"Третья русская сила в СВО": эксперт рассказал, почему современные язычники едут воевать на Донбасс

592 прочитали

СМИ регулярно сообщают о том, что в зоне спецоперации воюют представители так называемого неоязычества. Причём как на стороне русской армии, так и за ВСУ. Кандидат исторических наук, доцент, заведующий лабораторией религиоведческих исследований "Северо-Запад" Балтийского федерального университета им. И. Канта Роман Шиженский рассказал "Царьграду", зачем эти люди едут на Донбасс.

ФОТО: ЛИЧНЫЙ АРХИВ Р.В. ШИЖЕНСКОГО
ФОТО: ЛИЧНЫЙ АРХИВ Р.В. ШИЖЕНСКОГО

— Роман Витальевич, почему вас заинтересовала тема неоязычников, участвующих в СВО?

— Дело в том, что сейчас я завершаю исследование "Язычники на войне", основанное на интервью с нашими бойцами, принимавшими и принимающими участие в СВО и характеризующими свое мировоззрение как "языческое" или "родноверческое". С момента начала операции в рядах вооруженных сил России, Донецкой и Луганской Народных Республик сражается значительное число представителей традиционных конфессий. В ряде случаев мы можем говорить об отдельных подразделениях, укомплектованных по религиозному принципу (СМИ сообщают о православных, исламских и буддистских подразделениях).

Остальное воинское братство в конфессиональном плане либо представляет из себя несформированную культовую и атеистическую среды, либо относится к иноконфессиональным сообществам. В рядах наших вооруженных сил воюют язычники: представители коренных народов, русские младоязычники. Их можно условно назвать "третьей русской силой в СВО".

Меня, как исследователя вопроса, интересует исключительно мировоззрение бойцов, без грязного «свастического белья». Как говорил мой недавно ушедший учитель, профессор Евгений Васильевич Кузнецов: «В исследовании главное – источник!»

— И сколько таких язычников служит в наших рядах на СВО?

— Это один из центральных вопросов, волнующих заинтересованное сообщество. Точного ответа на вопрос о численности современных последователей доавраамической религиозности нет. Есть воюющий языческий "базис", есть определенный процент обращённых, есть потенциальные неофиты и т.д. По словам бойцов в зоне СВО, языческого мировоззрения придерживается от 20 до 40% личного состава в ряде боевых единиц: штурмовых отрядах, диверсионно-разведывательных групп, подразделений специального назначения. Много это или мало? Для ответа на вопрос заинтересованных отправляю к эссе Эрнста Юнгера "Уход в лес" с ярко выраженной ставкой автора на пассионариев-одиночек и малые группы.

— Какие мотивы движут этими людьми?

— Мотивация, заставляющая язычников участвовать в СВО, мало чем отличается от мотивации воинов, придерживающихся иных религиозных взглядов. Любовь к родной земле: элементарное – "животное" – почвенничество без высокопарных идеологем, зачастую так красиво возникающих в СМИ. В разговоре с бойцами подавляющая часть ответила, что воюет именно за дом. Некоторым предлагают контракты, другие, и это отдельная огромная и глубокая тема, люди войны (вот вам и знаменитые славянские варяги или скандинавские викинги), но подавляющая часть воюет за Отчизну.

— А как эти "неоязычники" относятся к представителям традиционных религий? Нет ли конфликтов на этой почве?

— Этого отношения просто нет. Вне специально укомплектованных – исключительно языческих, закрытых подразделений – отсутствует любое проявление религиозной нетерпимости. Не забуду слова одного из командиров: "Самое главное на передовой - чистые и сухие носки. Какая тут религиозная вражда". Вне религиозных пристрастий формируются и отдельные боевые единицы: "Если мне нужен хороший пулеметчик, а он не язычник. Я все равно его возьму".

— Встречаются ли среди них девушки?

— В ряде подразделений встречаются и язычники-девушки. Вот вам и валькирии скандинавских саг, и лучшие воительницы Бравалльской битвы, описанной Саксоном Грамматиком. После общения понимаешь, что круг обязанностей "слабого пола" колоссален: от прямого участия в штурмовых операциях до так привычного в мирной жизни быта. Как отметила мама-воин-художница (позывной не скажу): "Пока я тут, мужикам стыдно бояться".

— Как проявляются особенности их мировоззрения?

— В языческом воинском микромире наблюдается жесточайший синкретизм славянской и скандинавской традиции. Данный феномен находит выражение и в почитании основных божеств, и в распространенной символике (обереги, нашивки), и, естественно, в татуаже. Подавляющая часть опрошенных бойцов – язычники-одиночки, не состоящие в объединениях – общинах.

Весьма интересным рисуется будущее носителей рассматриваемого мировоззрения после окончания СВО. Учитывая, что определенный процент "языческих ушкуйников" не откажется от воинской стези (вспоминаю крылатую фразу из песни "Вагнера": "Ну а если мы умрем, то в Валгаллу попадём…"), можно только предполагать, как будет выстраиваться их отношения с "мирными" языческими объединениями внутри России, госаппаратом и конфессиональным сообществом по возвращении домой.

— К слову о нашивках… У некоторых наших врагов имеются похожие. Как к этому относятся русские "неоязычники"?

— Для меня было открытием, что подавляющая часть опрошенных считает разукрашенный "Азов"* и "Айдар"** субкультурами. Много общих символов: черное солнце, руны, коловрат, но "азовцы"* для отечественных язычников – просто субкультура. Искусственно созданная, официально финансируемая, разрекламированная "элитная" корпорация, возвышающаяся над массами "недочеловеков".

*организация признана экстремистской и запрещена в России.

**организация признана экстремистской и запрещена в России.