Найти тему
Истина Слова

Толкование молитвы Отче наш

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим;
и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Яко Твое́ есть ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха,
ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь

Толкование

Призывание, семь прошений и славословие.

Отче наш… – В этих словах мы взываем, обращаемся к Богу и называем его отцом: по вере в Иисуса Христа и по благодати возрождения. "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин.1:12-13).

«Говоря так, мы исповедуем Бога, Владыку вселенной, своим Отцом – а тем исповедаем и что изъяты из состояния рабства и присвоены Богу в качестве усыновленных чад Его».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Добротолюбие, т. 2)

Кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей: и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили.

По христианскому братолюбию, должно призывать Бога и просить от Него благ не только для себя, но и для всех.

Он не говорит: «Отче мой, Иже еси на Небесех», но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. В делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие. По небесному родству мы все соединены и никто ничего не имеет более другого. Бог, удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, чрез это всем даровал одно благородство.

Святитель Иоанн Златоуст

…Иже еси на НебесехКогда же Христос говорит на Небесех, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и в горних жилищах, чтобы при вступлении в молитву человек оставил все земное и тленное и вознес ум и сердце к небесному, вечному и Божественному. Этими словами мы изъявляем готовность всячески отвращаться от привязанности к жизни земной как страннической и далеко отделяющей нас от Отца нашего и, напротив, с величайшим желанием стремиться к той области, в которой обитает Отец наш.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся и́мя Твое́,

Наименование Бога Отцом заключает в себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару. Однако Спаситель этим наименованием не удовлетворился, но присовокупил и другие изречения …Да святится имя Твое…, говорит Он. Ничего не просить прежде славы Отца Небесного, но все почитать ниже хвалы Его — вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом! Да святится значит — да прославится. Говоря да святится имя Твое, мы не приносим Богу якобы не существующую у Него святость, но существующую прославляем. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Упомянув о благородстве, о высшем даре, о единстве чести и о любви между братиями, отвлекши слушателей от земли и поставив их на небесах, Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. 0б этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16). И Серафимы, славя Бога, так взывают: Свят, Свят, Свят! (Ис.66:10). Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили. Пред всеми являть жизнь не укоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке — это есть признак совершенной мудрости.

св. Иоанн Златоуст

«Достигнув столь высокой степени сынов Божиих, мы должны гореть такой сыновней к Богу любовью, чтоб уже не своих польз искать, но всем желанием желать славы Его, Отца своего, говоря Ему: да святится имя Твое, - чем свидетельствуем, что все наше желание и вся радость есть слава Отца нашего, – да славится, благоговейно чтится и покланяемо будет преславное имя Отца нашего».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

-2

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся и́мя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́

Во всей полноте Царство Божье откроется после Второго Пришествия Христова. Царство Божье будущего века, которое в предопределенное время обещано всем совершенным, всем чадам Божиим, когда скажет им Христос: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:34).

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф.25:31-40).

А в веке нынешнем Царство Божие не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20-21).

То Царствие, «которым Христос царствует во святых, когда, по отъятии власти над нами у Диавола и изгнании из сердец наших страстей, Бог начинает господствовать в нас через благоухание добродетелей"

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23,24); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Вселяясь в человека благодатью Святого Духа и пребывая в нем, Христос становится для «тех, кои предают себя Его царству и господству, Путеводителем, Правителем, Учителем, Пестуном, Предстателем, Помощником, Избавителем от всякого греха» (св. Симеон Новый Богослов). Это состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа.

Цель жизни христианской состоит в достижение единства с Богом, раскрытие в человеке образа и подобия Бога. Мы можем наследовать Царствие Божие, лишь если во всём уподобимся Богу: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Силой, созидающей Царство Божие в человеке, является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (св. Макарий Египетский). Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть «праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. «Подвизайтесь, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа», «Царствие Божие есть Святой Дух», – говорит св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский. Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге.

Да приидет Царствие Твое И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного.

Этого и апостол Павел желал каждодневно, почему и говорил: и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим.8:23). Кто имеет такую любовь, тот не может ни возгордиться среди благ этой жизни, ни отчаяться среди горестей, но, как живущий на небе, свободен от той и другой крайности.

св. Иоанн Златоуст

-3

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся и́мя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́.

«Прошение это означает: да будут люди подобны Ангелам, и как те исполняют волю Божию на небе, так и все живущие на земле да творят не свою, а Его волю. Означает это еще: да будет с нами в жизни все по воле Твоей; Тебе предаем участь нашу, веруя, что Ты все — и счастье, и несчастье — устрояешь во благо нам и более печешься о нашем спасении, чем мы сами».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно, и без сравнения более, нежели мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствует наше своеволие и упрямство. "Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви" (Еф.3:20-21). Должно просить Бога, чтобы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу.

«Не молись, да будет по желаниям твоим, ибо они не во всем бывают согласны с волею Божией. Но лучше молись, как научен, говоря: да будет на мне воля Твоя. И во всяком деле так проси Его, ибо Он всегда желает доброго и полезного душе твоей, а ты не всегда этого взыскиваешь».

Преподобный Нил Синайский (Добротолюбие, т. 2)

Видишь ли? — Христос научил и смиряться, когда показал, что добродетель зависит не от одной только нашей ревности, но и от благодати небесной, и вместе с тем заповедал каждому из нас во время молитвы принимать на себя попечение и о вселенной. Он не сказал: «да будет воля Твоя во мне» или «в нас», но на всей земли — то есть, чтобы истребилось всякое заблуждение и насаждена была истина, чтоб изгнана была всякая злоба и возвратилась добродетель, и чтобы, таким образом, ничем не различалось небо от земли. Если так будет, говорит Он, то дольнее ничем не будет различаться от горнего, хотя по свойству они и различны; тогда земля покажет нам других ангелов.

св. Иоанн Златоуст

Христос прежде (в предыдущих прошениях) повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству; но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям. Должно желать, говорит Он, неба и небесного. Впрочем, и прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как бы мы находились на небе, и об этом молить Господа. Действительно, к достижению совершенства горних Сил нам нимало не препятствует то, что мы живем на земле. Но можно, и здесь обитая, все делать так, как бы мы жили на небе. Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются (потому что сказано: сильнии крепостию, творящии слово ЕгоПс.102:20) — так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

св. Иоанн Златоуст

-4

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся и́мя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь;

Насущный – букв. с греч. – необходимый для существования. Святые отцы помимо обычного хлеба понимали под насущным хлебом Святые Дары, подаваемые причащающимся. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:51). Таким образом, Христос имеет в виду не только нечто материальное, необходимое человеку для земной жизни, но и вечное, необходимое для жизни в Царстве Божием: Самого Себя, предлагаемого в Причастии.

Некоторые святые отцы толковали греческое выражение как «хлеб над-сущный» и относили его только (или преимущественно) к духовной стороне жизни; однако молитва Господня объемлет и земное, и небесное значения. Согласно с наставлением Господа нашего Иисуса Христа должно просить не более, как насущного хлеба, то есть необходимого пропитания, и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх того и служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, — то предать в волю Божию, и если дано будет, благодарить Бога, если не будет дано, не заботиться. Итак, научимся просить самого необходимого для нашей жизни, а всего ведущего к изобилию и роскоши просить не будем, ибо не знаем, полезно ли оно нам. Научимся просить хлеба и всего необходимого только на нынешний день, чтобы не облениться нам в молитве и послушанию Богу. Будем живы на следующий день – опять того же будем просить, и так во все дни земной нашей жизни.

Господь хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою и не более уступали природе, чем сколько требует от нас необходимая нужда. Не заботпътпесъ о завтпрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф.6:34) Однако мы не должны забывать и слова Христа о том, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим" (Лк. 4:4; Втор. 8:3) поскольку человек состоит из телесного и духовного существа, и существо души гораздо важнее тела, — то можно и должно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает с голода. Какой может быть насущный хлеб для души? Слово Божие, и Тело и Кровь Христовы "Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Ин.6:55)

-5

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся и́мя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим;

Здесь грехи называются долгами, потому что мы по вере и послушанию Богу должны исполнять Его заповеди, творить добро, удаляться от зла; а так ли мы делаем? Не делая добра, которое должны делать, мы становимся должниками Богу. Сам Господь заключил эту молитву пояснением: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:14-15) Это выражение молитвы Господней лучше всего поясняет Христова притча (ссылка на притчу – Мф.18:23-35)о человеке, который должен был царю десять тысяч талантов.

«Милостивый Господь обещает нам прощение грехов наших, если сами мы покажем пример прощения братиям нашим: остави нам, якоже и мы оставляем. Очевидно, что в этой молитве с дерзновением может просить прощения только тот, кто сам простил должникам своим. Кто же от всего сердца не отпустит согрешающему против него брату своему, тот сею молитвою будет испрашивать себе не помилование, а осуждение: ибо если эта молитва его будет услышана, то в соответствие примеру его что иное должно последовать, как не гнев неумолимый и непременное наказание? Суд без милости не оказавшему милости (Иак.2:13)».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Почему Бог не прощает нас, когда мы не прощаем других?

Потому что мы через это оказываемся злыми, а тем и удаляем от себя благость и милосердие Божие.

Посему, какого расположения требуют от молящихся слова молитвы Господней: и мы оставляем должником нашим?

Они требуют непременно, чтобы молящийся никакой не имел вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф.5:23-24).

Но что делать, если того, кто имеет нечто на меня, нельзя найти вскоре, или если он окажется нерасположенным к примирению?

В таком случае довольно примириться с ним в сердце, пред очами Всевидящего Бога. "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим.12:18).

Святитель Филарет Московский.

Желая показать, какое Он имеет попечение об искоренении между нами злопамятства, особо говорит об этом и сразу после данной человекам молитвы "Отче наш" припоминает не другую какую заповедь, а заповедь о прощении, говоря: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф.6:14). Таким образом это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел права жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние — хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого. Ты прощаешь другого потому, что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды; ты прощаешь сорабу, а Бог — рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен. С другой стороны, Господь показывает Свое человеколюбие тем, что хотя бы Он мог и без твоего дела простить тебе все грехи, но Он хочет и в этом благодетельствовать тебе, во всем доставлять тебе случаи и побуждения к кротости и человеколюбию — гонит из тебя зверство, угашает в тебе гнев и всячески хочет соединить тебя с твоими членами.

св. Иоанн Златоуст

-6

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся и́мя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим;
и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Искушение – соблазн, такое сочетание обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Эти слова молитвы мы должны разуметь не так: «не попусти нам когда-либо искуситься», – но так: «не допусти нам быть побежденными в искушении». "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести"(1Кор.10:13). "Блажен человек, который переносит (побеждает) искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иак.1:12). В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак.1:13-15).

Откуда приходят искушения?

От плоти нашей, от мира, или от других людей, и от диавола.

О чем мы просим в сих словах молитвы: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого?

Во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения, просим избавления от всякого зла, какое может нас постигнуть в мире, который, со времени первого греха, весъ лежит во зле (1Ин.5:19); в особенности же от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы, диавола (так как зло происходит от диавола, то, конечно, в прошении об избавлении от зла заключается и прошение об избавлении от его виновника).

Святитель Филарет Московский

Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас произвольно не спешить к подвигам (не введи́ нас во искуше́ние) но и не отказываться от подвигов (…НО изба́ви нас от лука́ваго); таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго, — и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол.

св. Иоанн Златоуст

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф.26:41)

________

Если по нерадению своему впал в искушение и потерпел наказание, помни писание:

"Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его" (Притч.3:11); "не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны" (Евр.12:5-8), слово «наказывает» (παιδεύει) следует понимать и в широком смысле, как «вразумляет», «направляет верным путём», "Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр.12:11-14); Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч.3:12); Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся (Откр.3:19); Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай (Иов.5:17).

В следующий раз в борьбе с искушением помни что Господь не попускает искушений сверх сил твоих, и дает облегчении в борьбе, если ты возненавидишь противное Ему. "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" (Евр.12:4). "Блажен человек, который переносит (побеждает) искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иак.1:12). "Вспомните об обществе бесов во аде – и люди покажутся вам добрыми; вспомните о муках во аде – и искушения сделаются для вас легкими" (Лествица 6:157).

-7

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся и́мя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим;
и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Яко Твое́ есть ца́рство, и си́ла, и сла́ва, во ве́ки. Ами́нь

Молитва «Отче наш» заканчивается славословием Богу, прославлением Его как Царя и Управителя мира. Прося себе от Отца Небесного милостей, в то же время воздаем Ему справедливое почтение и помним о Его вечном Царстве, силе, и славе более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что сие в Его власти и относится к Его славе. Аминь, означает что молитва приносится с верою и без всякого сомнения, как учит апостол Иаков: "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой" (Иак.1:6). "Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам" (Мк.11:24).

Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая, что Он могущественнее всех: Яко Твоё есть Царство, и сила, и слава во веки. «Аминь», —говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется, и никто не разделяет с Ним власти.

Когда Спаситель говорит: Твое есть Царство, то показывает, что и тот враг наш подчинен Богу, хотя, по-видимому, еще и сопротивляется по попущению Божию. И он из числа рабов, хотя и осужденных, и отверженных, а потому не дерзнет нападать ни на одного из рабов, не получив прежде власть свыше. И что я говорю: ни на одного из рабов? Даже на свиней не дерзнул он напасть до тех пор, пока сам Спаситель не повелел; ни на стада овец и волов, доколе не получил власти свыше. «И сила», —говорит Христос. Итак, хотя бы ты и весьма был немощен, однако должен дерзать, имея такого Царя, Который и чрез тебя легко может совершать все славные дела. И слава во веки. Аминь.

св. Иоанн Златоуст

В храмовом богослужении добавляется славословие Троицы, на Востоке оно приобрело тринитарный характер: «Яко Твое́ есть ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Впервые оно датируется в 4м веке у святителя Григория Нисского и в такой форме славословие встречается во всех известных греческих литургических рукописях, начиная с Барбериновского Евхология (конец VIII века). Это показывает, что в Православной Церкви молитва «Отче наш», обращенная к Богу Отцу, воспринимается как относящаяся также к двум другим Лицам Святой Троицы – Сыну и Святому Духу. "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Ин.14:13-14). "Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам" (Ин.16:23).

___________________

Содержание начальных молитв смотрите в этой статье
Толкование на предыдущую молитву смотрите здесь "Иисусова молитва"

Ознакомится с толкованиями других молитв и встретить редкий контент православной тематики, вы можете в группе — Истина Слова Вконтакте