Как Чехов создал «Человека в футляре»?

348 прочитали
Автор Андрей Наседкин «Человек в футляре» — один из самых известных рассказов Чехова. Заглавие этого произведения стало фразеологизмом.

Автор Андрей Наседкин

«Человек в футляре» — один из самых известных рассказов Чехова. Заглавие этого произведения стало фразеологизмом. Человеком в футляре сегодня называют того, кто старается оградить себя от реальной жизни со всеми ее проблемами. Но в чем заключается особенность рассказа Чехова с литературной точки зрения?

Во-первых, здесь мы имеем дело с рассказом в рассказе. «Человек в футляре» открывает «Маленькую трилогию» Чехова, в которую также вошли рассказы «Крыжовник» и «О любви». Все эти произведения объединены рассказчиками и темой «футляра», побега от действительности.

Во-вторых, Чехов в этом рассказе предлагает нам новый подвид «маленького человека» (ранее представленного в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского и других авторов). В литературе XIX века «маленьких людей» изображали так, что читатели зачастую сопереживали им. В рассказе Чехова авторская оценка куда более однозначна — он показывает губительность и тупиковость жизни в «футляре». Основную идею рассказа Чехов излагает в своих черновых записях:

«Человек в футляре: всё у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашел свой идеал»

Мастерство Чехова, как и всегда, проявляется в деталях. В рассказе мы можем встретить множество «футляров»: это и теплое пальто Беликова, и калоши, чехлы для зонтика и часов, и гроб, в котором в конце хоронят учителя греческого. Почему Беликов преподает именно греческий язык? В рассказе упоминается, что для героя древние языки были «те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

Смерть Беликова приносит облегчение людям, которые его окружали. Таким образом, у Чехова получается посмотреть на традицию маленького человека под совсем иным углом. Автор говорит о губительности жизни в футляре не только для самого человека, но и для общества в целом.

💬 А какой у вас любимый рассказ Чехова? Оставляйте ответы в комментариях.

Чтобы понимать контекст, нужно знать, какой была культура, что происходило в стране, в какой среде жил писатель… На это можно потратить годы. А можно посмотреть наш курс-саммари «История русской литературы». Всего 300 рублей, и вы получите системные и проверенные знания о литературном процессе.