Госдума РФ планирует позволить региональным властям самостоятельно устанавливать суммы штрафов за неоплаченный проезд по платным дорогам с целью пополнения бюджетов городов и областей. Эксперты автомобильной отрасли опасаются установки необоснованно высоких штрафов местными властями.
В Министерстве транспорта решили, что регионы должны сами регулировать размеры штрафов на местных платных дорогах и распоряжаться поступлениями от них в бюджеты. Срок рассмотрения законопроекта неизвестен, однако дата вступления в силу новых правил уже обозначена — 1 марта 2024 года.
Напомним, что большинство платных трасс имеет федеральный статус и обслуживается единым оператором — компанией “Автодор”. Штраф за бесплатный проезд по таким дорогам, согласно КоАП, составляет 1,5 тыс. рублей для легковых авто и 5 тыс. рублей — для грузовиков.
Данные тарифы действуют на платных трассах М-1, М-4, М-12, ЦКАД и всех остальных федеральных дорогах, где функционирует система free flow: это когда нет пунктов приёма оплаты и шлагбаумов, а проезд фиксируется дорожными камерами. Оплата производится водителем на сайте или в мобильном приложении, когда приходят чеки по показаниям камер.
“Постановления об административном правонарушении выписывает Ространснадзор. Средства идут в федеральный бюджет. Компания просит вовремя оплачивать услугу проезда или воспользоваться правом, которое дает владельцу автомобиля законодательство: в течение 25 дней с даты проезда погасить долг за оказанную услугу. Пять дней даётся на оплату, потом оформляется постановление, но у водителя есть ещё 20 дней на аннулирование штрафа посредством оплаты долга за проезд. Оплата штрафа не освобождает от оплаты проезда, и долг накапливается”, — напоминают в пресс-центре “Автодор”.
Но есть и местные платные трассы. Например, недавно введённый в строй Московский скоростной диаметр, платная дорога в Псковской области, трасса в обход Хабаровска, а также платные дублёры МКАД и Кутузовского проспекта, запуск которых планируется со дня на день. Эти региональные дороги находятся в ведении региональных властей, которые, по мнению Минтранса, должны сами решать, штрафы какого размера взимать с неплательщиков.
Если инициатива пройдёт Госдуму, города и области будут сами фиксировать нарушения по камерам и рассылать постановления с суммами штрафов, которые определят тоже сами. Ожидается, что локальные штрафы можно будет оплатить в течение 20 дней со скидкой в 50%.
Мнение экспертов
Госдума ещё не приступила к рассмотрению законопроекта, а эксперты автомобильной отрасли уже возбудились. Среди них бытует мнение, что данная мера дискредитирует федеральные законы и позволит местным чиновникам произвольно устанавливать необоснованно высокие штрафы. Чем они немедленно и воспользуются.
“Думаю, что региональный штраф за неоплату проезда по платной дороге вырастет в два раза от нынешней суммы. Это непропорционально высокий штраф, но в Москве все штрафы такие. К этому нужно готовиться. Но мы будем всячески советовать депутатам отказаться от такой нормы, потому что она направлена на дискредитацию федерального законодательства и снижение его значимости.
Все штрафы должны быть зафиксированы в КоАП, они должны быть федеральными. А если есть необходимость сделать штрафы для каких-то крупных городов и территорий выше, то в КоАПе уже есть такая возможность.
Администрировать штрафы должна одна-единственная структура — это ГИБДД. И оспаривать штрафы нужно в понятном режиме, а обеспечить это могут только Госавтоинспекция и портал Госуслуг”, — пояснил глава Российского автомобильного союза (РАС) Антон Шапарин в интервью журналисту портала Авто.ру.
Для справки
Согласно ведомственной отчётности ГИБДД всего в 2022 году вынесено 201 млн штрафов на сумму 136,8 млрд рублей. Структура собираемости по регионам выглядит так:
- Москва — вынесено 39,3 млн постановлений на 30,3 млрд руб.
- Московская область — 31,3 млн штрафов на 19 млрд руб.
- Санкт-Петербург — 9,6 млн штрафов на 4,4 млрд руб.
- Краснодарский край — 7,7 млн постановлений на 4,9 млрд руб.
- Татарстан — 7 млн штрафов на 4,8 млрд руб.
- Башкирия — 5,6 млн штрафов на 2,4 млрд руб.
- Самарская область — 4,2 млн на 2,3 млрд руб.
Мнение редакции
По нашему оценочному суждению, региональные власти не согласны с гигантской разницей в собираемости штрафов по регионам. А равно и с тем, что львиная их часть уходит в федеральную казну, минуя местные бюджеты. Вероятно, данная несправедливость и послужила поводом для лоббирования (не путать с коррупцией!) профильного законопроекта в Госдуме.
А вы как думаете? Делитесь своим мнением в комментариях.
Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.
Благодарим за внимание, лайки и комментарии.