148 подписчиков

Знала, как выйти из крутого пике

В юбилейный для гражданской авиации год предлагаем вам, уважаемые читатели, новый проект — «Взлётная полоса». На страницах «ТИ» будем рассказывать о наших земляках — лётчиках Тюменского управления гражданской авиации.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Открывают серию публикаций воспоминания Нины Черкасовой. Записал их Виктор Веселов, экс-штурман лётного отряда, председатель Совета ветеранов Тюменского управления гражданской авиации.

Нина Ивановна родилась на Украине в 1937-м, в районном центре Валки Харьковской области. Отец Иван Устинович Онищенко — простой шофер, участник Великой Отечественной войны. Воевал с первого дня и до последнего. Войну закончил в Дрездене. Мама Вера Емельяновна — учительница начальных классов. Семья была большая, пятеро детей. До Великой Отечественной жили в Харькове. Дальше — монолог Нины Черкасовой.

Косы убрать!

Когда началась война, папа ушел на фронт, а в конце октября 1941 года немцы оккупировали Харьков. После войны мы вернулись в Валки, там я пошла в школу. Окончила десять классов и в 1954 году уехала в Харьков.

Устроилась работать на завод, в цех, где плели проволочные тросы. Мне хотелось скорее получить какую-нибудь профессию и помогать родителям. На заводе много работало молодежи. Вечерами ходили в кино, на танцы. Группа ребят занималась в аэроклубе, учились летать на самолете, прыгать с парашютом. Я мечтала о море и хотела непременно стать капитаном дальнего плавания. Но так случилось, что однажды пошла с ребятами в аэроклуб, записалась в летную группу. В свободное от работы время два года училась в аэроклубе. Постепенно вопрос о выборе профессии отпал сам по себе. Решила: буду летать!

В 1959-м поступила в Саранскую Центральную объединенную летно-техническую школу — (ЦОЛТШ) ДОСААФ. Вначале были сомнения: возьмут — не возьмут. Как ни крути, ДОСААФ — полувоенная организация, аэроклуб — резерв Главного командования ВВС страны. И летчик — это в общем-то мужская профессия, а я женщина… Меня взяли, но предупредили: косы убрать! Стрижка должна быть короткой.

У меня была красивая длинная коса, ниже пояса. Я ее обрезала без сожаления. Училась хорошо и летала с большим желанием. От инструкторов и вышестоящих командиров и начальников нареканий не было. За время учебы в Центре освоила самолет Як-18 и все его модификации. Там же и познакомилась со своим будущим мужем Георгием Черкасовым, он шел старше меня на один курс. После окончания «Центра» уехал в Курган. Я окончила «Центр» в 1961 году. Приехал Черкасов — расписались и уехали к нему в Курган. Работала по специальности летчика-инструктора самолета Як-18У. Учила летать курсантов.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Путёвка в небо

Помнится, в Кургане на Як-18 у меня был случай. Работали с курсантом в пилотажной зоне, выполнили все упражнения поставленной задачи. Доложила руководителю полетов: задачу выполнила, разрешите вернуться на аэродром. Разрешение получили. Начали снижаться. И что с моим курсантом случилось? Не знаю. Снижаемся. Ниже. Ниже. Пора выводить машину, а он никак не реагирует. Легонько потянула ручку управления на себя. Она ни с места! Я сильнее тяну! Никакой реакции, а земля приближается! Курсант почему-то зажал ручку управления. Уже изо всех сил рванула ручку на себя и вывела самолет из крутого пике над самыми верхушками деревьев. Сели. Зарулили на стоянку. Вышла из кабины — на колесе ветка от дерева. Смотрю на курсанта — сидит бледный, из кабины выйти не может…

Молодого человека хотели даже отчислить, но я его отстояла. Поручилась за него. В дальнейшем этот курсант летал без замечаний. Однако при выпуске в его характеристике было указано: «имеет склонность к хулиганству». Так мы и не узнали у курсанта причину, почему так получилось.

Но вскоре в Кургане началась реорганизация. Меня сократили. Черкасова оставили, он был парень свой, курганский. Позвонила в ЦК ДОСААФ в городе Москве, объяснила руководству ситуацию, мне пообещали помочь и перезвонить дня через три. Через три дня позвонили: «Поезжайте в город Омск. Там нужны летчики-инструкторы, к осени вас обеспечат жильем». Перебрались в Омск. Работала летчиком-инструктором в Омском учебном центре до 1972 года. Сдала на 1-й класс. Освоила иностранные реактивные самолеты L-29, Z-326. Обучила курсантов на «спарке» и дала путевку в небо более 60 молодым летчикам. «Спарка» L-29 — хорошая двухместная чешская машина, легкая в управлении, надежная, многие ошибки прощала.

Больше всего мне нравилось летать на Z-326. Тоже чешская машина. Одноместная, легкая, пилотажная, хорошо слушается, и самое главное — в кабине находишься один. Спокойно выполняешь все фигуры высшего пилотажа. Я уже имела первый спортивный разряд. Многие ребята в омском «Центре» выполнили нормативы мастеров спорта и даже мастеров международного класса. Помню, там летали Володя Курякин, Володя Рудницкий, Володя Черных. Приятно вспоминать то времечко!

Интересный случай

Потом мы решили перебраться в Тюмень, поближе к родителям мужа. Георгий съездил в Тюменское управление насчет работы. В отделе кадров управления ему ничего не предложили. Тогда поехала сама, записалась на прием к начальнику управления. Меня принял Хохлов Иван Тихонович, с ним был его заместитель Краснов Владимир Степанович. Рассказала о своем желании работать в Тюмени на самолете Ан-24.

— Да вы что! — воскликнул Краснов. — У нас такая очередь на переучивание. Вот на Ан-2 — пожалуйста. Нет проблем, берем сразу.

— Извините, — ответила. — Я уже не в том возрасте, чтобы сопли морозить на Ан-2. Хочу на самолет Ан-24. Не прошусь ведь на Ту-134.

— Хорошо. Приходите завтра… — предложил Хохлов.

Пришла. Меня сразу отправили в отдел кадров. 26 декабря группа ехала переучиваться на самолет Ан-24 в Кировоградскую школу высшей летной подготовки. Так в декабре 1972-го мы с мужем уехали в Кировоград. Теоретическую подготовку прошли за три месяца. Летная практика была подольше. Летали по учебным воздушным трассам, взлет-посадку отрабатывали на полевых аэродромах.

Расскажу один интересный случай. Летим мы как-то раз, отрабатываем учебную программу. Слева сидит командир пилот-инструктор, я справа — на месте второго пилота. Вдруг чувствую в кабине запах гари. Забеспокоилась: «Ребята, вы ничего не чувствуете?» Все завертели носами. Нет, ничего не чувствуется. Но я настаивала: «Что-то у нас горит!» Бортмеханик осмотрел нашу кабину, побежал проверить пассажирский салон, докладывает: «Все чисто». Командир удивленно поглядел на меня. Обратно возвращались по тому же маршруту. И вдруг вновь чувствую запах гари в кабине… И так повторялось не раз, причем на одном и том же маршруте. Заметила: это было в районе населенного пункта Александрия.

Командир авиаэскадрильи никуда не стал докладывать, приказал инструкторам не ставить меня на тот маршрут. На других-то маршрутах летала нормально, безо всяких эмоций… На 9 Мая нас отпустили домой на выходные. Мои родители жили в городе Валки, поехали к ним в гости. В одном из разговоров с мамой о житье-бытье, о работе упомянула о своем странном ощущении в полете в одном и том же месте, над Александрией.

Мама, услышав это, вдруг заплакала и сказала: «Доченька, ты разве не помнишь? Это было уже в 1942-м. Немцы в городе собрали жителей на показательную казнь двух молодых парней. После казни фашисты всех нас согнали в колонну и погнали на запад. Шли дня два мимо неубранных полей. Еды с собой никакой не было. Ночевали где придется. Земля была холодная. По дороге фашисты издевались над нами. Разрешали брать с полей картофель, бурак. Я никуда не уходила и тебя не отпускала. Немцы в тех, кто бросался в поле за едой, ради забавы стреляли, травили собаками и смеялись.

Подошли к Днепру. Кому повезло, через реку перебирались по мосту. В сплошной давке многие падали в воду, их тут же расстреливали. Потом за Днепром, возле какой-то деревни, всех загнали в сарай и подожгли. Пахло дымом, все кричали, плакали. К счастью, нас спасли партизаны…»

Когда после праздников мы вернулись в учебный отряд, подошла к командиру эскадрильи и попросила его поставить меня на тот мой злосчастный маршрут, объяснила, в чём дело. Слетала нормально — никаких посторонних запахов.

Через некоторое время командир эскадрильи вызвал меня к себе и сказал: «Мой отец в войну партизанил в тех краях. Я поинтересовался, был ли у них такой случай. Отец ответил: да, был. Тогда мы еле-еле успели спасти жителей, сарай уже весь горел».

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Негласное правило

После окончания Кировоградской ШВЛП по специальности «пилот Ан-24, Ан-26» работала во Втором тюменском авиапредприятии, в 357-м летном отряде вторым пилотом самолета Ан-24. Отрядом командовал замечательный человек Борис Васильевич Сельков. Флаг-штурманом летного отряда был Александр Васильевич Васюк. Коллектив в отряде был очень хороший. В транспортной авиации специфика работы несколько иная. География полетов обширная, почти весь Советский Союз и, конечно, Тюменская область. Работала с геологами и нефтяниками. Перевозка пассажиров, багажа и почты, продуктов и оборудования на Север.

Когда встал вопрос о моем командирстве, командир эскадры самолетов Ан-24 Малахов прямо сказал: «По программе вы подходите на ввод в строй командиром корабля. Ваш муж — второй пилот, и он тоже подходит по всем показателям. Кого из вас первым начинать тренировать на левом кресле? Подумайте».

Чтобы не ущемлять самолюбие мужа, решила уступить ему кресло командира корабля… Хотя уже знала, что в авиации существует негласное правило: если один раз отказался — второй раз уже не предложат.

— Была ли я счастлива в своей жизни? Да. Любимая работа. Дружный летный коллектив. Двадцать лет безоблачной семейной жизни. Дети выросли. Устроены. Не забывают внуки. Надо сказать, что по жизни меня всегда окружали хорошие люди. Подошло время — пошла на пенсию. Чтобы как-то адаптироваться на земле и быть рядом с коллективом, некоторое время работала в группе расшифровки авиационных происшествий. Вскоре совсем ушла из авиации. Теперь я совершенно свободный человек.

P. S. В 2004 году Нина Ивановна вышла в отставку. Более десяти тысяч лётных часов провела в воздухе лётчик Черкасова. За самоотверженный труд награждена медалью «Ветеран труда» и нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта». Является лауреатом премии имени В.И. Муравленко.

В настоящее время Нина Ивановна активно участвует в жизни ветеранской организации, она член совета ветеранов Тюменского управления гражданской авиации. Ведёт большую общественную работу в целях популяризации авиации среди молодёжи города и патриотического воспитания школьников.

Виктор Веселов

Источник: https://t-i.ru/articles/48176

Ещё больше материалов на сайте → https://t-i.ru