Незамысловатая история двух детей, которые отправились в сказочный лес спасать похищенную Кощеем Снегурочку неожиданно стала лидером проката, уничтожив ленту с приглашенными голливудскими звёздами. Расскажем, как это было.
Назло Голливуду
По-настоящему новогодним детским фильмом в СССР стали даже не такие прославленные сказки как «Морозко» и «12 месяцев», которые, по большому счету нельзя было назвать новогодними, а фильм «Новогодние приключения Маши и Вити», который в шутку даже называли «детской Иронией судьбы».
Поначалу в сказке, которую написал сценарист Павел Финн не было ни Деда Мороза, ни Снегурочки. В сюжете фигурировал некий безымянный злой волшебник, который украл Белоснежку, но в Гостелерадио такой поворот не пришелся по душе. Попросили нечто новогоднее, и Финн быстро переделал героев, превратив злого колдуна в Кощея, а Белоснежку – в Снегурочку. Спасателями Снегурочки стали двое детей: лиричная Маша и суровый реалист Витя.
Трудно представить, но в 1975 году простая музыкальная сказка дала путевку в жизнь самым известным российским актёрам, правда, один из них прославился сразу, а вот второму пришлось ждать славы целых тридцать лет. Часть актерского состава после выхода картины ушли из профессии навсегда.
В процессе поменялся даже режиссер. Поначалу за картину взялся Геннадий Казанский, но из-за проблем с здоровьем он отказался от работы и передал бразды правления Игорю Усову, который уже работал в жанре музыкальной комедии и захотел снять современную рок-сказку. Поначалу фильм даже назывался «Маша и Витя против Диких Гитар».
Работала съемочная группа в голливудских условиях в прямом смысле этого слова. Дело в том, что своих декораций у «Маши и Вити» не было, но в павильоне «Ленфильма» снимался совместный с Голливудом фильм «Синяя птица», где помимо советских актёров участвовали настоящие звезды: Элизабет Тейлор и Ава Гарднер. И вот парадокс: дорогая «Синяя птица» с треском провалилась в прокате, а «Новогодние приключения Маши и Вити» стали одним из самых любимых фильмов советских зрителей.
Два Боярских, дворецкий и Беатриче
Выбирая актёров на главные роли режиссер делал ставки на поющих актеров. По сути, в фильме не своими голосами поют только дети и Кощей, его озвучивал Виктор Кривонос.
Умение петь очень помогло сыгравшему кота Матвея Михаилу Боярскому, в карьере которого еще не было ни д'Артаньяна, ни Теодоро из «Собаки на сене». В картину его сосватал родственник, исполнитель роли Кощея Николай Боярский, приходившийся главному мушкетеру страны дядей. Роль кота Матвея моментально закрепила за Боярским амплуа поющего красавца с усами, сделав одним из самых популярных актёров страны.
Роль модной Бабы Яги, разгуливающей по лесу в дерзком мини, получила Валентина Кособуцкая. Под слоем зеленого грима и лохматым париком скрылась красавица Беатриче из фильма «Труффальдино из Бергамо». Сама Кособуцкая считала роль Бабы Яги более удачной, чем плоская роль Снегурочки, что ничего не делала, и просто ждала в темнице освобождения. К слову, исполнительница Снегурочки Ирина Борисова после роли в «Маше и Вите» с профессией попрощалась и снялась после этого лишь пару раз.
А вот к старичку-Лесовичку слава и народная любовь пришли через тридцать лет. Этого персонажа исполнил тогда совершенно не известный Борис Смолкин, карьера которого взлетела до небес после роли язвительного дворецкого Константина в сериале «Моя прекрасная няня».
Взлом сейфа и блатная песенка
По признанию исполнительницы главной роли Маши — Натальи Смирновой, она вовсе не готовилась к кастингу и вообще не знала никаких детских песен или стишков, и когда на пробах ее попросили что-то спеть, она неожиданно для всех исполнила приблатненную версию песни «Стою на полустаночке», где в вольной народной интерпретации слова звучали так: «Стою на остановочке, в кармане – поллитровочка…»
После ошеломительного успеха Смирнова снималась еще трижды, но после 15 лет актерская карьера остановилась. Как считает сама Наталья, она просто выросла. А на гонорар от фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» вся семья Натальи съездила в Болгарию. С режиссером у Смирновой сложились самые теплые отношение, поскольку отца у девочки не было.
А вот исполнитель роли Вити – Юрий Нахратов – уже был опытным актером, и роль Вити ему подходила как нельзя лучше. В перерывах между съемками Юра читал журнал «Наука и жизнь». Начитанность ему очень помогла: Юра вскрыл сундучок, в котором киношный пиротехник прятал на кодовый замок всю пиротехнику. Мальчику удалось подобрать код. За эту выходку его даже не наказали.
Как рассказал Юрий Нахратов, его карьера в кино тоже не сложилась. Интересных предложений не поступало, но в случае чего он бы с удовольствием вернулся на съемочную площадку.
Мистика, подвешенное состояние и соколиный глаз
С актерами на съемках происходили самые разные казусы. К примеру, по рассказу Бориса Смолкина, которому часть съемочных дней приходилось висеть на ветке на пожарном ремне, его часто забывали снимать. Такелажники, подвесив актера на дерево, уходили на обед, так что Смолкину приходилось висеть весь день, а гримерам кормить его сосисками.
Недолюбливала съемочная группа и Бабу Ягу Кособуцкую. В ее присутствии постоянно творилась какая-то чертовщина. То гасли лампы, то взрывалась пиротехника, то падали предметы. Однажды на Валентину Кособуцкую упала лампа и чудом не убила. После этого Кособуцкая, в карьере которой было уже две Бабы Яги суеверно решила завязать с этим образом.
А вот соколиный глаз Михаила Боярского едва не оставил его без зарплаты. На съемках он должен был стрелять яблоком из игрушечной рогатки в Витю. Боярскому велели стрелять с десяти метров прямо в камеру, что он и сделал, умудрившись не только попасть, но и разбить дорогую японскую камеру. К счастью, наказывать актёра не стали.
С момента премьеры прошло 48 лет, однако картина «Новогодние приключения Маши и Вити» до сих пор остается одной из самых любимых. А какие новогодние фильмы больше всего нравятся вам?