Найти тему

Мои впечатления от интереснейшей выставки картин Рене Магритта в Москве. Часть 5

Коллаж из фотографий автора канала
Коллаж из фотографий автора канала

Творчество бельгийского художника Рене Магритта (1898-1967) знакомо тем, кто не интересуется живописью целенаправленно. Странные люди в котелках с лицами скрытыми яблоками, птицами и прочими неожиданными предметами, слившаяся в поцелуе пара с наволочками на головах, трубка под которой написано «Это не трубка»... Бессмысленные, но только на первый взгляд полотна этого художника западают в память даже тем, кто не любит «такое».

В чём же секрет притягательности Магритта? Наверное, в том, что настоящее искусство — всегда загадка, не имеющая однозначного ответа. Это и привлекает большинство людей. Смотреть на картину настоящего художника - значит смотреть в бесконечность, рождающуюся на основе наших ассоциаций. Это путешествие, конечный пункт которого никогда не известен.

Рене Магритт знал о загадках всё. Правда, отгадок художник не любил: больше всего в жизни он ненавидел, когда искусствоведы начинали трактовать его картины.

Тогда о чем же они? В чем их суть? Мне кажется в том, что своими работами Магритт бросает вызов зрителям, предлагая по-новому осознать реальность. Миры, которые он сотворил на своих холстах, интригуют и разрушают привычную действительность. «Я определил себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком», — рассказывал художник.

Магритт не любил, когда его называли сюрреалистом. Для своего творчества он выбрал название «магический реализм». В его работах нет болезненных сновидческих отголосков, нет случайностей и спонтанности. В них все выверено, подчинено строгому замыслу, вроде бы все привычно и узнаваемо и вместе с тем неожиданно.

Его стиль жизни отличался от шаблонного представления о том, как должен жить художник. Он ненавидел пьянство, вел размеренный образ жизни и был счастлив в браке. Одевался скромно и строго, так, как «одевались» персонажи его картин – черный сюртук, узкий галстук и обязательно шляпа-котелок. Во всём был собран, сдержан, аккуратен. На автомобиль не пересел, с печатной машинкой освоился плохо, женившись однажды и рано, жил в браке до конца жизни – поведение для XX века предосудительное.

И главное – он писал только то, что для него имело значение.

Так в чем же суть его творчества, почему оно так притягивает поклонников спустя много лет после смерти художника?

Думается, что ответом на эти вопросы будет высказывание самого художника: «Каждая видимая нами вещь скрывает что-то от наших глаз. А нам бы очень хотелось увидеть то, что прячется внутри». И это очень точно определяет суть творчества Магритта.

Увы, к великому сожалению, в нашей стране нет ни одной его работы. Но не стоит огорчаться – в Москве все еще продолжается выставка его работ. Вернее сказать не самих работ, а жикле – сверхточных полиграфических воспроизведений его картин, факсимильных повторов буквально не отличимых от подлинников. И это дает нам счастливую возможность увидеть несколько десятков его картин вместе (а всего за свою жизнь он написал их более 2 000).

В общем, картин Магритта на выставке достаточно, чтобы близко и подробно познакомиться с его творчеством. Сегодня я продолжу рассказ о некоторых из них (предыдущие публикации можно найти по ссылкам под этой статьей).

Итак, очередные картины Магритта с московской выставки.

Картина «Прекрасная еретичка».

Фото автора канала
Фото автора канала

В 1963-1964 годах Магритт вернулся к серии «Перспективы» и написал картину «Прекрасная еретичка», которая являет собой яркий пример одной из центральных тем в искусстве Магритта — неожиданного сопоставления объектов в обобщенном, не подлежащем идентификации ландшафте.

В работе «Прекрасная еретичка» художник превратил повседневную сцену с сидящим на кирпичной стене человеком в одновременно комичную и мрачную, заменив фигуру гробом. Таких работ у Магритта несколько – он создал их как мрачные пародии на известные картины других художников, где вих героев он заменил гробами.

Таким необычным образом Магритт признаёт величие смерти перед мыслью. Этих людей, реальных людей, когда-то позирующих художникам, уже нет в живых. И все их мысли навсегда ушли в небытие.

Но удалось ли Магритту обмануть смерть? Его жена Жоржетта утверждала, что да! Потому что он жив в своих картинах, в загадках-ребусах, которая каждая несёт в себе. И призывает этим зрителя найти свой ответ.

Вот и на этой картине с присущей ему простотой средств и виртуозностью исполнения Магритт создал загадочный и двусмысленный образ: мы не знаем, была ли героиня картины превращена в гроб или спрятана в него, но в любом случае мы сталкиваемся с жизнью, которая стала смертью.

Картина «Комната мадам Сундхейм».

Фото автора канала
Фото автора канала

Самые успешные образы Магритта бросают вызов нашему восприятию реальности. Неожиданное размещение дома в комнате — переворачивание нормального пространственного соотношения между двумя декорациями — яркий пример его техники. Композиция является одной из немногих в творчестве Магритта, которая полностью уникальна.

Названия картин были еще одним средством, с помощью которого Магритт бросал вызов своей аудитории и разрушал ожидания. Он часто присваивал картинам описания, совершенно не относящиеся к изображаемому образу, или выбирал подсказанные друзьями таинственные, поэтические фразы. Для настоящей работы объяснение названия не столь загадочно, поскольку оно относится к первым владельцам картины. Американская пара Бланш и Гарри Сундхейм приобрела эту работу во время посещения Магритта в его студии, и Магритт по этому случаю назвал работу в честь миссис Сундхейм. Еще более уместно то, что Гарри Сандхейм владел компанией по производству игрушек в Чикаго, и Магритт, должно быть, заметил очевидные параллели между этим изображением и детским кукольным домиком

Картина «Без названия (Идущие по улице девушки)».

Фото автора канала
Фото автора канала

Тема двойника, которая была центральной в представлении Фрейда о сверхъестественном, лежит в основе сюрреалистической иконографии и использовалась многими современниками Магритта, включая его соотечественника Поля Дельво и Сальвадора Дали, чтобы вызвать зловещую или запутанную атмосферу. Однако именно Магритт использовал весь потенциал двойника как средство сбить зрителя с толку и исследовать множество вопросов, касающихся идентичности, оригинальности и восприятия. Написанная в 1954 году картина представляет собой вариацию на эту важную тему. Магритт задумал обманчиво простую сцену, составленную в более яркой палитре и более мягкой манере письма, характерной для его послевоенной живописи. Напряжение возникает из-за сопоставления крайней нормальности - реального пригородного пейзажа с «сюрреальностью» двух фигур. В картине молодую женщину буквально сопровождает ее обнаженное тело.

Мы понимаем, что две женщины не совсем идентичны, у них разные волосы и разные черты лица. Их схожесть заключается в их пустых, неподвижных взглядах, ориентации их тел и, что более важно, в наших предубеждениях; мы ожидаем от Магритта появления двойника. А он обманывает нас, использует картину как способ заставить нас сомневаться в том, что мы видим, и в наши ожиданиях.

Как сказал один из исследователей творчества Магритта: «Он изменил искусство, потому что показал, что оно нужно не для того, чтобы показывать вещи — но чтобы задавать вопросы. В этом смысле нет большой разницы между журналистикой и искусством: вы все задаете вопросы. Его картины заставляют нас задуматься — и, возможно, посмотреть на мир иначе. Живопись всегда пыталась показать людям, где правда, — это началось с религии и церкви, которые с помощью картин рассказывали людям о жизни святых. А Магритт говорил, что нужно прекратить это: мы не можем показать реальность, как она есть, но можем использовать картину, чтобы задать вопрос. Что такое дождь, что такое дверь, что такое вообще всё в этом мире?»

Так что Рене Магритт – художник, которому удалось сказать больше, чем может быть сказано о нем…

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и обязательно будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

На этом смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора канала
Текст и фото автора канала
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылки на предыдущие публикации о Рене Магритте:

ССЫЛКА 1

ССЫЛКА 2

ССЫЛКА 3