в свете. Двум старшим дочерям удалось найти мужей. «Непристроенной» осталась младшая — прекрасная Лариса. К ней оказались неравнодушны сразу несколько кавалеров. Один из них — Сергей Паратов — очень обаятельный, но легкомысленный барин.

Роль Ларисы Огудаловой сыграла Лариса Гузеева. Фильм стал дебютом актрисы в кинематографе и открыл ей дорогу в кино. Однако исполнение Гузеевой стало очередным объектом нападок. Так, критики отмечали, что на фоне таких профессионалов, как Алиса Фрейндлих и Никита Михалков, ее игра терялась, а литературовед Борис Костелянец даже написал, что
«неопытность, а временами даже беспомощность начинающей актрисы фильм не пытается преодолеть».

Отдельная любовь зрителя в «Жестоком романсе» — музыка. Саундтрек к фильму после премьерного показала сразу же выпустили на виниловых дисках и аудиокассетах. А романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Никиты Михалкова до сих пор знают в каждом российском доме.

«После дождичка, в четверг…», 1985

Рекламный плакат фильма-сказки «После дождичка, в четверг…». Художник В. Сачков, 1985 год
Рекламный плакат фильма-сказки «После дождичка, в четверг…». Художник В. Сачков, 1985 год

Последняя в подборке работа вряд ли ассоциируется у массового зрителя с фигурой Островского. Советская киносказка «После дождичка, в четверг...» действительно была написана по мотивам либретто драматурга. Только этот текст создавался для оперы, которой не суждено было увидеть сцену.

В 20 веке материалы сказки отыскал советский драматург и бард Юлий Ким. Он довел сюжет до логического завершения — сам Островский его не дописал — и поставил на сцене Театра Маяковского. После успешной постановки режиссер Михаил Юзовский решил перенести сказку на экран.

В картине все любимые герои русских сказок: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Жар-птица и Иван-царевич. Помимо яркого актерского состава (Олег Табаков, Олег Анофриев, Татьяна Пельтцер, Наталья Крачковская) зрителям полюбились яркие костюмы, остроумные диалоги и песни Геннадия Гладкого. А спецэффектами, которые удалось создать советским инженерам и каскадерам, восхищался даже Стивен Спилберг, пытавшийся разгадать тайну полета ковра-самолета.

По произведениям Александра Островского снят не один десяток кинолент. Многие из них популярны до сих пор. В апреле исполняется 200 лет со дня рождения великого драматурга. Узнать о нем больше можно на выставке «Островский live» в петербургском Музее театрального и музыкального искусства, которая проходит при поддержке банка ВТБ.