25,4K подписчиков

"Моя волна": Нина Хаген

299 прочитали
В данном материале я хотел бы напомнить читателям о такой неоднозначной фрау, как Нина Хаген: певице, музыканте, авторе песен и актрисе.

В данном материале я хотел бы напомнить читателям о такой неоднозначной фрау, как Нина Хаген: певице, музыканте, авторе песен и актрисе. "Матери немецкого панка" с лёгкой руки журналистов канала MDR в конце концов.

Сам я с годами от панк-музыки отошёл, но в молодости, чего уж греха скрывать... "Дети смутного времени, панки, Вы эпохи застоя подранки..."пел когда-то Владимир Асмолов. И хотя песенка была шуточная, но наши отечественные, доморощенные панки действительно были "подранками" эпохи застоя и тот протест, который они выражали своим поведением, внешним видом и песнями - был протестом против всего того, что напоминало пруд с застоявшейся водой, подёрнутый зелёной тиной от которого шёл запах далеко не "Шанели". Панки на Западе были другими, но главная суть была той же - протест против устоев общества (в их случае - буржуазного).

Обычно для панк-музыки не свойственны какие-либо сложные музыкальные аранжировки, да и вокальные данные исполнителя не имеют принципиального значения. Грязный, "гаражный" звук, драйв и харизма вкупе с эпатажными выходками - вот и готовый рецепт чтобы стать панк-музыкантом. Тем удивительнее встретить в рядах панков людей, с незаурядными вокальными данными. Такими, как у Нины Хаген. Её голосовой диапазон поистине уникален и составляет четыре октавы, что позволяло ей уверенно исполнять партии также и в очень низком регистре, вплоть до соль большой октавы, характерного для баритона. С такими данными она могла петь в любом формате, но выбрала то,что выбрала.

Ни́на Ха́ген (нем. Nina Hagen, настоящее имя — Катари́на Ха́ген (Catharina Hagen) родилась 11 марта 1955 года, в Восточном Берлине (ГДР). Её родителями были журналист и сценарист Ханс Хаген (Hans Oliva-Hagen, 1922—1992) и актриса Ева-Мария Хаген (Eva-Maria Hagen, 1934—2022). Дед Нины по отцовской линии погиб в концлагере Заксенхаузен (он был евреем).

В молодости Нина Хаген мечтала стать актрисой в ГДР, но провалилась на вступительных экзаменах в актёрскую школу в 1972 году. В 1970-х годах пела в разных коллективах (в том числе в Польше). Получила известность в ГДР как участница группы «Automobil».

В 1976 году из-за политических проблем, связанных с её отчимом и единомышленником Вольфом Бирманом, эмигрировала из ГДР в Великобританию.

В 1977 году переехала в ФРГ, основав собственный музыкальный коллектив «Nina Hagen Band».

В 1978 году вышел первый альбом, также носящий название «Nina Hagen Band», принёсший Нине Хаген международную известность. Первое выступление состоялось на немецком фестивале Rockpalast.

В 1979 году выходит второй альбом «Unbehagen» («Неловкость»), после чего Нина распускает группу и отправляется в Нидерланды на поиски нового коллектива, с которым она могла бы покорить Запад, попутно снимаясь в психоделическом фильме про голландскую молодёжь «Cha-Cha»(из Википедии).

С вышеописанным периодом (да и то далеко не всем) жизни и творчества Нины Хаген я знакомился уже позднее, то есть во времена массового появления интернета. А первым альбомом, который я услышал, был альбом In Ekstase & In Ekstasy выпущенный в 1985 году (я его услышал в конце 1987-го).

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2FpivEMPgP0

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=F6s68socYuU

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=E3vhhNpvbA0

80-е это вообще новый этап в жизни Нины Хаген. Именно в тот период она заинтересовалась духовностью и религиями, а также защитой прав животных, что нашло отражение во всей её дальнейшей творческой деятельности.

В 1980 году, после неудачно начавшегося второго тура по Европе, Нина Хаген принимает решение переехать в Нью-Йорк, где продолжает упорно добиваться своей цели — популярности. Далее последовал переезд в Лос-Анджелес. Увиденный ею во время беременности в 1981 году НЛО (интересно, правда это или Нина принимала запрещённые препараты?) оказал огромное влияние на дальнейшее её творчество, сделав её альбомы ещё более специфическими по звучанию и смысловой нагрузке.

В 1982 году под опекой продюсера Беннета Глотцера, в своё время занимавшегося такими известнейшими музыкантами, как Фрэнк Заппа и Дженис Джоплин, Нина выпускает третий по счёту и первый международный альбом «Nunsexmonkrock», принёсший ей некоторую известность в США и ряде других стран.

В 1983 и 1984 годах соответственно, на волне успеха выходит двойной (англо- и германоязычный) альбом «Fearless»/«Angstlos» с хитом «New York, New York».

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Oiscau0zJKc

В 1985 году на свет появляется второй двойной и пятый номерной альбом Нины Хаген - уже упомянутый мной выше «In Ekstasy»/«In Ekstase», с программой которого Нина производит фурор в новых странах, таких, как Бразилия (фестиваль «Rock in Rio»), Аргентина, Венесуэла Южной Америки а также Японии и Израиле. Год спустя, в 1986 году, Нина Хаген объединяется со своей давней подругой и певицей Леной Лович для выпуска сингла-манифеста в защиту животных «Don’t Kill the Animals», а также перепевает знаменитый хит Майкла Джексона «We Are the World» на немецком языке («Wir sind die Welt»). Жить Нина Хаген переезжает на Ивису (Ибица). В 1987 году, в Канаде выходит сингл «Punk Wedding».

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=bVnVcbuoyWU

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=EREJvLv1EfU

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=docNJYptK7s

Казалось бы уже на этом моменте можно было остановиться, "бросить якорь" и спокойно создавать новые альбомы не мотаясь по всему свету. Многие бы наверное так и поступили. Многие, но не Нина, которая в очередной раз меняет геолокацию, перебравшись в самое сердце Франции, то есть в Париж.

В 1989 году вышел очередной альбом певицы «Nina Hagen». В нём она возвращается к панк-истокам своего творчества, не забывая в который раз использовать в своих песнях многоязыковую лексику, среди которой снова, как и в «Nunsexmonkrock» и в «In Ekstasy/In Ekstase» встречается русскоязычная. Певица становится едва ли не первой в современной музыке, исполнившей «Аве Марию». Имиджем певицы занялся Жан-Поль Готье, сделав её образ более строгим и изящным. В конце 1980-х годов Нина Хаген участвует в записи одного из альбомов известного немецкого певца Удо Линденберга.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=pfFF9V2J2fI

В 1991 году выходит альбом «Street», удививший многих поклонников нехарактерным для своего времени звучанием. Продолжением электронной темы стал дуэт Нины Хаген с исполнителем Adamski в песне и видео «Get Your Body» в 1992 году. В марте того же года артистка получает полчаса в месяц эфирного времени для собственной передачи на канале RTLplus.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=3tSSll3flRg

В 1993 году Нина Хаген выпускает альбом «Revolution Ballroom», прославивший Нину клипом на песню «So Bad», ставшим одним из самых эффектных за всю её карьеру. В записи этого альбома принимал участие Phil Manzanera, гитарист группы Roxy Music. И ("снова здравствуйте!") Нина Хаген возвращается в Голливуд.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=HrPm-TAoRLM

В 1995 и 1996 годах выходит двойной альбом певицы «Freud Euch»/«Bee Happy» соответственно, которым Нина Хаген ещё раз подтверждает свой неизменный статус матери панк-рока. Две песни из этого альбома были использованы в одной из серий научно-фантастического триллера «Tatort», где Нина Хаген сыграла роль певицы в клубе.

В 1999 году появляется юбилейный, десятый по счёту альбом певицы, ориентированный больше на поклонников древнеиндийской философии и мифологии, влияние которой достигло своего апогея в творчестве Нины, из-за которого назрела необходимость выпустить работу, полностью посвящённую тибетским рагам, мантрам и бхаджанам. Этот год ознаменован также выходом песни и клипа «Fieber» в дуэте со всемирно известной немецкой группой Oomph! и вторым выступлением на Rockpalast. Годом ранее, в 1998 году, Нина Хаген принимает участие в записи дуэта с певцом Thomas D в песне «Solo», также снявшись в одноимённом клипе и сыграв Бабу-Ягу в фильме ужасов «Василиса» на Киностудии имени А. Довженко в Киеве, Украина. К 100-летнему юбилею Бертольта Брехта Нина переехала в родной Берлин. Вместе с Мерет Беккер она выступала на т. н. панк-брехт-вечерах «Wir hießen beide Anna» («Нас обеих зовут Анна»). В 1999 году для двойного альбома спела целиком «Трёхгрошовую оперу» Брехта.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=B_ZjWnNtXKs

В 2000 году «мать панка» возвращается с альбомом «Return of the Mother», снова вступив в борьбу с системой с призывами человечества к перемене взглядов на мир: в альбоме вновь подняты темы духовности, тотального контроля, зависимости от фармакоиндустрии, НЛО и другие. Через год Нина Хаген принимает участие в записи песни для альбома немецкого дуэта Rosenstolz «Die Schwarze Witwe». А ещё через год происходит визит Нины Хаген в Москву, где она выступает в клубе Б2, а интервью с эксцентричной певицей транслируют по центральным каналам российского телевидения.

В 2003 году выходит джаз-альбом с каверами легендарных англоязычных мировых хитов прошлых лет «Big Band Explosion». Мировой же успех снова вернулся к Нине Хаген благодаря кавер-версии известного хита группы Rammstein «Seemann», исполненной вместе с финским квартетом Apocalyptica, снявшимся с ней в одноимённом видео. В 2004 году Нина Хаген снимается в роли злой царевны в комедийном фильме ужасов «7 Zwerge» по мотивам популярной сказки «Белоснежка и семь гномов». Выходит в свет и автобиографическая книга Нины Хаген «That’s Why the Lady Is a Punk».

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=v-YzdvmD2aQ

В 2006 году выходит логическое продолжение предыдущего альбома «Irgendwo Auf Der Welt». С августа 2006 года Нина — член жюри телешоу «Popstars» на немецком телеканале Pro7. В этом же году выходит продолжение фильма «7 Zwerge».

В 2009 году, совместно с единомышленницей в борьбе за права животных Памелой Андерсон, панк-дива снимается в нашумевшем рекламном ролике PETA. 21 октября, в рамках своего гастрольного тура Нина Хаген вновь посетила с концертом Москву, который состоялся в клубе Б1 Maximum. Певица снова переезжает, на этот раз на родину — в Берлин, Германия. Во время второй части турне, 16 июля 2010 года, состоялся выпуск нового альбома панк-дивы. Разочаровавшись в индуизме, певица отложила выпуск рок-альбома, и за один год записала «Personal Jesus», состоящий из евангелических песнопений, подкреплённый новой книгой «Исповедь», вышедшей в марте. Следом за ним, как это уже было в 1999—2000-х годах, панк-дива выпускает долгожданный панк-альбом, с помощью которого она «продолжает работу по изменению сознания человечества и установлению мира на планете Земля». В него вошли как уже полюбившиеся поклонникам концертные хиты «Killer», «Soma Koma», «Süsses, Süsses Lied Der Errettung», так и другие, доселе неизвестные композиции. 11.11.11 вышел новый альбом Нины Хаген, получивший название «Volksbeat».

В 2012 году Нина Хаген, как и впоследствии многие другие мировые знаменитости, выразила поддержку арестованным участницам группы по нашумевшему делу Pussy Riot, при этом добавив, что не одобряет их действий, но протестует против излишне сурового наказания.

2013 год прошёл для певицы под знаком театра Берлинского Ансамбля, где певица стала проводить вечера, посвящённые Бертольту Брехту, нередко вместе со своей матерью и дочерью. На социальной ниве тоже успех — во многом благодаря её усилиям после многолетнего незаслуженного принудительного психиатрического лечения свободу получил Густль Моллат.

Нина Хаген переезжает в Гамбург. 2014 год принёс поклонникам выпуск диска со стихами другой жертвы психиатрии — Илоны Хаслбауэр (освобождена в 2015 году), выход двух мультфильмов: «Пчела Майя» и «Седьмой Гном» (предыстория «7 Zwerge»), в озвучивании которых приняла участие Нина Хаген, а также её возвращение в кино в качестве актрисы. В 2016 году артистка отметила 45-летний юбилей на сцене.

2 декабря 2021 года мелодия песни Нины Хаген Du hast den Farbfilm vergessen («Ты забыл цветную плёнку») была исполнена военным оркестром во время церемонии, посвящённой проводам Ангелы Меркель с поста канцлера ФРГ.

Отследить все перемещения Нины Хаген во времени и пространстве наверное не под силу даже самым преданным её фанатам, а я к таковым себя не отношу, хотя некоторые (но не все) альбомы Нины слушал в своё время с большим интересом. Поэтому, при создании данной статьи, пришлось обратиться к материалам из интернета.