19K подписчиков

5 женских портретов русских художников, которые завораживают

24K прочитали

Рассказываем о портретах красавиц и умниц кисти Серова, Крамского и других выдающихся живописцев.

Портрет Лопухиной: загадочная улыбка и трагическая судьба

Владимир Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Владимир Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Эта картина — один из самых популярных женских портретов Владимира Боровиковского и вершина его творчества. Изображенную на полотне девушку зовут Мария Лопухина, и ее судьба печальна.

Мария — старшая дочь графа Ивана Толстого. В 1797 году она стала женой Степана Лопухина, егермейстера и действительного камергера. Супруги жили в Петербурге, а потом перебрались в имение в село Богородское Московской губернии, которое Лопухин подарил Марии в день свадьбы. Через несколько лет девушка умерла от чахотки в возрасте 24 лет. Ее похоронили в фамильной усыпальнице на территории Спасо-Андрониковского монастыря.

Боровиковский написал Лопухину в стиле классического репрезентативного портрета — окружающие девушку предметы помогают раскрыть ее характер. Все продумано до мелочей: растительные мотивы и цветовые решения подчеркивают ее гармоничную связь с природой. А легкая улыбка и загадочный взгляд завораживают и заставляют долго удерживать внимание на картине.

«Бедная Лиза»: гвоздика и свежесть чувств

Орест Кипренский. «Бедная Лиза», 1827 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Орест Кипренский. «Бедная Лиза», 1827 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

В 1792 году Николай Карамзин опубликовал сентиментальную повесть «Бедная Лиза», а через 35 лет Орест Кипренский написал одноименную картину — портрет придуманной Карамзиным героини. Когда полотно было готово, интерес публики к повести уже поутих. Есть версия, что Кипренский создал «Бедную Лизу» как дань памяти писателю, который скончался после тяжелой простуды годом ранее.

Сочетание белого и розового цветов в одежде намекает на юный возраст девушки. Изящной сережкой подчеркнута ее хрупкость. А гвоздика в руке Лизы — знак искренней любви. Оттенки и формы передают ощущение новизны чувств, но во взгляде девушки считывается и драматичность. Мы знаем, что у этой истории несчастливый конец.

«Неизвестная»: крестьянка, княгиня или лезгинка

Иван Крамской. «Неизвестная», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Иван Крамской. «Неизвестная», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Эту картину часто ошибочно называют «Незнакомка» — такая путаница произошла из-за одноименного стихотворения Александра Блока. Но Иван Крамской назвал свое произведение именно «Неизвестная».

Художник изобразил девушку, которая едет по Невскому проспекту в открытом экипаже. Ее одежда отвечает модным тенденциям 1880-х годов: теплое пальто с мехом и атласными лентами, бархатная шляпка с перьями, тонкие перчатки из кожи и элегантная муфта. Она смотрит прямо на зрителя. Ее взгляд величественный и слегка грустный.

«Неизвестная» — одна из самых значимых работ Крамского. И таинственных: художник не оставил записей, в которых раскрывалась бы личность героини. Но есть несколько версий. Она может быть крестьянкой Матреной Саввишной из Курска, которая вышла замуж за дворянина из рода Бестужевых. Или княгиней Юрьевской, второй женой Александра II. А еще есть мнение, что «Неизвестная» — это лезгинка из города Кусары.

Портрет Г. Л. Гиршман: острая кисть и любимая модель

Валентин Серов. Портрет Г. Л. Гиршман, 1907 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Валентин Серов. Портрет Г. Л. Гиршман, 1907 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Современники Валентина Серова называли его кисть острой. Художник не терпел богатых и высокомерных людей, над многими из них он тонко и аккуратно посмеивался в портретах. Но Генриетта Гиршман, супруга мецената и финансиста Владимира Гиршмана, — исключение. Серов считал ее образованной, скромной и очень интересной. Гиршман заказала у Серова пять портретов, самый знаменитый из которых — портрет у туалетного столика.

Валентин Серов долго подбирал обстановку для написания портрета. Он сделал несколько набросков, но все они казались ему неподходящими. Однажды художник увидел Генриетту в будуаре — и наконец нашел то, что искал.

Портрет написан в новой для Серова технике — темпере. И художник специально выбрал непростую позу для модели — особенно ему нравилось, как Генриетта держит руку. В последующих работах Валентин тщательно прорисовывал именно кисти, и зачастую они говорили о характере героев куда больше, нежели их лица.

«Кружевница»: спокойные цвета и мастерство женских образов

Василий Тропинин. «Кружевница», 1823 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Василий Тропинин. «Кружевница», 1823 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Василий Тропинин родился в семье крепостных крестьян и до 47 лет оставался несвободным. В 1823 году он получил вольную. И сразу же представил Совету Петербургской Академии художеств на соискание звания художника три картины, одна из которых — «Кружевница». Именно это полотно закрепило за Тропининым репутацию мастера женских образов.

«Кружевница» посвящена городским труженицам и их работе. Героиня будто на секунду оторвала взгляд от станка и посмотрела на зрителя. Кажется, ее кропотливый труд больше похож на интересную игру. Художник подчеркивает, как тонка работа девушки и с какой душой она относится к своему занятию.

Важную роль в создании структуры играют цвета картины. Теплый золотой, холодный серебристый и глубокий оливковый, взаимодействуя друг с другом, создают гармонию. Картина производит впечатление спокойствия, неторопливости, мягкости.

Образы женщин в живописи — особенные. Очаровательные, нежные, проникновенные, загадочные — все это о них, о моделях русских художников. Через женскую красоту авторы показывают красоту всего мира и отмечают важную роль женщины в поддержании равновесия. Насладиться этими прекрасными портретами можно в художественных музеях страны. Например, в Третьяковской галерее, давним другом и партнером которой выступает Банк ВТБ. Банк поддерживает культурные проекты музея и помогает проводить впечатляющие выставки.