Что мы знаем о русской усадьбе? Это словно что-то обыденное и понятное, из мира школьной программы. Но действительно ли так? Еще 150 лет назад усадьба была средообразующим местом. Рожденные в эпоху Екатерининских реформ, напитанные классическими идеями о гармонии человека и природы, эти маленькие (и не очень) дворцы собирали под своей крышей разных людей: тех, о ком мы сейчас и читаем в учебниках. Глядя на карту России середины XIX века, поражаешься количеству деревенек, дорожек: сейчас мы пробираемся к стенам дворца сквозь чертополох, а когда-то тут кипела жизнь, и нынешние руины были сердцем и центром управления многолюдных земель. Усадебный комплекс включал в себя господский дом, кухню, хозяйственные постройки, а рядом бывал разбит парк. Подчас становится больно, когда стоишь среди остатков красоты, а в пустые глазницы огромных окон открывается потрясающий вид, который столетия назад радовал основателей усадьбы. Теперь же, сравнивая «было» старинных фотографий и акварелей и «стало» в реальности, задаешься вопросом: почему же мощный потенциал пространства не задействован? Сегодня в России более 50 тыс. заброшенных усадеб, от многих остались лишь координаты на географических картах.
Выезды проекта «Координаты истории» Ассоциации художников-пленэристов к разрушенным усадьбам - настоящее исследование. Сотни фотографий, художественное осмысление, упоминание в социальных сетях, живые впечатления, выставки, перфомансы – такого внимания многие локации «Координат» давно не получали. Мы находимся на связи с краеведами и искусствоведами, Московским областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и Центром консервации и возрождения архитектурного наследия и знаем, сколько кропотливой работы совершается ими ежедневно.
Сегодня любовь к пленэрной живописи и пейзажам находит социальное выражение: картины расскажут о родной истории, о русской культуре через запечатленные обломки прошлого, фотографии привлекут внимание к пространству для роста, а весь проект станет импульсом к развитию нового созидательного движения. Мы видим горячий отклик участников: такого движения ждали! Люди хотят обсуждать прошлое и делать свой вклад – артистический, исследовательский в сохранение и преумножение родной культуры, хотят видеть новые места, которые так близки к мегаполису и так таинственны. Видеть, осмыслять, созидать и быть в компании единомышленников – такого межкультурного проекта еще не было. И на каждой выставке художники говорят языком живописи: посмотрите, как там красиво, пройдите нашими тропами, и вы увидите, сколь прекрасен может быть мир родной старины, сохраненный, возрожденный и снова служащий людям.
Агата Соколова