1K подписчиков

Апокалиптическая жаба

ПО МНЕНИЮ Льва Николаевича Гумилёва, когда сходятся в одном пространстве и времени два или несколько разноцивилизационных этносов (как сейчас), то появляются на свет, высекаются некие очень странные и жуткие фантомы, которых он за неимением худшего термина назвал «ХИМЕРАМИ». Или жабами Апокала.

В отечественном времени-пространстве имеется среди множества подобных маркеров нашей цивилизации - один, очень странный, буквально «вылезающий из контекста» культурно-исторического повествования ПОИСТИНЕ ХИМЕРИЧЕСКИЙ момент в широко известном, действительно легендарном кинофильме «Чапаев». Над этим кваканьем апокалиптической жабы умилялись множество советских людей: от пионеров до маститых культурологов. Он далеко не так прост и малозначителен, как кажется.

Добавьте описание
Добавьте описание

В САМОМ ЗАПОМИНАЮЩЕМСЯ КАДРЕ ИЗ НЕГО отвратительный белогвардейский генерал, лоснящийся и мерзко чавкающий, с откровенно выпирающими садистскими повадками (этот образ слеплен поистине любовно, со знанием дела) - такой вот страшный ящер в золотых погонах вдруг садится за рояль и извлекает из него поистине же волшебную, щемящую необыкновенной нежностью «Лунную сонату» Бетховена. Нормального человека это как ведром ледяной воды окатить - так совместить абсолютно несовместимое! Столь невероятную «химеру» выбросить на экран! Такую «апокалиптическую жабу» каждому вставить в голову! И повелеть принять за киношедевр! За суть русской идеи, национального смысла существования..

«Культурологический шок» тут конечно налицо. Феномен того, что германские нацисты позднее обозначали словом, от которого сразу за пистолет хватались - «культур-большевизм» - «кубо». Что-то вроде завораживающего «танго смерти» в немецком концлагере перед отправкой в газовую камеру. Сейчас это застенчиво называют хроническим когнитивным диссонансом, реально охватывающим буквально все стороны нашей жизни.

Чарующие бессмертные звуки Бетховена мастерски извлекаются чрезвычайно гнусным белым генералом невзирая на то, что брат генеральского денщика по имени Митька, выпоротый белогвардейцами же, умирает и напоследок рыбки просит себе откушать, для чего всего-навсего требуется высочайшее начальническое соизволение на рыбалку. И вот тогда-то, мол, уже и в атаку «пойтить» можно. Отчего ж не «пойтить»?!

Добавьте описание
Добавьте описание

ВРАЖЕСКИЙ главнокомандующий, естественно, проявляет к просьбам своего денщика полное классовое равнодушие и даже цинизм, отчего Митька умирает, а сам денщик, которого так и не пустили на рыбалку, не дали расслабиться, сразу же переходит на сторону большевиков. Со всеми вытекающими. И вот тогда-то божью мелодию Лунной мстительно перекрывают пулемётные очереди альфа-самца Чапаева. Уж он-то и сам из рыбалки не вылезал.

Рыбка победила Бетховена в первом же раунде. Наповал. Даже не по очкам. Апокалиптические жабы квакают свою викторию. Опрокинуты и генерал и особенно его буржуазная Лунная! Народу-то на самом-то деле вовсе не то надо, чего про него обычно думают! А вот кто угадывает, тот всегда с ним, с таким народом, кого угодно побеждает!

Источник: https://xn--80aacco7a1al3a7bs7e.xn--p1ai/Kritika_chistogo_chuvstva/rev7.html
© 
РевущаяБочка.РФ