Все, что связано с переходом в загробную жизнь, всегда считалось чем-то мистическим. У наших предков существовало много ритуалов при погребении, некоторые из них до сих пор существуют во многих местах почти в неизменном виде. Считалось, что все ритуалы должны соблюдаться в строгой последовательности, менять действия местами или что-то упускать не разрешалось - это могло навести беду на живущих или причинить вред покойному в его загробной жизни. Так какие же обычаи мы можем встретить на похоронах и по сей день?
1. Занавешивать зеркала черным сукном
Эта традиция появилась у нас в стране примерно в XVII-XVIII веках с началом массового использования зеркал в их современном виде. Зеркала наделялись особыми магическими свойствами. Они отражали реальность с точностью до наоборот, зеркально, что делало их ритуальным и магическим атрибутом среди знати, простолюдинов, крестьян. Суеверия того времени почти не зависели от социального статуса, обряды были одинаковыми во всех слоях населения.
Если в доме был покойник, зеркала становились источником опасности, поэтому их стремились закрыть плотной тканью. С этой традицией связаны несколько поверий: за зеркалом скрывается потусторонний мир и само зеркало – портал между мирами, куда может случайно угодить душа покойного, так и не добравшись до Царствия Небесного. А это величайшее несчастье, которое только может случиться с бессмертной душой человека. Верили и в путь наоборот: сущность из потустороннего мира проникнет в этот мир и вселится в тело мертвеца. Другая версия – если человек увидит свое отражение в доме, где находится гроб с покойником, то он уйдет в мир иной вслед за ним. В восточнославянских странах традиция занавешивать зеркала во время похорон сохранилась до сих пор. При этом магическое мышление в народе тесно переплетается с христианским, поэтому зеркала остаются закрытыми вплоть до 40 дня, когда душа покойника отправляется на Страшный Суд.
2. Бросать по дороге до кладбища еловые ветви
Когда гроб выносят из дома, весь путь до кладбища провожающие бросают на дорогу еловые ветки (в некоторых регионах это могут быть цветы в летние месяцы). Эта традиция до сих пор очень сильна особенно в небольших городах, поселках, деревнях. Более того, сам гроб ставят в кузов машины, где все устлано елью, а нанятые сотрудники ритуальной службы бросают их на дорогу по ходу движения машины. В чем смысл этой традиции? В христианстве душа умершего пребывает около тела три дня, отсюда и обычай хоронить на третий день. А еловые ветви как бы провожают человека от дома до кладбища, то есть в иной мир, чтобы он не потерялся. Ель наделялась особыми магическими свойствами: она защищала от злых духов, кроме того, являлась символом вечной жизни.
Наступать на еловые ветви запрещалось, согласно поверью, это сулило скорую смерть.
3. Бросать в могилу горсть земли
Древние славяне сжигали тело умершего в огне и складывали в особый сосуд. Затем каждый член семьи клал веточки для поджигания костра вокруг усыпальницы, затем старейшина поджигал костер. После этого обряда в сосуд кидали по горсти земли – считалось, что это облегчает переход из одного мира в другой, затем урну с захоронением закапывали. Существовал и другой обряд, связанный с похоронами в древнем славянском мире. Земля, которая была над покойником, считалась целебной, поэтому каждый бросал комья земли сверху усыпальницы. Кроме того, в этой земле принято было сажать деревья – считалось, что почва над покойником обладала особым плодородием. Землю бросали и в яму, и на курган, а при похоронах воина существовал обычай – положить на гроб столько земли, сколько умещалось в шлем воина. Затем гроб засыпали землей и формировали могилу.
В наше время обряд принял исключительно религиозный смысл: земля, которую бросают в могилу присутствующие на похоронах, – это символ бренности земной жизни, о чем должны помнить живущие. Все мы созданы из праха и в прах обращаемся.