2,5K подписчиков

Фотография. Что к чему

Итак, вот оно!
Вот оно – долгожданное, драгоценное (уверена, денег было потрачено немало), увлекательное и абсолютно непонятное сокровище, предвкушённо дрожащее в ваших нетерпеливых руках. Фотоаппарат!

Итак, вот оно!
Вот оно – долгожданное, драгоценное (уверена, денег было потрачено немало), увлекательное и абсолютно непонятное сокровище, предвкушённо дрожащее в ваших нетерпеливых руках.

Фотоаппарат!

Не могу не поздравить Вас с приобретением сего технического чуда и впоследствии верного, не побоюсь этого слова, друга!
Поздравляю! От всей своей творчески насыщенной души!

После того, как вы похвастались новым любимцем среде родных, близких, друзей, знакомых, незнакомых уличных прохожих, сокурсников, сотрудников, собу… эээ… технику-то, небось, обмыть не забыли?

В общем, уже все в курсе, что у вас серьёзные намерения относительно ближайшего будущего. Скорее всего, окружающие мысленно содрогнулись в неизбежном смирении проявить полную готовность в признании себя моделями, ассистентами, оруженосцами и соучастниками увлекательнейшего процесса знакомства с потусторонним миром фотоискусства.

С чего начать? О да! Инструкция!

Наверняка, в комплекте с фотоаппаратом, объективом, аккумулятором, зарядным устройством, кабелем, дисками, прочими бумажками и большой коробкой, внутри которой находилось всё это богатство, была и книжечка.

Очень ценный манускрипт, содержащий описание и, собственно, инструкции к фотоаппарату. Откройте сие технически грамотно составленное произведение не литературы, пролистайте, можете поднести книжечку к носу и впустить в себя запах издательства, которое взяло на себя ответственность за выпуск этого нетленного творения (по желанию, не настаиваю, в общем-то), на зуб пробовать не рекомендую – кто знает, в чьих руках оно побывало. Возьмите хорошо заточенный карандаш, и на последней страничке поставьте галочку. Всё, закрывайте.

Ощущаю всеми фибрами своего естества льющиеся на монитор возмущения и недоумения. Как так закрывать?! Почему?!..

Друзья, неужто посрамим всемирно известный факт о непостижимости русской натуры?! Мы знамениты не только водкой и медведями, но и невообразимым упрямством, нежеланием следовать инструкциям и наставлениям. Так как предпочитаем обучаться, чаще всего, методом тыка. Не все это приветствуют, понимаю.

Ботаника – тоже замечательная наука, бесспорно. Подозреваю, что последователи данного способа изучения предмета тоже имеют место быть. И, готова поспорить, они не станут читать подобные статьи. А зря. Это не только познавательно, интересно, увлекательно, но и не скучно, смею надеяться. Отвлеклась, прошу прощения.

В первую очередь хочу коснуться такого момента, как съёмка в авторежиме (auto). Фотографы в нем не снимают! Почему? Потому что одна голова – хорошо, а две – уже некрасиво. Да, фотоаппарат умеет делать фото на автомате. Даже иногда вполне сносно. Но чаще всего выскакивает вспышка и портит всю картину светом «в лоб». Изображение получается плоским и безжизненным. Но даже если вас все устраивает, ничего страшного, это пройдет.

Рано или поздно авторежима окажется мало, потому как освоить и, что главнее, понять, как происходит процесс фотографирования и как влияет свет (самое основное и первостепенное) на происходящее в фотоаппарате, он (авторежим) не поможет. Снимая в ручном режиме (буква М-мануал), вы всё держите под контролем.

Если действительно серьёзно увлечетесь фотографией, откажетесь напрочь от auto очень и очень скоро. Пробуйте, ошибайтесь, пробуйте снова. Только так можно освоить и понять концепцию построения кадра, и научиться обращаться с техникой на подсознательном уровне.

Для начала следовало бы ознакомиться с некоторыми понятиями технической составляющей процесса съёмки. Совсем ещё недавно для меня китайской грамотой были такие слова, как диафрагма…

Стоп, нет, не китайская грамота! Просто смысл слов был совершенно другой. Диафрагма – медицинский термин (некая часть человеческого организма), выдержка – сила воли, светосила – преобладание света над тьмой, экспозиция – два слова, почему-то написанных вместе, ГРИП – болезнь (и буквы одной не хватает, ай-ай), ХА – ноу комментс, шевелёнка – нечто шевелящееся, артефакты – что-то такое археологическое (?), и так далее.

А теперь позанудничаю и попытаюсь максимально своими словами рассказать, что именно эти же слова означают в фотосреде. Наберитесь терпения, мужества и силы воли (выдержки), дабы завершить чтение. Начнем с четырёх основных понятий.

Приступим.

Диафрагма – отверстие, сквозь которое на матрицу фотоаппарата проникает свет. В видоискателе или на дисплее существует такой вот значок F с цифрами рядом, это и есть обозначение степени открытия диафрагмы.
Если число маленькое (F2, к примеру), то света в пункт назначения попадёт достаточно. Если число большое (F11, к примеру), то света попадёт гораздо меньше.

Вот такая простая истина. Маленькое число F – светлый кадр, большое число F – тёмный кадр. Просто запомните это!

Ниже 2 примера фото с одинаковой выдержкой, но разной диафрагмой:

F1.8 (диафрагма), 1/250   (выдержка)
F1.8 (диафрагма), 1/250 (выдержка)
F5.6 (диафрагма), 1/250   (выдержка)
F5.6 (диафрагма), 1/250 (выдержка)

Выдержка – промежуток времени (доля секунды, секунда, две и т.д.), который позволяет свету проникать сквозь отверстие (диафрагму). Чем дольше струится свет, тем светлее фотография.

Логично. На фотоаппарате никаких буквенных обозначений выдержки нет. Просто есть число. 1/2000, 1/100, 1/20 и т.п. – доли секунды, понятно.

Поиграем в игру «найдите 10 отличий»… Ниже наблюдаем зависимость главных параметров съемки. Чтобы получить более или менее одинаковые картинки при измененной диафрагме, приходится подбирать выдержку:

F1.8, 1/250
F1.8, 1/250
F8, 1/10
F8, 1/10

Светосила (ISO) – здесь, в общем-то, всё просто – чувствительность матрицы вашего фотоаппарата к свету. С этим вот фруктом советую обращаться аккуратно, потому что чем выше значение ISO (в помещении чаще всего освещение не ахти, потому приходится задирать, нет, не нос, а чувствительность камеры, чтобы кадр был относительно светлым), тем больше так называемых шумов будет на фото.

И под словом «шум» подразумевается не звуковое сопровождение, а своеобразная зернистость на снимке (смотрим фото ниже, там это хорошо заметно).

Если ведёте съемку на улице, да еще и в ясный день, достаточно выставить на камере значение ISO – 100, максимум 200. В помещении этот параметр уже подбирается по ситуации.

ISO 200
ISO 200
ISO 200
ISO 200
ISO 1000
ISO 1000
ISO 1000
ISO 1000

Друзья, ваша задача – подружить эти три понятия в кадре, чтобы получилась наиболее удобоваримая экспозиция - совокупность трёх слагаемых: диафрагмы, выдержки и ISO.

Меняя значение диафрагмы, меняйте и выдержку. Чем больше число F, тем длиннее выдержка (секунды). И наоборот. Маленькое значение F - короткая выдержка (доли секунды).

Если совсем будет сложно приноровиться к ручным настройкам, выбирайте хотя бы полуавтоматические режимы съёмки: либо А (приоритет диафрагмы, когда вы задаете вручную число F, а камера подбирает выдержку самостоятельно), либо S (приоритет выдержки, где, как вы уже наверняка догадались, настраиваете выдержку, а диафрагму подбирает камера).

Это должно помочь, по идее, в изучении сопоставлений компонентов.

Для начала, наверное, достаточно.

Экспериментируйте. Проще всего – отдаться на волю авторежимов, пусть они сами чего захотят, то и выбирают в настройках. Но неужели вы для этого покупали зеркальный фотоаппарат?! Чтобы плыть по течению?! Нет, нет и еще раз нет! Почувствуйте власть. Ощутите силу. Осознайте, что в ваших руках не просто предмет, а путеводная нить в мир искусства!

У вас есть все шансы приобщиться к прекрасному! Дерзайте!
Чёткого вам фокуса и ёмкого аккума! ;)

P.S. Фокус – ничего общего с цирком в данном контексте!!!

7 сентября 2012 г.
Ирина БУДНИК (фото Ирина БУДНИК)