28 подписчиков

Олимпиада-80 в мире мультипликации.

Каждый раз, когда приближаются Олимпийские игры, обязательно возникает случай вспомнить или порассуждать о том, как всё происходило раньше и есть ли отличия от той Олимпиады, что теперь. Если в настоящее время выходят художественные фильмы в жанре биографического кино (а главное, чтобы на олимпийскую тему), то в советские годы Олимпийскую атмосферу демонстрировали на экране при помощи мультипликации. Художники-мультипликаторы создавали произведения с разнообразной целью: рассказать историю олимпийского движения; пропагандировать спорт; прорекламировать товары и услуги для гостей; прославлять вклад Олимпиады в дело борьбы за мир и дружбу народов. По времени создания, практически все проекты вышли в 1980 году; а по содержанию, – это в основной степени были пародий на Древнюю Грецию, а также похождения медвежонка Миши – талисмана московской Олимпиады. Сейчас речь пойдёт о мультипликационных произведениях, создатели которых обращались к теме из собственных намерений (т.е. производство не было госзаказом).

Каждый раз, когда приближаются Олимпийские игры, обязательно возникает случай вспомнить или порассуждать о том, как всё происходило раньше и есть ли отличия от той Олимпиады, что теперь.

Всё началось в 1978 году, когда на киностудии «Киевнаучфильм» создавали одну из серий мультфильмов про казаков (длинного, коротышку и силача). «Как казаки олимпийцами стали» считается тем проектом, который открыл повод делать мультфильмы на олимпийскую тематику. Сюжет связан с древнегреческой мифологией. Зевс, бог неба и грома, учреждает Олимпийские игры, чтобы остановить войну между греками. Но сын Зевса, Арес, не намерен так просто оставить, и решает сорвать их проведение. Только ему придётся волей-неволей вступить в спортивное состязание с казаками, которые, в свою очередь, решили показать себя в рамках только что учрежденных Олимпийских игр. На протяжении всего сюжета трио казаков приняло участие практически в каждом виде спорта, в том числе в фехтовании, плавании и в боксёрском поединке. И параллельно предотвратили коварный замысел кровожадного бога войны Ареса (примечательно, что он носит имя Марса — бога войны из древнеримской мифологии). Выглядит странно, что время действия про казаков не соответствует с временем древнегреческой мифологий, но режиссёр Владимир Дахно и сценарист Эдуард Кирич не стали ломать голову над временной состыковкой. Их основная задача стояла в том, чтобы просто погрузить казаков в перипетии античных мифов, противопоставив миролюбивым намерениям Зевса агрессивные и разрушительные планы Марса (Ареса). Такая идея возникла быстро. Прежде всего потому, что создатели мультфильма имели достаточный опыт придумать сюжет на спортивную тему (в 1970 году они создали мультфильм «Как казаки в футбол играли»).

Кадр из мультфильма «Как казаки олимпийцами стали» (1978)
Кадр из мультфильма «Как казаки олимпийцами стали» (1978)

На киностудии «Союзмультфильм» никто не собирался оставаться в стороне и решили тоже создавать мультипликационные картины, посвященные будущей на тот момент Олимпиаде в Москве. Директор «Союзмультфильма» Михаил Вальков направил в Оргкомитет «Олимпиады-80» письмо с просьбой дать разрешение на выпуск ряда мультипликационных картин с участием медвежонка Миши — талисмана Олимпиады Москвы. А также высказывалась просьба выделить консультанта для совместной работы, в случае согласия на использование персонажа. Со стороны Оргкомитета это было неожиданно, а для мультипликаторов и сценаристов это была замечательная идея и возможность создать вымышленную биографию "спортивной" зверушки. Кроме того, есть мнение, что типаж Миши, созданный Виктором Чижиковым, настолько привлёк внимание деятелей кино, что даже возникло впечатление, что этот мохнатый герой просился попасть на экран. К сожалению, по непонятным причинам никто не привлёк Виктора Александровича к совместной работе, даже не проинформировали его об этой идее. Несмотря на это, на экраны стали выходить мультипликационные фильмы. Сюжет одного из них демонстрирует начало так называемой спортивной карьеры медвежонка Миши (в виде предыстории). Название этого мультфильма — «Кто получит приз?». Он был создан в 1979 году режиссёром Вячеславом Котёночкиным и повествует о спортивных соревнованиях животных. Среди участников был медвежонок Миша, который был далеко не спортсменом. Его превосходство заключалось в моральном поведении. По характеру, он является честным и благородным. Эти качества были проявлены во время участия в соревнованиях, в результате чего становится талисманом Московской Олимпиады.

Кадр из мультфильма «Кто получит приз?» (1979)
Кадр из мультфильма «Кто получит приз?» (1979)

После успешного выхода проекта Котёночкина на «Союзмультфильме» и других киностудиях Москвы стали выпускаться последующие мультфильмы: «Олимпийский характер» (1979), «Салют, Олимпиада!» (1979), «Первый автограф» (1980). В том числе была «Олимпиада-80» (1980 — 1981). Это серия короткометражных мультфильмов (продолжительностью по 1 минуте) о различных видах спорта, где приняли участие 2 клоуна — Фома и Ерёма. Они не просто принимали участие, а разыгрывали короткую пантомиму-репризу на тему одного из видов спорта, название которого соответствует названию серии. Такие короткометражки выглядят, как рекламные ролики, что не только считается уместным заполнением промежутков между телепередачами в период Олимпиады-80, но и считается началом формата телевидения 1980-х годов – "микрофильм" (ранее мультфильмы длиной в несколько минут, не носившие рекламного или служебного характера, были большой редкостью даже на советском ТВ).

Кадры из серии короткометражных мультфильмов «Олимпиада-80» (1980 — 1981)
Кадры из серии короткометражных мультфильмов «Олимпиада-80» (1980 — 1981)

Оказывается, даже знаменитый мультсериал «Ну, погоди!» обзавёлся серией на олимпийскую тему. Не говоря о том, что там фигурирует медвежонок Миша в качестве камео. А сами Волк и Заяц стали участниками соревнования по велогонке. Правда, этот момент был представлен под конец серии, а сам сюжет разворачивается вокруг Волка, путавшего Зайца с его "родичами". Те были спортсменами с разных континентов, и каждый из них прославлен в своём виде спорта: "черный заяц" является боксёром, заяц "монголоидной расы" — каратистом, а заяц высокого роста — баскетболистом.

Каждый раз, когда приближаются Олимпийские игры, обязательно возникает случай вспомнить или порассуждать о том, как всё происходило раньше и есть ли отличия от той Олимпиады, что теперь.-5

И хотя этот и другие мультфильмы со стороны аудитории оказались не такими уж плохими, самой яркой работой, приуроченной к Олимпиаде-80, был мультфильм «Баба-яга против!». Он был создан режиссёром Владимиром Пекарем и представляет собой цикл, состоящий из 3-х серий, и повествующий о том, как медвежонок Миша, получив статус талисмана Олимпиады, проделал путь от сказочного леса до самой столицы Советского Союза и провёл церемонию открытия Олимпийских игр. Сам по себе мультфильм считается известным и создавался с размахом. А вот контекст сюжета немного напоминает «Ну, погоди!», только вместо Зайца фигурирует неуловимый Миша, а в роли Волка выступили аж 3 сказочных злодея: Баба-яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч. В обоих проектах представлена погоня отрицательных героев за положительным, в ходе которой преследователь попадает в свои-же расставленные "ловушки". Отличительным знаком было то, что Пекарь вместе со сценаристами Александром Курлядским, Григорием Остером и Эдуардом Успенским придумал моменты, объединённые общей задачей и слоганом — "А Баба-яга против!". То есть, было показано не прямая вражда между героями, а соперничество за спортивное звание и достоинство. Вот почему в самом начале мультфильма говорили в новостях "Талисманом Московской Олимпиады стал медвежонок Миша!", на что Баба-яга ответила возмущением: "Почему он!? Почему он, а не я!?". Изобразительное решение, придуманное художником-постановщиком Татьяной Колюшевой, оказалось непростым: фоны выглядят на уровне русской народной сказки из-за наличия своеобразных контуров, а вот внешний образ сказочных злодеев были осовременены в стиле 80-х, слабо похожих на своих оригиналов. Так, Баба-яга обзавелась маникюром, пиджаком-жакетом и женскими сапогами. Кощей стал носить длинный плащ вместе с брюками, а на голове корона, напоминающая кепку. Змей Горыныч превратился из гигантского зверя в 3-хголового домашнего зверька. А что касается избушки на курьих ножках, то она в этом мультфильме исполняла 2 роли одновременно: и ручного зверя, и транспортного средства. 1-ая серия была создана в 1979 году, а 2-ая и 3-я — в 1980 году. Если сценарий 2-го выпуска разрабатывался после завершения 1-го, то работа над сценарием 3-го выпуска шла в тот момент, когда 2-ой ещё не был закончен. Ещё что самое удивительное — сюжет последней серии подвергался неоднократным изменениям. Один из вариантов сценария гласил о том, чтобы Баба-яга реализовала желание погасить огонь. Но так как это было похоже на диверсию на грядущем Олимпиаде, а отрицательные персонажи считались уже "конкурентами", было принято решение заменить желание погасить огонь на стремление зажечь его раньше медвежонка Миши.

Надо сказать, что в каждом мультфильме режиссёры и художники-постановщики придумали оригинальные замыслы об общем представлении Олимпиады на экране, а также самостоятельно трактовали внешний облик мультипликационного Миши, и единого подхода не возникло. Что касается отечественной мультипликации на олимпийскую тему в целом, то она содержит в себе большой вклад и продолжает до сих пор привлекать внимание зрителей.