7 подписчиков

«Война конца света» Марио Варгас Льоса

Впервые с Льосой я познакомилась во время чтения «Разговора в «Соборе», и так мне понравилась книга, что захотелось все-все узнать и про автора. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что Льоса — нобелевский лауреат, что им зачитывались в советское время, что он даже баллотировался в президенты Перу (и дошёл до второго тура!), а я ни разу в жизни о нем и не слыхала, несмотря на всю любовь к литературе. Но для такого стечения обстоятельств нашлось весьма примитивное объяснение.

Как и у большинства латиноамериканских авторов 20 века, диктатура — центральная тема произведений Льосы. Однако за свой жизненный путь он из социалиста откатился в консерваторы, а затем разочаровался в государстве в целом, став одновременно сентиментальным идеалистом и безнадежным циником. С этими-то идеологическими метаморфозами и связаны как забывчивость союза, так и прозрение нобелевского комитета. А зря. Льоса — талантливейший писатель. Как тонкий психолог, он обладает даром в двух строчках обрисовать реалистичный портрет даже самого фонового персонажа. Как хороший знаток истории и политики, Льоса на страницах своих книг реконструирует диктаторские режимы, политические уловки и трагедии маленького человека, оказавшегося в водовороте этих интриг. Льоса — утопист, мечтающий о власти культуры и искусства, но, как интеллектуал, понимает обречённость и безнадёжность таких мечтаний.

Антонио Наставник
Антонио Наставник

У «Войны конца света» есть свой исторический прототип — о нем есть статья в Википедии «Война Канудус». Но автор оживил хронику оригинальными персонажами, добавил политические хитрости и философское наполнение. Сюжет не банальный, но и не выдающийся. Дело происходит на исходе 19 века: в Бразилии отменяют рабство, а монархия путём военного переворота превращается в республику. Но фоне этих событий религиозный фанатик Антонио Наставник собирает вокруг себя секту из бандитов, грешников, освобождённых рабов и прочих сирых и обездоленных, и готовит свою паству к судному дню: вот вам духовное очищение и воинствующая ненависть к республике (псам антихриста). Секта захватывает брошенное поместье барона-консерватора и основывает там город Канудос. С одной стороны община эгалитарная, а с другой паразитирующая на поместьях иноверцев. Естественно, такая самоорганизация мало радует монархистов. Республиканцам, в свою очередь, меньше всего хочется объединения недовольных масс, считающих республику своим главным врагом. Отстаивая свои политические выгоды, каждая партия пытается обвинить другую в пугающем феномене Канудоса, но затем они общим фронтом пытаются стереть секту с лица земли и из истории.

Журема. Совет для будущих читателей: чутко относитесь к именам персонажей
Журема. Совет для будущих читателей: чутко относитесь к именам персонажей

В сравнении с «Разговором в «Соборе» «Война» сильно проигрывает как в художественном, так и в техническом плане. Она сильно проще по конструкции текста, а персонажи хотя и западают в душу, но читатель не успевает проникнуться и привязаться к ним. По большому счёту, в книге нет ни протагонистов, ни антагонистов, республика и монархия переплетаются в одно жестокое государство, истории повстанцев однотипны, а личность Антонио Наставника так и вовсе просто условность. Есть и совсем дурацкие моменты, выбивающиеся из сюжета, и выглядящие как ничем не обусловленная прихоть автора.

Но несмотря на эти претензии, книга не оставляет читателя равнодушным, как бы банально это ни звучало. Даже спустя долгое время после прочтения хочется возвращаться к отдельным моментам, событиям, переживаниям героев. Роман знакомит с непривычными для европейца менталитетом и проблемами, а спорные действия героев могут стать поводом для долгих дискуссий. Но при всей неоднозначности своих персонажей, Льоса оплакивает судьбу каждого из них. «Война конца света» — это песнь о безвыходности нищего, обреченного народа, который не перестаёт бороться даже ценой своей жизни. А ещё о кровавых следах революции. О надеждах на искупление. О беспринципности власти и ещё многом, многом другом.

– Так, что же, он спасся? 
– Архангелы спустились за ним и взяли на небо, – говорит она, опять прищелкнув языком. – Я сама видала.
– Так, что же, он спасся? – Архангелы спустились за ним и взяли на небо, – говорит она, опять прищелкнув языком. – Я сама видала.

Я бы советовала начинать знакомство с Льосой с «Разговора в «Соборе», но «Война конца света» — это достойный и трогающий эпос, который я также рекомендую.