3,8K подписчиков

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

110 прочитали
На век Бориса Пастернака выпали почти все возможные исторические катаклизмы: революции, войны, террор.

На век Бориса Пастернака выпали почти все возможные исторические катаклизмы: революции, войны, террор. Но главным героем его произведений стал человек, отказавшийся от борьбы, ищущий опору в себе самом. Творчество Пастернака – это гармония, рожденная из хаоса и этот хаос побеждающая.

Текст: Марина Ярдаева, фото предоставлено М. Золотаревым

Есть судьбы, вершащиеся словно бы случайно, от рождения до смерти – сплошная импровизация, переплетение противоречий, неожиданные повороты. А есть такие, будто какая-то неведомая сила все предусмотрела заранее и выстелила жизни дорогу – трудную и полную препятствий, но все же широкую и освещенную – только иди. Так случилось, кажется, с Борисом Пастернаком...

Леонид Осипович Пастернак с женой Розалией Исидоровной. 1896 год
Леонид Осипович Пастернак с женой Розалией Исидоровной. 1896 год

Будущий поэт родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве, в семье художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Детство прошло среди музыки и красок, среди искусства и среди людей искусства. В доме часто бывали Левитан, Нестеров, Поленов, Ге, навещали семью Скрябин и Рахманинов, однажды гостил у Пастернаков Лев Толстой, встречалась семья с немецким поэтом Рильке (см.: «Русский мир.ru» №1 за 2022 год, статья «На пространствах избранных родин». – Прим. ред.). К слову, с Рильке уже взрослый Борис Пастернак будет вести переписку как поэт с поэтом. А в тот момент, когда 10-летний Борис увидел его впервые на Курском вокзале, он, конечно, едва ли мог понять, что будет значить для него эта встреча. Только что-то смутное кольнуло его: иностранец показался ему «силуэтом среди тел, вымыслом в гуще невымышленности». Но кольнуло и рассеялось. В детстве Борис грезил не поэзией, а музыкой, умом и сердцем его владел Скрябин. В 1908 году, готовясь к выпускным экзаменам в 5-й московской гимназии, он одновременно готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Однако от музыкального поприща Пастернак отказался. «Больше всего на свете я любил музыку <...> – вспоминал он в «Охранной грамоте». – Но у меня не было абсолютного слуха. <…> Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».

А.Н. Скрябин. 1909 год. Рисунок Л. Пастернака
А.Н. Скрябин. 1909 год. Рисунок Л. Пастернака

Музыку Борис Пастернак вырвал из сердца, чтобы писать стихи. Его ранние поэтические опыты относятся как раз к этому периоду. Тогда же он получил одобрение-благословение от литературоведа и писателя Сергея Дурылина. Учиться, однако, начинающий поэт поступил в 1908 году на юридический факультет Московского университета, а в 1909-м перевелся на философское отделение историко-филологического факультета. Это много позже устами Лары Гишар – главной героини «Доктора Живаго» – Пастернак признается, что не любит голой философии, что философия может быть лишь «скупою приправой к искусству и жизни», а в молодости он стремился постичь всю ее суть в самой себе, «до оснований, до корней, до сердцевины». И вот в 1912 году он отправляется изучать философию в Марбургский университет, где штудирует фолианты под руководством профессора-неокантианца Германа Когена. Однако Пастернак бросился в философию с таким жаром, что быстро перегорел. Достигнув в мудрствованиях той точки, что «только почти невозможное действительно», он вдруг осознал, насколько отвернулась от него жизнь в своей простоте и непосредственности. К окончанию пребывания в Марбурге Пастернак отчетливо понял, что с философией разрывает совсем. Он посетил Италию, по которой путешествовали тогда его родители и сестры с братом. Пастернак поехал в Пизу, Венецию, Флоренцию и Милан, главным образом затем, чтобы прикоснуться к искусству Возрождения. Вдохновленный Ренессансом, он тут же начал писать стихи. И наконец-то понял свое предназначение.

По возвращении в Москву Пастернак сдал экзамены, но так и не забрал диплом.

Борис Пастернак. 1913 год
Борис Пастернак. 1913 год

ПЕРВЫЕ СТИХИ

Москва тогда была переполнена литературными и художественными кружками. Из множества течений в 1913–1914 годах особенно выделился футуризм и московское футуристическое объединение «Центрифуга», к которому и примкнул молодой Пастернак. Группа казалась интересной и перспективной, ее представители (Бобров, Асеев, Зданевич), по справедливому замечанию Брюсова, занимались вольными экспериментами, опираясь на литературные традиции. Возможно, именно поэтому «Центрифуга» просуществовала, по меркам стремительного предреволюционного времени, довольно долго, а книги под ее эгидой выходили вплоть до 1922 года.

Любопытно, что в 1914–1915 годах «Центрифуга» была в оппозиции таким поэтам-футуристам, как Шершеневич, Большаков и Маяковский. И такая ситуация оказалась для Пастернака, признавшего за Маяковским лидерство, неуютной. «Перспектива ссоры с человеком, уже однажды поразившим меня и привлекавшим издали все более и более, нисколько меня не удивила, – вспоминал поэт. – В этом и состояла вся оригинальность новаторства. Нарожденье «Центрифуги» сопровождалось всю зиму нескончаемыми скандалами. Всю зиму я только и знал, что играл в групповую дисциплину, только и делал, что жертвовал ей вкусом и совестью». Долго жертвовать вкусом и совестью невозможно, особенно если эти жертвы не уравновешиваются удовлетворением от собственного творчества.

Москва, Поварская улица от Большой Молчановки. Слева — здание 5-й мужской гимназии
Москва, Поварская улица от Большой Молчановки. Слева — здание 5-й мужской гимназии

Пастернак довольно критично относился к своему первому сборнику, «Близнец в тучах». Он решил, что все дело в слишком романтической манере, в усвоенном еще от символистов понимании жизни как трагедии. К тому же он поймал себя на некоторых сближениях с Маяковским. Поэт решил писать по-новому. И в 1916 году появился сборник «Поверх барьеров», в котором Пастернак действительно ушел с общей проторенной дороги. Но своего пути еще до конца не определил.

Его поэту показала война. «Когда объявили войну, заненастилось, пошли дожди, полились первые бабьи слезы. Война была еще нова и в тряс страшна этой новостью. С ней не знали, как быть, в нее вступали как в студеную воду», – писал Пастернак. А город в это время «прятался за фразы». Время требовало какого-то действия. Пастернак записался было в добровольцы. Однако от идеи отправиться на фронт его отговорил товарищ, сын философа Льва Шестова, прапорщик Сергей Листопад. Вскоре Сергей погиб. А Пастернак уехал на Урал.

Борис Пастернак и Фанни Николаевна Збарская. Станция Всеволодо-Вильва Пермской железной дороги. 1916 год
Борис Пастернак и Фанни Николаевна Збарская. Станция Всеволодо-Вильва Пермской железной дороги. 1916 год

В Прикамье его пригласил ученый Борис Збарский, работавший управляющим заводами в селе Всеволодо-Вильва. Молодому поэту он предложил должность помощника по деловой переписке торгово-финансовой отчетности. Казалось бы, где поэзия и где финансовая отчетность, но в странные времена биографии пишутся еще и не так затейливо. Как ни странно, именно в пермской глубинке Пастернак обрел душевный покой, вновь занялся музыкой, прозой, стал писать рецензии, здесь родилась его великолепная статья о Шекспире. А позже уральские впечатления разлетятся по стихам и прозе Пастернака: вымышленный город Юрятин, прообразом которого была Пермь, станет местом, дающим силы и надежду в самые смутные времена.

После Февральской революции Борис Пастернак вернулся в Москву. Саму революцию поэт, как и многие представители творческой интеллигенции, встретил восторженно, но кризис Временного правительства, распад и анархия вызывают у него тягостные ощущения. Октябрь он принимает как историческую неизбежность и даже любуется им, но любуется как «великолепной хирургией». Послереволюционную разруху, бытовую неустроенность, бедность Пастернак переживает стоически, он с упоением огородничает под Москвой в Карзинкине и сотрудничает с Горьким, когда тот работает над масштабным проектом «Всемирная литература». Изо всех сил он старается приободрить и свою возлюбленную, будущую жену, художницу Евгению Лурье. В 1920-х годах Пастернак верит, что вслед за тяжелыми временами настанет новая, светлая эпоха, что все не зря. И хочет связать себя с будущей Россией, поэтому не рассматривает эмиграцию. Даже тогда, когда в 1921 году за границу перебираются его родители и сестры (в России остался только младший брат, Александр).

"В декабре 13-го года вышла первая книга стихов Пастернака, "Близнец в тучах". В нее вошло 21 стихотворение, хотя было написано к тому времени гораздо больше" (К. Локс)
"В декабре 13-го года вышла первая книга стихов Пастернака, "Близнец в тучах". В нее вошло 21 стихотворение, хотя было написано к тому времени гораздо больше" (К. Локс)

В это время он ненадолго сближается с Маяковским, участвует в поэтических встречах, где видится с Ходасевичем, Белым, Бальмонтом, Эренбургом, Цветаевой и другими. Наблюдает за происходящим. При этом много работает, готовит переводы, пишет стихи. Окончательно в поэта он оформляется в 1922 году – тогда выходит сборник «Сестра моя – жизнь». О нем сам автор сказал, что книга рождена силой, которая была безмерно больше его самого и всех поэтических концепций, что его окружали.

Семья художника Л.О. Пастернака в московской квартире на Волхонке. 1921 год
Семья художника Л.О. Пастернака в московской квартире на Волхонке. 1921 год

ТОЧКИ В ПУНКТИРЕ

В 1922 году Пастернак и Евгения Лурье заключают брак, но семейная жизнь складывается нелегко. Евгения Владимировна отчаянно ревнует мужа. Причем и в профессиональном, и в личном плане. Евгении казалось, что супружество и рождение сына лишили ее многих творческих возможностей, супруг же, наоборот, шел в гору. «Ты талантлив, ты на ногах, а я ни то, ни другое», – упрекала поэта жена. К тому же в начале 1920-х годов завязалась переписка Пастернака с уехавшей из России Мариной Цветаевой. Назвать эту переписку только дружеской не получается, хотя и любовной она не была. Это было и больше, чем любовь, и больше, чем дружба. Переписка многое давала и Борису Леонидовичу, и Марине Ивановне, но привносила она в их жизни и разлад. С 1926 года участником этой переписки становится еще и Рильке, после чего все еще больше усложнилось. С одной стороны, Пастернак испытал мощный душевный подъем от признания его творчества поэтом, которого он сам очень высоко ценил. С другой – все эти душевные взлеты, вызванные родством душ, были какой-то параллельной реальностью и резко контрастировали с тем, что окружало Пастернака в России. Здесь он чувствует себя непонятым, одиноким. Осмысляя постреволюционную действительность, он приходит к мысли, что место в новой реальности отведено не всем, а меньше всего – слишком независимым, не определившимся художникам.

Б. Пастернак, В. Шкловский, С. Третьяков, В. Маяковский; стоят: П. Незнамов, О. Брик. Ноябрь 1925 года
Б. Пастернак, В. Шкловский, С. Третьяков, В. Маяковский; стоят: П. Незнамов, О. Брик. Ноябрь 1925 года

В этот период Пастернак перерабатывает цикл стихотворений «Высокая болезнь», создает поэму «Девятьсот пятый год», в 1927-м заканчивает «Лейтенанта Шмидта», до начала 1930-х работает над автобиографическим романом в стихах «Спекторский». Удивительно, как были встречены и не поняты эти вещи. Какой-то подвох почувствовал уже опальный тогда Троцкий, он даже напрямую обратился к автору: серьезно ли он все это, искренне ли? Пастернак ответил в привычной своей манере, что на эту тему он даже с родственниками не разговаривает.

Райнер Мария Рильке (1875–1926), австрийский поэт-символист. Портрет работы Л. Пастернака. 1928 год
Райнер Мария Рильке (1875–1926), австрийский поэт-символист. Портрет работы Л. Пастернака. 1928 год

О сумбурном «Девятьсот пятом годе» как будто бы хорошо отозвался Горький, но на самом деле трактовать его отклик можно как угодно, в том числе как нежелание высказаться честно. «Книга из тех, которые не сразу оценивают по достоинству, но которым суждена долгая жизнь», – писал советский классик из Италии. Замысла «Лейтенанта Шмидта» не поняла даже Цветаева, ее поразил выбор героя. «В этой вещи меньше тебя, чем в других, – упрекала она Пастернака, – ты, огромный, в тени этой маленькой фигуры, заслонен ею». Однако, может, в этом и заключалась главная идея: показать, как история в своем порыве все умаляет и подчиняет себе, как она ни с чем не считается в своем грозном шествии и как, в итоге, это шествие повторяет в веках само себя и движется по заколдованному кругу – «от римских цирков к римской церкви». Что такое человек в этой круговерти? Герой отвечает перед вынесением ему приговора:

Напрасно в годы хаоса
Искать конца благого.
Одним карать и каяться,
Другим – кончать Голгофой.

Как вы, я – часть великого
Перемещенья сроков,
И я приму ваш приговор
Без гнева и упрека.

Наверно, вы не дрогнете,
Сметая человека.
Что ж, мученики догмата,
Вы тоже – жертвы века.

Б. Пастернак. Девятьсот пятый год (М.—Л., Госиздат, 1927). Обложка
Б. Пастернак. Девятьсот пятый год (М.—Л., Госиздат, 1927). Обложка

И отдельно стоит сказать о «Спекторском». Пастернак давно задумал автобиографический роман. Им мог бы стать роман «Три имени», над которым поэт работал в годы революции. Но завершить книгу он не смог. В печати в виде отдельной повести «Детство Люверс» вышло только начало незаконченного произведения. «Спекторский» – новая попытка, очень интересная, хотя и неоднозначная. Романом это можно назвать, только учитывая авторское жанровое самоопределение, по форме – это поэма. Сюжет ее довольно размыт. Пастернак и так не из тех авторов, кто дорожит четкой фабулой, а тут в результате многочисленных переработок и вовсе остался только пунктир истории. Причем автору именно это и нужно.

Поэзия, не поступайся ширью.
Храни живую точность: точность тайн.
Не занимайся точками в пунктире
И зерен в мере хлеба не считай.

М.И. Цветаева. 1926 год
М.И. Цветаева. 1926 год

Поэту точки в пунктире, может, и ни к чему, а вот читателю следовало бы их обозначить, чтобы понять, что вообще происходит. Открывается поэма с истории любви студента Сергея Спекторского и молодой красавицы, жены инженера Ольги Бухтеевой. Роман завязывается в суматохе празднования Нового, 1913 года. В суматохе общего веселья Сергей оказывается с Ольгой наедине. И сразу коллизия. Герой, влюбившись не шутя, сразу открывается мужу возлюбленной, а тот оказывается человеком широких взглядов, тем и отвращает студента от этой «игры», от пошлости «свободных отношений». Так случается первый опыт разрыва со средой и временем. Затем к герою приезжает старшая сестра. Наташе он пытается втолковать, что его гнетет, но не находит слов, а она с упоением говорит о революции – прошедшей, которую брат застал мальчишкой, и грядущей, в приближение которой следовало бы включиться и ему. Спекторский сестре – о своих печалях, она ему – диагноз: «А твой отрыв от поколенья – минус». И в этот самый миг разрыв лишь увеличивается. «Оставим спор, Наташа. Я неправ? Ты праведница? Ну и на здоровье».

Ю. Анненков. Борис Пастернак. 1921 год
Ю. Анненков. Борис Пастернак. 1921 год

И вот Спекторский вновь в кругу заряженной эпохой молодежи. Там то самодержавный пафос, то ницшеанство и революционный пыл, борьба идей и… пошлость, и абсурдность декораций. Со стен то прыгают клопы, то интерьеры утопают в бездарной роскоши.

Картины, бронзу – все хотелось съесть.
Все как бы в рот просилось, как в пекарне.
И вдруг в мозгу мелькнуло: «И съедят.
Не только дом, но раньше или позже
И эту ночь, и тех, что тут сидят.
Какая чушь!» – подумалось Сереже.

Какое жуткое пророчество: съедят. И кто? Ведь сами эти носители лозунгов начнут истреблять друг друга. Пропасть между героем и миром все шире. Среди людей идей и трафаретов Спекторский выделяет лишь одну фигуру – Марию Ильину, такую же «насмешницу, как он» (одним из прототипов героини Пастернак называл Марину Цветаеву. – Прим. авт.). Еще один роман, еще одно сближенье душ – и видится спасение. Но их разводят обстоятельства. Герой теряет женщин, теряет друзей. А если кто-то возвращается, то в жутком обличье. В 1919 году прекрасная возлюбленная юности вновь предстает перед героем в образе строгой комиссарши: «Она шутя обдернула револьвер, и в этом жесте выразилась вся». Пропасть становится непреодолимой. На этом хроника обреченности героя обрывается – впереди только одиночество...

Б. Пастернак. Спекторский (М.—Л., ГИХЛ, 1931). Обложка
Б. Пастернак. Спекторский (М.—Л., ГИХЛ, 1931). Обложка

Вторая половина 1920-х и первая половина 1930-х – время, когда поэт находился на вершине славы. Он активно печатался, в прессе выходили благожелательные рецензии. Критики только немного упрекали Пастернака в расплывчатости и трудности форм, не понимая, что на самом деле скрыто за «туманностью».

В 1930 году Пастернак также оканчивает «Охранную грамоту», в которой «туманность» приобретает совсем уж мрачные оттенки. На фоне воспоминаний о юности, о Марбурге и Венеции, о революционных Москве и Петербурге прорываются подчас очень страшные наблюдения. «Кругом – львиные морды, всюду мерещащиеся, сующиеся во все интимности, все обнюхивающие, – львиные пасти, тайно сглатывающие у себя в берлоге за жизнью жизнь. <…> Для того чтобы ощутить только это, не требуется гениальности: это видят и терпят все. Но раз это терпят сообща, значит, в этом зверинце должно быть и нечто такое, чего не чувствует и не видит никто», – пишет он.

Пастернак в президиуме I Всесоюзного съезда советских писателей. Август 1934 года
Пастернак в президиуме I Всесоюзного съезда советских писателей. Август 1934 года

ВЗВИНЧЕННЫЕ ТРИДЦАТЫЕ

На рубеже очередного десятилетия в жизни поэта вновь происходят перемены. 1930-е – самый противоречивый этап его биографии: тут и яркие вспышки счастья, и депрессия на грани помешательства. Сначала в жизнь поэта входит новая любовь – Зинаида Нейгауз. Трудный, но прекрасный роман. Оба не свободны. А Зинаида Николаевна еще и жена друга, музыканта Генриха Нейгауза. У обоих дети, общие друзья, отговаривавшие от необдуманных поступков. Однако поэт уезжает с Нейгауз в Грузию, где и решилось их будущее. Влюбленные поженились в 1932 году.

На волне коллективизации в среде писателей зарождается движение погружения в деревню, в колхозы. Пастернаку, подпитанному личным счастьем, тоже хочется принять в этом участие. Он вновь едет на Урал, но теперь уже под Свердловск, чтобы собрать материал о социалистических преобразованиях. Но его ждал настоящий удар. «Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу. То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно становилось уже как бы абстрактным, не укладывалось в границы сознания. Я заболел. Целый год я не мог спать», – рассказывал позже Пастернак скульптору Зое Масленниковой.

Кризис усиливается в 1934–1935 годах. Это время уже совершенно невероятных качелей. Арест Мандельштама и не получившийся разговор со Сталиным «о жизни и смерти», в котором Пастернак не смог защитить собрата по перу. В то же время признание Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. И убийство Кирова, после которого тень террора проступила еще более явственно. Пастернак взвинчен, его бросает из стороны в сторону. В декабре 1934 года он жалуется другу, поэту Тициану Табидзе, на «серую, обессилевшую пустоту» и тут же пишет отцу в Берлин, что «хоть и поздно, взялся за ум», что «стал частицей своего времени и государства». К лету 1935 года поэт был на грани душевного расстройства. Потом был выезд за границу для участия в Международном конгрессе писателей в защиту культуры, встреча в Париже с Цветаевой. Но, увы, даже ей Пастернак не смог объяснить своего разлада со временем. А время меж тем катилось вперед бульдозером, сминая людей, культуру, искусство.

В. Маяковский, Л. Брик, Б. Пастернак и С. Эйзенштейн. Май 1924 года
В. Маяковский, Л. Брик, Б. Пастернак и С. Эйзенштейн. Май 1924 года

Успел, впрочем, Пастернак спасти мужа и сына Анны Ахматовой. Известно письмо поэта Иосифу Сталину, написанное осенью 1935 года: «Дорогой Иосиф Виссарионович, 23-го октября в Ленинграде задержали мужа Анны Андреевны, Николая Николаевича Пунина, и ее сына, Льва Николаевича Гумилева. Однажды Вы упрекнули меня в безразличии к судьбе товарища. Помимо той ценности, которую имеет жизнь Ахматовой для нас всех и нашей культуры, она мне дорога и как моя собственная, по всему тому, что я о ней знаю». После этого обращения Пунина и Гумилева освободили. Увы, это не уберегло обоих от новых арестов в будущем. Но тогда, в 1935 году, почти мгновенное освобождение родных Ахматовой так впечатлило Пастернака, что в знак благодарности он подарил Сталину сборник с переводами грузинских поэтов «Грузинские лирики». Подарок он сопроводил письмом с восхвалением отца народов и почти полным самоуничижением. «Я давно мечтал поднести вам какой-нибудь скромный плод моих трудов, но все это так бездарно, что мечте, видно, никогда не осуществиться. <…> «Грузинские лирики» – работа слабая и несамостоятельная, честь и заслуга всецело принадлежит самим авторам…» – писал Пастернак в новом письме Сталину.

Анна Ахматова и Борис Пастернак. 1946 год
Анна Ахматова и Борис Пастернак. 1946 год

Пастернак стремился хоть как-то сдержать волну репрессий в отношении деятелей искусства. Но в 1936 году после речи поэта на пленуме правления Союза советских писателей о том, что «искусство без риска и душевного самопожертвования немыслимо», волна эта обрушилась на него самого. Его «лирическая туманность» превратилась в «двурушничество», а попытки заступничества за коллег – в «антигражданские поступки». Пастернак поселяется на даче в Переделкине и занимается в основном переводами. «Личное творчество кончилось», – напишет он позже об этом периоде. Поэт переводит Шекспира, Гёте, Шиллера.

Здесь, в Переделкине, в 1938 году родился второй сын Пастернака – Леонид. Но радость от рождения сына была омрачена смертью матери поэта. С 1936 года Пастернак хлопотал о возвращении родителей в СССР. В нацистской Германии им оставаться было нельзя, но дело осложнялось тем, что Розалии Исидоровне необходимо было лечение. В 1937-м родители перебрались в Оксфорд, к уехавшей туда с мужем дочери Лидии. Годом позже к ним присоединилась и дочь Жозефина. Из Англии родители должны были перебраться на родину. Но мать умерла, а война в Европе сделала невозможным возвращение отца.

Зинаида Нейгауз и Борис Пастернак
Зинаида Нейгауз и Борис Пастернак

«ДОКТОР ЖИВАГО»

Всю жизнь Пастернак мечтал написать большой роман о времени и судьбах поколения. Он приступал к нему в 1920-е. Он начинал его заново в 1930-е. Он пытался работать над ним во время террора. В 1937 году писал отцу: «Ядром, ослепительным ядром того, что можно назвать счастьем, я сейчас владею. Оно в той, потрясающе медленно накопляющейся рукописи, которая опять, после многолетнего перерыва ставит меня в обладание чем-то объемным, закономерно распространяющимся, живо прирастающим, точно та вегетативная нервная система, расстройством которой я болел два года тому назад, во всем здоровьи смотрит на меня с ее страниц и ко мне отсюда возвращается». Однако работа над главным произведением жизни поэта оборвалась и тогда.

Силы дала война. Но она же лишала сосредоточенности. Было много событий: эвакуация, помощь вернувшейся из-за границы Цветаевой, мобилизация сына Евгения, поездка на фронт самого поэта в качестве военного корреспондента. Было много разных дел и художественных замыслов, был душевный подъем, было ощущение, что после войны, после победы настанут наконец перемены. Пастернак писал военные пьесы, заметки с фронта, собирал материалы о Зое Космодемьянской. Исторический вихрь закружил поэта, но для работы над большим романом нужно было что-то еще. Нужна была какая-то новая точка отсчета. Ею стал 1945 год – год Великой Победы. Победы не только в войне, но и победы над всем страшным, что было до нее. 1945 год не мог не осознаваться и не чувствоваться началом новой эпохи. Эта точка во времени закончила всю череду жутких событий, казалось, бесконечно вытекавших одно из другого. «Война – особое звено в цепи революционных десятилетий. Кончилось действие причин», – говорится в конце главного романа Бориса Пастернака, «Доктор Живаго». Историческая пружина разжалась, маятник остановился, буря, израсходовав запал, стихла – и теперь это уже можно было осмыслить.

Борис Пастернак. 1958 год
Борис Пастернак. 1958 год

А еще силы дала новая любовь. В 1946 году Пастернак познакомился с редактором журнала «Новый мир» Ольгой Ивинской. Последняя любовь поэта была трагичной. Он мучился, потому что не мог оставить семью, а она заплатила за свою любовь потерей ребенка и лагерями. В 1949-м музу поэта арестовали по подозрению в организации побега с Пастернаком за границу. Освободили ее в 1953 году. Все это время Пастернак заботился о ее двух детях и писал роман, в котором Ивинская стала прототипом Лары Гишар.

Свой роман о человеке, подхваченном исторической стихией и пытающемся снова обрести почву, Борис Пастернак закончил в 1955 году. И написал, как и задумывал, вещь, в которой все можно было договорить до конца и «оценить жизнь в духе былой безусловности, на ее широчайших основаниях», историю поэта в урагане жизни. Это, конечно, как справедливо заметил Дмитрий Лихачев, была автобиография, но автобиография духовная, «в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора».

Б. Пастернак. Доктор Живаго. Обложка первого издания (Милан, 1957)
Б. Пастернак. Доктор Живаго. Обложка первого издания (Милан, 1957)

Чаяниям Пастернака на «оттепель» суждено было сбыться много позже. В середине 1950-х, когда был окончен роман, режим, да и во многом общество, были к нему еще не готовы. Это ведь даже не критика – тут не политическое совсем, – это взгляд человека, художника изнутри на этот пронесшийся вихрь, это роман о жизни и смерти, о творчестве и смысле бытия, о радости и о любви, в том числе в их христианском понимании. Это было непонятно после стольких лет безбожия и расчеловечивания. Да и ведь про то, как расчеловечивали, Пастернак тоже написал. «В начале революции <…> народ всеми силами старались распропагандировать, революционизировать, переполошить, взбаламутить и разъярить. <...> Люди, лютой озверелой ненавистью ненавидевшие интеллигентов, бар и офицерство, казались редкими находками восторженным левым интеллигентам и были в страшной цене. Их бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, их варварство – образцом пролетарской твердости и революционного инстинкта». Хотя, разумеется, роман не только об этом и даже в меньшей степени об этом. Он все-таки о любви. К людям, к творчеству, к жизни.

Дальнейшая история, связанная с выходом романа за границей известна всем очень хорошо. И как присудили Нобелевскую премию. И как поэта за нее травили (не за нее, конечно, за роман), как исключали из Союза писателей, как грозили лишить гражданства, как вынудили отказаться от международной награды. Известна и реакция автора. Усталость, досада, недоумение.

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Это стихотворение Пастернак написал в 1959 году, незадолго до своей смерти. Умер поэт 30 мая 1960 года. Похоронили его на Переделкинском кладбище.