47 подписчиков

Яндекс обманывает курьеров. Часть первая

583 прочитали

Рассказываю, как компания Яндекс обманывает своих курьеров. Раскрываю первую схему обмана.

Коллаж автора
Коллаж автора

Здравствуйте, дорогие мои подписчики!
Яндекс систематически обманывает курьеров, объясняя это техническими сбоями или иными причинами. При этом создавая иллюзию, что это недоразумение и случайность. Однако на самом деле это не так. Это система по зарабатыванию денег за счет курьеров.

Я ничего не имею против заработка. Но честного заработка.

Яндекс огласил условия сотрудничества между курьерами и своим сервисом по доставке продуктов и еды из ресторанов и магазинов.
Но при этом
Яндекс не считает необходимым соблюдать собственные обязательства и нести ответственность за их нарушение.

Нарушение Яндексом своих финансовых обязательств

Глобально к Яндексу у меня 2 претензии по финансовым вопросам:

  1. Яндекс не выплачивает компенсации
  2. Яндекс недоплачивает за работу курьерам.

Сегодня о том как Яндекс наживается на выплате компенсаций, а вернее их не выплате.

Яндекс не выплачивает компенсации

Компания Яндекс очень любит штрафовать своих партнеров. Причем, специалисты службы поддержки, что Яндекса, что Яндекс Еды считают курьеров и водителей своими работниками, и называют их так. Партнерами Яндекс считает только компании сотрудничающие с ними.

Яндекс постоянно штрафует курьеров, как по делу, так и просто так.

Штрафы бывают двух видов:

  1. Штрафы за стандарты качества
  2. Штрафы за нарушение регламента

Штрафом за нарушение стандартов качества является снижение уровня качества.

Наказанием может быть, как ограничение работы курьера, так и его блокировка.

Причем блокировка может быть как временная, так и пожизненная.

Штрафы за нарушение регламента являются денежными. И половину времени, если не больше курьер занимается тем, что отменяется возвратом своих денег.

Иногда деньги курьеру выходит вернуть, иногда нет. Шансы 50/50

Возврат денег курьера, необоснованно удержанных компанией, Яндекс называет "компенсацией".

Яндекс создает иллюзию, что компания компенсировала курьеру недополученные им деньги.

Однако фактически Яндекс просто возвращает деньги за необоснованный штраф. Ни о какой компенсации речи не идет.

Деньги курьеру могут вернуть через неделю, через 1 месяц, через 2 месяца, если у курьера хватит терпения писать жалобы.

Всё это время деньги лежат на счетах Яндекса и на них капают проценты. Яндекс зарабатывает на штрафах за нарушение регламента.

Статья 395 Гражданского кодекса указывает, что данные действия Компании Яндекс являются незаконным обогащением и она должна выплатить штрафы курьеру за незаконное пользование его деньгами в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Разумеется Яндекс этого никогда не делает, а возвращает строго размер необоснованного штрафа, если вообще возвращает.

А теперь немного математики.

Согласно "РБК", доля рынка Яндекса (Яндекс Еда и Деливери Клаб) - 75%, 12% - у Сбермаркета.

По оценкам Сбермаркета, у них 40 тысяч активных курьеров. Активных - это которые работают. То есть Яндексу, чтобы покрыть свою долю рынка, нужно минимум в 6,25 раз больше курьеров.

75/12 = 6,25

40 000 х 6,25 = 250 000

То есть у Яндекса должно быть минимум 250 тысяч активных курьеров. На самом деле больше, потому что я сомневаюсь, что такое количество курьеров способно покрыть потребности хотя бы Москвы.

Но возьмем эти цифры.

Далее не будем брать мелкие штрафы, а возьмем штраф за отмену заказа из-за мифического опоздания курьера к клиенту.

Яндекс очень любит "вламывать" этот штраф. Мне он 1-2 раза в месяц прилетал, пока я работал на больших сменах по 8-10-12 часов каждый день.

Не знаю как работают другие курьеры, но у меня этот штраф ни разу не был обоснованным. Вообще ни разу. Просто я делал заказ, мне прилетал новый заказ, я на него откликался. Но пока я делал текущий заказ, новый заказчик отменял свой заказ и мне в субботу прилетало "нарушение стандартов качества", а в среду прилетал штраф на 1000 рублей.

Потом уходило в среднем 1,5 недели - 1 месяц на кучу жалоб в Яндекс и в итоге деньги возвращали. Мой рекорд - 2 месяца. Хотя эти деньги мне упорно не хотели возвращать, пока я не пригрозил прокуратурой. Все-таки не зря я закончил юрфак.

Только не спрашивайте, как я попал в курьеры. Сам в шоке:)

Но довольно лирики. Итак, штраф 1000 рублей.

Умножаем 250 000 х 1000 = 250 000 000 рублей

250 миллионов рублей зарабатывает Яндекс на одном штрафе.

Конечно, можно сказать, что Яндекс не штрафует всех поголовно. Но и курьеров больше 250 тысяч человек.

Кстати, их количество Яндекс Еда и Деливери Клаб скрывают, в отличие от других компаний. Это уже о многом говорит.

Но чтобы быть честнее снизим до 100 000 000 рублей. Хорошо.
В среднем в российских банках можно получить 2-4% годовых на эту сумму остатка на счете.

Если посчитать 2 процента, то в месяц Яндекс с этой суммы заработает больше 300 000 рублей.
Но ведь так можно делать каждую неделю. Чем Яндекс и занимается.

300 000 рублей каждую неделю. А чем больше сумма тем больше прибыль и незаконное обогащение Яндекса.

100 миллионов необоснованных штрафов Яндекс частично вернет, если курьеры пожалуются, или у них хватит терпения добиваться их возврата.

Но 300 тысяч рублей останутся у Яндекса.

Кстати, ставка рефинансирования Центробанка РФ - 7,5% в год. Для меня бы это означало что мне за штраф в 1000 рублей должны были вернуть 1000 рублей + 12,5 рублей через 2 месяца.

Казалось бы ерунда - 6,5 рублей в месяц. Для одного курьера. Но вернемся к нашему примеру, где штраф взяли у 100 тысяч курьеров. И Яндекс должен был бы заплатить 650 тысяч рублей за один только такой свой фокус-покус.

Кстати, на декабрь 2021 года, согласно тому же РБК, Яндекс Еда убыточная компания, которая ничего не зарабатывает.

Хотя ее прибыль на 31.12.2021 года более 13 миллионов рублей.

Так мы переходим ко второй моей претензии к Яндексу - недоплата за работу.
Но об этом следующей статье.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, добавляйте в избранное, пишите комментарии.