Найти тему

Как Ленинград чуть не ушел под землю | Случай, который довел правительство Советского Союза почти до безумия...

В 1970-х годах Коммунистическая партия Советского Союза поставила перед администрацией Ленинграда очень важную задачу: Построить пять новых станций метро к 25-му съезду КПСС. В то время метростроевцы и представить себе не могли, с чем им придется столкнуться. Серьезная авария, грозившая перерасти в катастрофу, привела к затоплению тоннелей, провалам в поверхности густонаселенной части города и повреждению зданий.

В Советском Союзе жилищное строительство было одним из важнейших секторов экономики и основывалось на социалистических принципах. Окраины больших городов быстро превращались в общежития, и миллионы людей становились счастливыми обладателями квартир в сборных домах.

Однако этому радостному событию помешала отсталая транспортная инфраструктура. Каждое утро советские граждане добирались на работу и обратно на переполненных автобусах, троллейбусах и трамваях. Было решено построить новые станции метро, чтобы советским рабочим было легче добираться на работу. Кировско-Выборская линия была продлена, чтобы соединить центр города с юго-западной и северо-восточной частями города.

-2

Традиционно открытие новых станций совпало с важной датой - 25-м съездом КПСС. Строительство шло быстрыми темпами, пока не начали рыть тоннели между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества". В это время метро проходило по старой речной долине на притоке Невы. Для обхода этого водоносного слоя требовалось дополнительное время, из-за чего дата открытия станции "Площадь Мужества", первой в стране и мире сводчатой станции глубокого заложения, могла совпасть с важным событием. Чтобы сократить количество скважин, которые необходимо было пробурить, и объем требуемого замораживания, инженеры предложили укладывать тоннели друг на друга.

8 апреля 1974 года, примерно в 16:30, во время бурения дополнительных разведочных скважин в нижнем тоннеле было замечено, что из незамерзшей породы просачивается вода. Через некоторое время скала, замороженная строителями, разрушилась, и вода начала просачиваться в построенный тоннель. В течение нескольких часов нижний тоннель был полностью затоплен. Чудом удалось эвакуировать подземных рабочих. Чтобы запечатать опасную породу и предотвратить дальнейшее затопление туннелей, были быстро установлены бетонные пробки.

-3

Казалось, что кризисная ситуация находится под контролем руководителей проекта. В очень напряженной атмосфере проводились совещания по новому плану действий. Однако позже выяснилось, что из-за быстрого течения Плювуны аварийные заторы не удалось полностью загерметизировать. Большое количество воды и песка, поступающее через шлюз, создало большие пустоты под почвой и вызвало движение грунта у поверхности. В городе произошло крупное оседание. На площади Мужества и прилегающих улицах образовались дыры, трамвайные пути треснули, стены зданий и наземные конструкции растрескались, возникла опасность обрушения.

-4

Руководители проекта быстро пытались найти выход из сложной ситуации. Были выдвинуты различные предложения, например, строительство новых тоннелей под затопленными участками, но это потребовало бы увеличения глубины залегания грунта и разработки дополнительных подъемно-транспортных механизмов. Другим вариантом было строительство тоннелей над аварийной зоной, но это потребовало бы сноса домов и зданий вдоль линии метро и переноса всех линий снабжения. Эти варианты были отброшены из-за огромных затрат. Но хуже всего для метростроителей было другое. Такие работы нарушили бы сроки ввода станции в эксплуатацию. К критической дате было решено использовать аварийную проходку.

Дальнейшее проникновение Плывуна было остановлено путем создания барьера в районе станции метро "Лесная". Раскопки были затоплены, чтобы остановить разрушение поверхности. В аварийный тоннель была закачана вода. Проходка тоннеля была повторена с использованием экстремально низких температур. Температура опускалась до минус 50 градусов по Цельсию. Подземные строители носили валенки и несколько пар брюк. Таким образом, вся промышленность Советского Союза была лишена жидкого азота на несколько лет. Почти все было отправлено в Ленинград. Благодаря этому можно было делать лед, разрушать плотины и замораживать камни.

31 декабря 1975 года вся линия от площади Ленина до Академической площади была сдана в эксплуатацию с оценкой "отлично". Отчет о проделанной работе был отправлен в Москву. Однако замерзший грунт постепенно начал оттаивать, что привело к неравномерному оседанию тоннелей. Это усугублялось неудачным вертикальным расположением. Поезда метро создавали вибрации, из-за которых верхний тоннель проседал в сторону нижнего.

-5

Такие нагрузки в сочетании с небольшой жесткостью туннелей начали приводить к разрушению внешнего слоя труб. Вода начала поступать обратно. С начала февраля 1995 года приток воды резко увеличился. Поезда ходили по рельсам, которые местами были покрыты водой. В течение месяца тоннели просели на 35 миллиметров. Ремонтные бригады пытались заделать трещины и построить новую гидроизоляцию. Однако 4 декабря наводнение прорвало барьеры, в результате чего нижний тоннель оказался наполовину затопленным.

-6

Некоторое время движение поездов продолжалось через верхний тоннель, но когда обвал достиг четырех сантиметров в день, стало ясно, что последствия могут быть катастрофическими. В ночь с 5 на 6 декабря движение поездов было окончательно остановлено. Центр реагирования на чрезвычайные ситуации решил снова затопить двухкилометровый участок. Как и много лет назад, туннели были заполнены водопроводной водой. Чтобы выровнять давление внутри обвалившихся тоннелей и предотвратить обрушение поверхности земли в районе площади Мужества, специалисты подготовили ряд проектов по восстановлению аварийной линии. Из всех предложенных вариантов ликвидации аварии была выбрана новая объездная дорога, которая обойдет самый опасный участок Плювуна.

-7

26 мая 2004 года по новой линии прошел первый пробный поезд. 26 июня 1923 года пассажирское движение по аварийной линии было полностью восстановлено. Желание сэкономить и закончить проект в срок привело к огромным затратам. По некоторым данным, стоимость работ превысила 145 миллионов долларов.