Никакого древнего Египта не могло существовать. И вот почему: Собственно Египет, его обжитая территория - остров в океане пустыни, самый большой в мире оазис, самой большой в мире пустыни. Густо заселенный Египет - анти-пустыня размером тридцать пять-сорок тысяч квадратных километров. Песчаные барханы, каменистые плато, растрескавшиеся голые скалы окружающих пойму Нила пустынь мертвы и безжизненны. В мелких оазисах, за пределами поймы Нила, жителей почти нет. Это - единственная страна на Земле, где все люди во все времена могли выживать только на берегу одной реки или отведенных от нее каналов. Египет, на самом деле, - одно из редких мест на земле, которое изначально было совершенно не приспособлено для проживания человека и создания цивилизации. В апреле и мае, ежегодно, свирепствуют юго-западные ветра, называемые "хамсины". Температура во время хамсина резко подскакивает. Солнце, задымленное и больное, приобретает багровый оттенок, иногда - в особо сильные бури - исчезает вовсе. Происходит "запал" - порча зерна. Оно становится щуплым, легковесным, если хамсин выпал на время налива колоса. Ветер заметает улицы и поля песчаной поземкой. Пыль настолько тонка, что загрязняет масло автомобильных двигателей попадая в мотор через микро-щели , проникает в помещение при закрытых окнах и дверях и в считанные часы толстым слоем покрывает пол и мебель, попадает в пищу, скрипит на зубах. Становится трудно дышать, жара вызывает слабость, повышается раздражительность, скачет давление, возрастает нервное возбуждение, давит сердце. Легкие забиваются пылью до такой степени, что на снимках затемнения выглядят как признаки туберкулеза.
Египетское лето - тяжелый сезон. Жара угнетает, лишает сил и сна. Температуру до сорока градусов человек, прошедший акклиматизацию, еще может пережить, конечно при условии, что не выполняет на солнце тяжелые физические работы, а прячется в тень. Свыше сорока уже чувствуешь каждый прибавляющийся градус. Любая тяжелая работа в таких условиях становится невозможной. Дожди - редкость из редкостей. Они выпадают несколько раз в году, а то и реже. Однако, те кто бывал в Египте зимой в один голос заявляют, что зимние холода еще страшнее. Несмотря на довольно высокие ночные температуры зимой - 5 -10 градусов ниже нуля, население страдает страшно. Это сегодня. А представьте себе прошлое. В Египте отсутствуют растения, пригодные для получения дров.
Река, несущая сегодня жизнь Египту, еще совсем недавно, до строительства первых плотин французами и проведения мелиорационных работ после этого, в середине 19 века, несла редкому населению только болезни и смерть. В Южном Судане, где берет начало Белый Нил, река разбивается на множество рукавов и озер, образуя зону сплошных болот длиной пятьсот и шириной до восьмидесяти километров, общей площадью несколько сот тысяч квадратных километров. В сухой сезон весь этот район превращается в гигантское зловонное болото с оцепеневшими водами. Район Южного Судана арабы называют Саддом (Сэддом) - "пробка, перемычка, плотина", метко определяя самую суть этого района. Непроходимые, заросшие болота - более существенная преграда для транспортных связей, чем моря и океаны, не преодоленная для регулярного сообщения до сегодняшнего дня. Когда в верховьях реки начинается продолжительный сезон сильных дождей, Белый Нил уносит свой "гниющий саван", "великое иго реки", как называют его арабы, вниз по течению, в долину египетского Нила, неся с собой возбудители страшных тропических болезней.
Река Голубой Нил, с которой сливается Нил Белый в районе города Хартума, является причиной гигантских наводнений в Египте. Она разносила колоссальные массы ила и всю болотную заразу по всей египетской пойме, делая ее не пригодной для сельского хозяйства и самой жизни, вплоть до проведения работ по возведению первых плотин и осушению болот в пойме, в середине 19 века. За многие тысячелетия в пойме образовался десятиметровый непроходимый слой нильского ила, под которым на сотню метров смесь гравия и песка с тем же илом. Это сегодня, после осушения и проведения ирригационных работ, ил является благороднейшим источником неистощимого плодородия, а до указанных работ долина представляла собой непроходимую топь, кишащую змеями и опасными бактериями. Половодье на Ниле начиналось в середине июля и продолжается до ноября. В период наивысшего подъема уровня воды - в сентябре Нил несет более 700 миллионов кубометров воды в сутки и до появления плотин заливал пойму целиком, делая невозможным возникновение постоянных поселений в Египте.
До 19 века Египет не знал частной собственности на землю, оно было законодательно закреплено в самом конце прошлого столетия, под воздействием запада. Поскольку ничего не известно о колхозах и совхозах, остается только догадываться каким образом развивалось сельское хозяйство и каким образом могли появляться каналы в его интересах, требующие огромных коллективных усилий. Египтологи же, рассказывают нам байки о том, что сеть каналов - это плод непрерывных трудов множества поколений, на протяжении многих тысяч лет, от фараонов до султанов. Однако, во времена султанов, как оказывается, земля ничейная по сути, не нужна никому. А всего быстрее и нет никакой земли, есть огромное болото в окружении песка и камней.
До появления Асуанской плотины, построенной Советским Союзом, на Ниле существовало 8 плотин. Давайте познакомимся с историей создания каждой из них, в интересах истины. 1.Старая Асуанская плотина. Сегодня на втюхивают, что первый проект постройки плотины ниже Асуана впервые был составлен в XI веке, неким Ибн ал-Хайсамом. Однако проект яко бы не мог быть осуществлён при технических средствах того времени. Это все сказки для глупышей, разумеется. Построена она была британцами в период с 1899 по 1902 годы. Необходимо сказать, что проект потребовал вовлечения самых выдающихся инженеров своего времени, включая сэра Бенджамина Бейкра и сэра Джона Эрда. Высота построенной плотины в периоды 1907—1912 и 1929—1933 гг наращивалась, но она обеспечивала сезонное регулирование стока лишь частично.
2.Новая Асуанская плотина. В течении этого грандиозного строительства, которое проходило в период с 1960 по 1971 года через специальный учебный центр, в котором обучение проводилось по советским программам, прошло 100 тысяч египетских граждан. В середине мая 2014 года в Египте отмечалось 50-летие перекрытия Нила как праздник, столь значительная задача была решена.
3.Плотина Гамаль-Аулия - это плотина на Белом Ниле недалеко от Хартума в Судане была построена британцами. Ее строительство началось в 1933 году и было завершено в 1937 году. На момент завершения строительства это была самая большая плотина в мире. Вот так вот ковалось египетское чудо.
4.Заграждение Наг-Хаммади расположено примерно в 165 км к северу от Луксора и в 650 км к югу от Каира ниже по течению от Наг-Хаммади. Плотина заменяет существующую плотину, примерно в 4 км выше по течению, которая была построена между 1927 и 1930 годами.
5.Сеннарская плотина плотина, расположенная на Голубом Ниле недалеко от города Сеннар в Судане, строилась с 1914 по 1925 годы английским инженером и исследователем Стивеном Шерлоком под руководством Уитмана Пирсона. Плотина имеет длину 3025 метров и максимальную высоту 40 метров. Плотина Сеннар является одной из достопримечательностей штата Сеннар как первая плотина, построенная в Судане.
6.Заграждение Асьют - плотина на реке Нил в городе Асьют в Верхнем Египте (в 250 милях к югу от Каира). Строительство было завершено в 1903 году. Оно было спроектировано известным британским инженером сэром Уильямом Уиллоксом, который также одновременно спроектировал и построил Асуанскую низкую плотину и первое Нильское водохранилище. В сочетании с водохранилищем плотина обеспечивала отвод речной воды в крупнейший оросительный канал Египта и мира, канал Ибрагимия, во время сезона низкой воды. Основным подрядчиком проекта была британская компания John Aird & Co. Наряду с Асуанской низкой плотиной, плотина Асьют сегодня остается в эксплуатации как самая старая плотина на Ниле в Верхнем Египте.
7. Плотина Зифта была построена в 1901 и 1902 годах одновременно с Асуанской плотиной, строительство которой также было завершено в 1902 году и расположено примерно на 1000 км выше по течению, и плотиной Асьют . Эти три сооружения были частью крупномасштабного проекта по преобразованию методов орошения на Ниле. Во время своего правления в Египте с 1805 по 1848 год Мухаммед Али Паша приказал построить плотину в Дельте , которая не была завершена до его смерти, но с ее помощью было начато круглогодичное орошение через каналы, что привело к нескольким урожаям и, впервые стало возможным выращивание хлопка . После того, как строительство плотины в Дельте оказалось успешным, британцы начали в больших масштабах внедрять круглогодичное орошение каналов. Плотина Зифта была спланирована майором Робертом Хэнбери Брауном, который уже сделал себе имя на строительстве плотины Дельта.
8.Плотина Эсна, оборудованная 120 сливными отверстиями, была построена на 169 км реки Нил между 1906 и 1908 годами англичанами, и была предназначена для регулирования воды во время половодий, улучшения условий судоходства и обеспечения работы оросительных каналов Афун и Эль-Калабия. В проекте новой плотины было предусмотрено строительство двухниточного однокамерного шлюза.
9.Дельта-барраж - плотина заградительного типа, которая строилась с перерывами, начиная с 1833 года, до ее первоначального завершения в 1862 году. Его целью было улучшить ирригацию и судоходство вдоль основных рукавов Нила Розетта и Дамиетта вниз по течению от точки, где они разделяются к северу от Каира. По распоряжению все того же Мухаммед Али Паши, который и был первым "фараоном" Египта похоже. ) При обзоре развития ирригации Египта, мы умышленно двигаемся по хронологической шкале вглубь времен, чтобы установить истоки этой деятельности на территории. Во времена Мухаммед Али Паши в Египте еще хозяйничали французы, строители пирамид. Ремонт работы были проведены в 1880-х годах после британской оккупации Египта.
Строго говоря, Дельта-барраж - это одна из целой системы заградительных дамб в окрестностях Кунатира. Еще точнее, это громадная система дамб и шлюзов на Ниле в том самом месте, где самая протяженная на свете река разбивается на два рукава и устремляется в Средиземное море.
После строительства Асуанских плотин важность Кунатира существенно снизилась. Потоки воды регулируются оттуда и дельта Нила не знала затоплений с 1971 года. Теперь реку полностью заковали в дамбы и шлюзы, но самое начало мы видим именно здесь, в Кунатире. До создания гидро-узла здесь были совершенно не проходимые болота.
Теперь, после обзора Египетских плотин и времени их создания мы вправе задаться вопросом: а где же плотины фараонов, совершенно необходимые, как мы понимаем, для создания какой-никакой цивилизации? Египтологи осознают важность поставленного вопроса. Рассказывают байки про то, что мифический фараон Менес, впервые объединивший разрозненный сброд в государство, начал с того, что построил вокруг города Мемфис 15-ти метровую дамбу. Т.е., египтологи признают, что начать освоение территории можно было только с возведения плотин, куда им деваться теперь. Вот только никаких следов этой дамбы они предоставить не могут. Может ли быть такое, что от грандиозного сооружения не осталось ни единого камня? Странное дело, множество второстепенных сооружений сохранилось, а самое значимое, обеспечивающее само существование, бесследно пропало. Дамба Менеса, является абсолютно мифической. Тогда 1885 году была придумана Садд эль-Кафара или "Плотину неверных". Утверждается, что плотина была построена в первой половине третьего тысячелетия до н.э. древними египтянами и является старейшей плотиной в мире. Однако, строительство плотины так и не было завершено, хе-хе, она строилась-строилась 10 лет, и была разрушена наводнением. Остатки плотины яко бы были открыты Георгом Швайнфуртом в 1885 году. Любуйтесь:
Особенно умиляет куча в середине, на пути основного потока, которая должна была бы быть снесена в первую очередь. Дешевая постановка очевидна. Скорее всего, эти нагромождения устроил сам фальсификатор Швайнфурт в 1885 году. Однако, как версия, может иметь место неудачная попытку построить дамбу во времена Мухамеда Али, все того же. Тем более, что и его плотина Зифта тоже была неудачей, ее достраивали англичане в начале 20 века. Да и арабское название "Плотина неверных" говорит о том же. Известно, что так мусульмане называли европейцев. Тем не менее, это мало вероятно, все-таки. Быстрее всего перед нами дешевая попытка исторического подлога. Навалили кучу и объявили ее древней плотиной. Но в любом случае, что получается, если поверить в версию египтологов: попытка фараонов ни к чему не привела и Египет остался непроходимым и опасным болотом, посреди камней и песка, непригодным для земледелия и постоянной оседлой жизни. Давайте посмотрим, как "египтологи" рассказывают сегодня про эти дамбы, пока не стерли из сети к едреной бабушке, чтобы не позориться больше. Это будет круче любых слов. Заодно полюбуемся на физиономии проходимцев, продвигающих эти телеги, они замечательны )
Очевидно, что история этой территории начинается в 19 веке, в правление первого султана Махмуда Али Паши, сумевшего подчинить окрестных кочевников, и пригласившего европейцев для создания условий для проживания и ведения хозяйственной деятельности в пойме Нила. Об этом мы и поговорим во второй части настоящей книги.