Найти тему
Nord Gift

Лучший фильм Оскар-2023

Оглавление

99 церемония вручения самой престижной кинопремии уже полгода как прошла, но только сейчас решился составить свой топ из номинантов в категории "Лучший фильм". Для меня престижность Оскара потеряла свой вес после 2016, когда в главной номинации победил "Лунный свет". Вес после этого кинопремия потеряла, но не растеряла полностью, поэтому продолжаю следить за фильмами, которые номинируются киноакадемией Оскара. В этом году в номинацию фильм года попали 10 фильмов, и впервые я посмотрел практически всех номинантов (кроме второго Аватара ) до объявления результатов голосования. И только сейчас, дождавшись хорошего качества Аватара, могу поделиться с вами своим рейтингом номинантов на лучший фильм 2022 года. Пройдемся по моим кратким ревьюшкам к каждому фильму из списка от худшего к лучшему.

10. На западном фронте без перемен

греть зимой руки в трусах - путь к мужским болезням
греть зимой руки в трусах - путь к мужским болезням

На поверку оказался разрекламированным недоблогерами пшиком. И это без учета сравнения с книгой по которой снят фильм.  Если почитать мнения людей читавших оригинал и смотревших фильм, то сразу становится понятно, что в книгу совсем не попали. Я, оценивая фильм отдельно от книги и не беря в учет плохо адаптированный сценарий (смешно, но и в номинации Лучший адаптированный сценарий" это недоразумение есть), не могу найти каких-то положительных сторон у фильма, кроме, наверно, приличной картинки, не режущей глаз. Это все плюсы, а вот минусов куча: ломанное повествование, невпопад прыгающее по временной линии; скомканная история, не раскрывающая героев, которым вообще не хочется ни сопереживать, ни смотреть за их судьбой. Даже концовка фильма не вызывает никаких эмоций, хотя по задумке авторов вроде бы должна. Герои не эволюционируют в течение картины, не делают для себя выводов, а главная идея показать ужас войны не раскрыта и наполовину. 4\10

9. Тар

Тар со своей женой или мужем
Тар со своей женой или мужем

Фильм человеку, ни разу не погруженного в тему оркестрового дирижирования, покажется скучной поделкой. Причем как отрывок из жизни вымышленного дирижера фильм мог выйти более менее сносным, если бы не надоевшая и насильно впихиваемая тема сильных и независимых гомофеминисток, которых притесняют. Заметно, что эту повестку вплели в сюжет фильма в виде основной смысловой нити, больше в фильме нет ничего, все остальное - пустота которую даже Кейт Бланшет не может заполнить.  Очень скучно и неинтересно, плюс только в том, что гомо отношения не показаны во всей красе. 4\10

8. Говорят женщины

единственный "мужчина" в кадре показывает в основном женские качества
единственный "мужчина" в кадре показывает в основном женские качества

Еще одна экранизация одноименной книги, снискавшей популярность. Феминистская повесточка прослеживается слету, тут все на поверхности: мужчины сплошь абъюзеры или слабовольные нюни в глазах женщин. Даже в сторону мальчиков-подростков тут смотрят с опаской, ведь это  потенциально будущие домашние тираны. Главная канва фильма строится вокруг голосования группы женщин насчет того, стоит ли им остаться в общине с традиционным для колонистов  Северной Америки укладом жизни или уйти из нее. И поначалу я ожидал, что обсуждение будет вестись на уровне фильма "12 разгневанных мужчин", где каждый из участников будет выкладывать свои аргументы за и против, и уже в процессе дебатов кто-то станет менять свое мнение после чьих-то весомых доводов. Но нет, тут весь нарратив сводится к личной рефлексии и обидам. Т.е. фильм можно смело переименовать в "Женщины гундят", потому что к каким-то здравым мыслям в процессе обсуждения они не приходят. Естественно по канонам современной повестки женщины тут решают, а единственный мужчина плачет в сторонке, т.е. на лицо смена гендерных ролей. Оценивая картину не как экранизацию, а как самостоятельное произведение, я  не могу поставить больше 4 из 10, и даже приличный актерский состав тут не помог.

7. Треугольник печали

лучшая сцена в фильме - это как стюардессу заставляют залезть в воду
лучшая сцена в фильме - это как стюардессу заставляют залезть в воду

Я вообще не понял восторженных оценок на этот фильм. Идея о неравноправии и несправедливом разделении благ не раскрыта, ну точнее раскрыта, но не на протяжении всего фильма, а в минутной сценке. Т.е. получается, что нагромождение всех сцен и сюжетов оказываются пустышкой и слабо подкрепляют главный посыл. Чисто европейское кино в котором главное созерцать, а не ожидать завершения истории. Но созерцать особо нечего: фильм на уровне выпускной работы режиссерского колледжа, но с большим бюджетом.  Желание перемотать к концу и сэкономить свое время не покидало в течение всего просмотра. 5\10

6. Фабельманы

контактные линзы у главного героя бесили весь фильм
контактные линзы у главного героя бесили весь фильм

Я не ставлю Спилберга в ряд с самыми лучшими режиссерами планеты, он просто хорош. Его работы - это выверенные, коммерчески успешные и достойные картины. Но ни одна из них не является великолепной, все они или отличные или просто хорошие. "Фабельманы" на фоне предыдущих работ Стивена выглядят тускло. Автобиографичная история про школьные годы еврейского мальчика на фоне семейной драмы родителей. Фанатам Спилберга, ценителям киноиндустрии США, евреям может и зайдет, но меня фильм совсем не зацепил. Хотя работу Мишель Адамс отмечу, и номинация на лучшую женскую роль вполне заслуженна. 6\10

5. Элвис

к актеру претензий нет, отыграл хорошо
к актеру претензий нет, отыграл хорошо

Биография одно из самых влиятельных певцов США. Мне было довольно интересно узнать историю жизни Элвиса, учитывая, что про нее я не знал практически ничего. Картина начинается бодро и если бы так держалась весь фильм, то 7\10 были бы обеспечены, но к концу фильм проседает и, видимо, для хронометража ужимает последние годы жизни Пресли. В дань уважения тема с веществами и алкоголем показана вскользь, и по большей части акцент делается на корни феномена Элвиса и его взаимоотношения с импресарио. Причем жадный импресарио показан скорее как нейтральный персонаж, несмотря на все его судебные иски на семью Пресли. Добротный фильм от База Лурмана, но на оскар явно не тянет. 6\10

4. Банши Инишерина

козел (как и баран) - намек на главных героев фильма, такие же упертые и тупые
козел (как и баран) - намек на главных героев фильма, такие же упертые и тупые

Чтобы полностью оценить "Банши Инишерина" нужно хорошо знать ирландский менталитет или быть ирландцем, потому что без этого понимания действия главных героев будут восприняты с непониманием. Я кстати не совсем понимаю ирландскую душу, поэтому фильм мне не зашел. Но объективно я могу отметить хороший каст и отличную актерскую игру, даже несмотря на то, что Брендан Глиссон как актер мне не нравится. Номинацию Барри Кеогана на лучшую мужскую роль второго плана на том же самом оскаре поддерживаю обеими руками. После трех месяцев от момента просмотра в голове и в душе ничего особо не осталось от фильма - пересматривать абсолютно не хочется, но оцениваю все равно хорошо (6/10) за неявственное моральное содержание, которое заставляет задуматься.

3. Топ Ган: Мэверик

СУ-57 в Иране - главный враг для американских летчиков в фильме
СУ-57 в Иране - главный враг для американских летчиков в фильме

Удивительно, но ругаемый многими блогерами "Топ Ган: Мэверик", оказался достойным фильмом на вечер. Пропагандистская открытка, именно так бы я охарактеризовал "Топ Ган: Мэверик". Открытка, потому что такая же красивая и блестящая: навряд ли где-то вы увидите более зрелищные бои штурмовых истребителей. Пропагандистская, потому что показана явная идеализация армии и ее целей. И причем пропаганда такая, что вопросов к ней нет, она практически идеальная: воодушевляющая и невинная. Том Круз как обычно в своей роли рубахи-парня, которую он играет последние лет 15. Хотя Том уже давно и не парень, а почти старик, но держится так крепко, что старички из "Неудержимых" позавидуют. "Топ Ган: Мэверик" ругали как раз за пропаганду войны, которая тут доведена практически до идеала, и напоминает чем-то "Звездный десант" Верховена. Вот только Верховен снимал "Звездный десант" как бы высмеивая шаблоны военной пропаганды, а в Мэверике все подано с серьезным лицом на фоне красивых закатов, исчерченных конденсационными следами. Простая, но при этом красиво завернутая  история про бравых (от английского brave - храбрый) летчиков US NAVY. 7\10

2. Аватар: Путь воды

ветка с местным Маугли выглядит притянутой явно ради продолжения
ветка с местным Маугли выглядит притянутой явно ради продолжения

Если в 2010 "Аватар" выглядел чем-то новым в плане графики, то уже в 2022 зрителя не получилось удивить. А в плане сюжета получился добротный сиквел, который лаконично продолжает историю противостояния аборигенов с US NAVY. История все так же актуальна, но уже не свежа и не накидывает новых тем, кроме ветки с сыном главного антагониста, которая, честно говоря, выбивается из общей канвы и выглядит притянутой. "Аватар: Путь воды" несмотря на все его плюсы - это все равно не конкурент победителю в данной номинации. Если первую часть я оценил на крепкие 8 из 10, то второй больше 7/10 поставить не получается, несмотря на увеличенное внимание к экшн сценам (здесь их в два раза больше по хронометражу), которые переплюнули оригинал.

1. Все везде и сразу

под конец фильма на этом диалоге фильм упорно пытался выбить из меня слезу
под конец фильма на этом диалоге фильм упорно пытался выбить из меня слезу

Я, честно сказать, сомневался, что "Все везде и сразу" получит главный Оскар, и не из-за того, что фильм не тянул на эту награду (на самом деле у него просто не было конкурентов), а из-за выходок Академии кинематографических искусств и наук в прошлые годы (особенно запомнился 2016), которая и выбирает победителя. Лично для меня этот фильм оказался лучшим за последние лет пять. Тут все великолепно и даже гомосексуальная тематика не режет глаз, а ловко вплетена в экспозицию. Режиссер тут и запрягает недолго, но едет быстро на протяжении всей картины и если построить график то получится ровная прямая под 45 градусов, которая к кульминации приводит внимательного зрителя в максимальное напряжение, приводящее к выбросу букета действительно добрых и хороших чувств, как будто ты сам пережил эту историю вместе с героиней и в конце пришел к примирению с собой и своей семьей. Аплодирую стоя режиссерам (их тут двое), которые кстати даже все спецэффекты делали сами в условиях локдауна и т.п. проблем связанных с раскрученной болячкой. По количеству эмоций полученных в процессе просмотра эта картина обходит все остальные вместе взятые в этом топе. 9 из 10