Найти тему
Пикабу

Произведения в жанре утопия/антиутопия. Часть 1

Бэн Элтон, «Слепая вера» (2007 г.).

Каждый человек ежесекундно окружен ведущими прямую трансляцию веб-камерами, фиксирует каждый шаг в персональном блоге и выкладывает отчет о любом событии своей жизни (включая потерю невинности) в YouTube. Теория Дарвина объявлена тягчайшей ересью, вызвавшей гнев Божий, светское правительство — лишь исполнитель воли вездесущих жрецов всемогущего Храма… Что это? Новые Темные века? Ничего подобного! Царит настоящий культ тела (подогнанного пластической хирургией под единый стандарт), а средства коммуникации достигли невиданного расцвета. Но мало кто осмеливается отстаивать свое право на частную жизнь — и готов побороться за право своего ребенка выжить.

Марк-Уве Клинг, цикл «Страна Качества».

1. Страна качества (2017 г.).

Петер Безработный живет в QualityLand, в Стране Качества. Он утилизатор машин с искусственным интеллектом. Его жизнь подчинена Системе. Компьютеры решают, что ему покупать, кого любить, за кого голосовать. Потребительская утопия. Петер плыл по течению, пока дрон самой успешной компании в мире — TheShop, не доставил ненужный ему товар — секс-игрушку в виде розового дельфинчика. Петер решает ее вернуть, но есть единственная проблема: сделать это — значит доказать ошибочность работы совершенного алгоритма и поставить под сомнение сам принцип существования Страны Качества. QualityLand, первая книга Марка-Уве Клинга, переведенная на русский язык, — это блестяще умная сатира в традициях Курта Воннегута, Дугласа Адамса и Джорджа Оруэлла, которая предлагает пугающий и слишком смешной взгляд на ближайшее будущее, в которое мы мчимся быстрее, чем хотим признать. Так зачем же медлить дальше? Интернет-магазин TheShop уже знает, что вам понравится!

2. Страна качества 2.0. (2020 г.).

Двадцать первый век. Век разума, социальной и экономической справедливости. Век качественной жизни. Век Страны Качества. Страны, построенной на «больших данных», искусственных интеллектах и всесильных алгоритмах, которым подчиняются все государственные и коммерческие службы. Но алгоритмы начинают работать непредсказуемо, дроны ломаются, климат меняется, а к власти рвутся силы, не заинтересованные в общественном благосостоянии. Что делать нашим героям — Петеру Безработному, Кики Неизвестной, Каллиопе 7.3 и Айше Доктору?

.
.

Анна Старобинец, «Живущий» (2011 г.).

После Великого Сокращения настала новая эра. Родился Живущий: человечество превратилось в единый, постоянно воспроизводящий себя организм. «Число Живущего неизменно», — так сказано в Книге Жизни. Живущий равен трем миллиардам — ни больше, ни меньше. Живущий счастлив. Живущий всеблаг. Живущий бессмертен... Ты тоже бессмертен. Живущий создал для тебя новый мир. В этом мире не важно, кто твой биологический предок — важно, кем ты был в прошлой жизни, до Паузы. В этом мире нет стран, городов и границ, религий и наций, войн и террора. Это дивный, стабильный мир, в котором у тебя всегда есть подключение к Социо. Глобальная сеть у тебя в мозгу — она делает тебя частью целого... Но вот однажды в этом мире появляется лишний. Младенец без прошлого, увеличивший численность на единицу. Кто он такой? Твой новый друг в Социо — или враг, который уничтожит Живущего?

-3

Айра Левин, «Такой чудесный день» (1970 г.).

В мире будущего человечество упорядочено и сплочено в единую Семью, управляемую и обслуживаемую суперкомпьютером. Общество, защищенное от проблем: расы генетически усреднены – темные волосы, средний рост, чуть раскосые глаза, дождь идет в ночные часы, чтобы не мешать горожанам, а наркотик, обязательный для всех и каждого, гарантирует хорошее самочувствие. И неужели в этой блестяще отлаженной схеме у кого-то может возникнуть недовольство или, хуже того, склонность к бунту? Оказывается, это возможно.

-4

Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.» (2011 г.).

В постапокалиптическом мире есть две страны – одна, где живут малоразвитые «орки», и висящий в небе искусственный огромный шар Бизантиум с «людьми». Жителям Бизантиума запрещено вступать в интимные отношения до достижения так называемого возраста согласия, то есть сорока шести лет. Чтобы решить эту проблему, они живут с куклами-роботами – сурами. Демьян-Ландульф Дамилола Карпов обитает в Бизантиуме и трудится на должности оператора летающей кинокамеры. Его досуг скрашивает сура Кая, купленная в кредит. Именно из-за Каи, действующей в соответствии с установленными параметрами «максимальное сучество», Демьян-Ландульф вместе с орком Грымом, оказавшимся в Бизантиуме, ввязывается в опасную интригу, становясь марионеткой в руках разумной куклы….

-5

Джеймс Грэм Баллард, «Высотка» (1975 г.).

Сорок этажей, тысяча квартир, две тысячи жильцов – это и есть высотка, одна из пяти запланированных в новом жилом комплексе в Лондоне. Полная самообеспеченность, включая торговый центр, салон-парикмахерскую, два плавательных бассейна, спортивный зал и начальную школу для детей – несомненно, это образец будущего, новая социальная структура, дивный новый мир… Вот только начинается что-то неладное – с электричеством, с лифтами, с мусоропроводом… Кто виноват? Виноваты другие – те, кто сверху, те, кто снизу. Что делать? Не давать спуску! И вот жильцы, обеспеченные состоявшиеся профессионалы, вопреки всем ожиданиям, вопреки здравому смыслу, втягиваются в склоки – в стычки – в войну. Войну, ограниченную пределами одного дома – никто во внешнем мире не догадывается, что происходит в стенах высотки… Что же получилось – новый мир или старые грабли? Что построил архитектор: фантастический зоопарк или дикие джунгли?..

-6

Евгений Замятин, «Мы» (1924 г.).

Двадцать шестой век. После Великой Двухсотлетней Войны на Земле возникло Единое Государство. Люди в нем не имеют имен и фамилий, у них есть лишь номера. Все они носят одинаковую униформу и едят искусственную пищу. Живут в прозрачных, как будто сотканных и воздуха домах и лишь в заранее согласованный «сексуальный час» имеют право опустить шторы, чтобы встретиться с объектом своего вожделения. После завтрака и исполнения Гимна Единого Государства, шеренгами по четыре все дружно направляются на работу. Во главе Единого Государства стоит Благодетель, которого ежегодно переизбирают всем населением. Главная идея правительства состоит в том, что люди могут быть счастливы только в том случае, если их лишат свободы, что с успехом воплощено в жизнь обитателей Государства. Но оказывается, даже в таком идеально устроенном мире, человек продолжает оставаться человеком и такие понятия, как: душа, любовь и вера не может заменить ни один даже самый строго выверенный тоталитарный режим.

-7

Олдос Хаксли, «О дивный новый мир» (1932 г.).

«О дивный новый мир» — легендарный сатирический роман-антиутопия англичанина Олдоса Хаксли, созданный в 1931 году словно пророчество. Чуть меньше века прошло с публикации произведения, а сегодняшние реалии уже близки к тем — «дивным»... По сюжету главный герой произведения Бернард Маркс — представитель высшей касты в мире будущего — чувствует себя чужим среди своих. Ведь и внешне, и внутренне он отличается от альфа-собратьев из пробирки. В обществе потребления, где главное — это удовольствия, Бернард, словно Гамлет, стремится к большему, нежели ведение свободного и отчасти развратного образа жизни. Однажды он с подругой отправляется в путешествие, где встречает молодого нецивилизованного парня по прозвищу Дикарь, и решает отвезти его в Лондон на исследования. Вот только чувства нового знакомого Бернарда к его спутнице оказываются совсем не кстати...

-8

Джордж Оруэлл, «1984» (1949 г.).

Своеобразный антипод второй великой антиутопии XX века — «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Что, в сущности, страшнее: доведенное до абсурда «общество потребления» — или доведенное до абсолюта «общество идеи»? Способно ли искреннее чувство между мужчиной и женщиной выжить в тоталитарном обществе, где любые проявления индивидуальности находятся под запретом, а половые связи и любовные отношения считаются преступлениями?.. Государство Океания, Лондон, 1984-й год. Два сотрудника Министерства Правды – Уинстон и Джулия – внезапно осознают, что их влечет друг к другу. Они уже давно не разделяют общественные и политические устремления партии, к которой принадлежат, но стараются не подавать виду, ибо знают, что ничем хорошим для них это не кончится. Однако робкое поначалу чувство оказывается куда сильнее страха и расцветает в настоящую страсть: влюбленные тайно встречаются в небольшой комнатке над антикварной лавкой и строят планы по освобождению, мечтая примкнуть к подпольному Братству революционеров. Они еще не знают, что совсем скоро их любви придется пройти суровое испытание тиранией Большого Брата, от всевидящего ока которого не скрыться никому….

-9

Алан Мур, Дэвид Ллойд, «V – значит Vендетта» (1988-1989 гг.).

«V – Значит Vендетта» – один из величайших графических романов всех времен и вершина творчества культового автора Алана Мура, известному благодаря графическому роману «Хранители», и не менее прославленного художника Дэвида Ллойда. Тоталитарный мир, вымышленный, но до дрожи правдоподобный. Мир, где так легко перестать быть собой. Ни шагу в сторону. Ни вздохнуть свободно. Никому. Никогда… Но свобода – внутри. И пятого ноября, в годовщину Порохового заговора, герой-одиночка, человек в маске Гая Фокса, объявляет вендетту миру, где нет места любви. В абсолютное издание вошли не только все 10 глав графического романа, но и предисловия и послесловия Алана Мура и Дэвида Ллойда, наброски и эскизы, подробнейшие комментарии к тексту романа.

-10

P. s. Если в подборке нет какого-либо произведения, возможно, оно уже было ранее либо будет позже.

Пост автора R0mMel.

Узнать, что думают пикабушники.