Уже почти неделю ни как не могу начать писать очередную свою историю. Почему? Просто пока не задумываешься над чем-либо, это что-либо и не задерживается в голове ( по крайней мере у меня так). В этот раз, собирая портретную галерею владельцев усадьбы Братцево и их родственников и потомков, наткнулась на очень интересные для меня факты, вспомнив заодно и Шерлока Холмса, и "Собаку Баскервилей". Получилось у меня 2 истории: про графа Строганова и архитектора Воронихина и про потомков Ивана Николаевича Римского-Корсакова и графини Екатерины Петровны Строгановой ( что очень интересно получилось кстати). Ну про первую историю, поговорю отдельно. А вот вторая линейка портретов - на ваше рассмотрение. И хочется начать с конца.
При чём здесь Феликс Юсупов? Так он удивительным образом похож на своего пра-пра-прадеда. Не верите? Решайте сами:
Не знаю как и кто с этой информацией знаком, для меня это действительно было открытием, потому что фамилия Ивана Римского-Корсакова старательно не упоминается вдоль по всему 19 веку. И не вспоминается... Ну, а правда, зачем? Он был интересен как один из блестящих фаворитов Екатерины II, был скандально интересен как гражданский муж графини Екатерины Строгановой. Его некоторые откровенно жалели, т.к. его дети были лишены возможности носить фамилию отца. Но постепенно все скандалы затихли, время и история спокойно текли дальше и дальше, и сожаления по поводу несохранившейся ( по фамилии) смоленской ветви рода Римских-Корсаковых канули в Лету. Однако родовые черты проявлялись в потомках Ивана Николаевича очень интересно. И женщины, и мужчины были просто красивы!
Ну давайте по порядку. Итак, у нас есть только один портрет старшего сына И.Н. Римского-Корсакова и Е.П. Строгановой Василия.
Чтобы сходство портретов не ускользало - его "зеркало"
Современники отмечали столь удивительное сходство между сыном и отцом, что начав военную службу, сын Василий по моде того времени отпускает усы. (Таким незамысловатым образом были решены 2 проблемы - во-первых, Василий стал выглядеть более взрослым, а во-вторых, он стал меньше похож на отца, который, кстати, уже очень давно в свет не выходил)
А вот их дочь - Варенька... Варвара Ивановна Ладомирская очень удачно вышла замуж за Ивана Дмитриевича Нарышкина. Красавицей она была известной, многие отмечали, что лёгким нравом она пошла в мать, а вот статью и лицом- в отца.
Именно этим портретом расплатилась "за приют" в Братцевской усадьбе с графиней Екатериной Петровной Строгановой французская художница Элизабет Виже-Лебрен, путешествующая по Российской империи после Французской революции. "Натура была хороша, - скажет она потом графине. - Я писала портрет с превеликим удовольствием."
Ну а Варвара Ивановна Нарышкина была матерью светской красавицы первой величины, звезды петербуржского света Зинаиды Ивановны Нарышкиной (в замужестве Юсуповой), владелицы знаменитого дворца на набережной Мойки в Петербурге.
Честно говоря, даже не знаю, какой из портретов мне нравится больше. Она была удивительной женщиной, привлекавшей к себе массу внимания. Ну а то, что она ушла от мужа... Так вспомним бабку - графиню Екатерину Петровну Строганову. Та тоже ушла от мужа. И тоже к любимому человеку младше её. ( Вот и скажите, что судьбы в роду не повторяются). Главное, что о ней писали и посвящали ей стихи не только современники. В своих мемуарах её описал и правнук Феликс:
"В детстве посчастливилось мне знать прабабку мою, Зинаиду Ивановну Нарышкину, вторым браком графиню де Шово. Она умерла, когда было мне десять лет, но помню я ее очень ясно.
Прабабка моя была писаная красавица, жила весело и имела не одно приключенье..."
"Так и вижу прабабку, как на троне, в глубоком кресле, и на спинке кресла над ней три короны: княгини, графини, маркизы. Даром, что старуха, оставалась она красавицей и сохраняла царственность манер и осанки."
"Воспоминания" Ф.Ф. Юсупов
Её единственный сын и наследник рода Юсуповых был похож на неё, чем вызывал просто негодование у родственников мужа. Действительно, юсуповские родовые черты, в отличии от родового проклятия, словно бы уснули и не проявлялись более.
Князь Николай Юсупов был не так хорош собой, чтобы вокруг него кружили дамы, но финансовое обеспечение и юсуповское наследство делало его очень даже завидным женихом. Не смотря на родовое проклятие, которое всё ещё сохранялось... Кстати, существует фотография князя Николая. Лицо там очень красиво ( по моему мнению)
А если убрать бакенбарды и усы... Сходство с прадедом будет более чем очевидным.
Ну а следующей в нашей галерее будет княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Именно её портрет мне не давал покоя кого-то напоминая. Судите сами:
Или вот такой портрет...
Напомню, что она САМА(!!!) выбрала себе мужа и пришла с прошением к императору, чтобы ему разрешили носить фамилию Юсупов. Решительность видимо в крови проявила себя во всю мощь, ведь и пра-прабабушка и бабушка самостоятельно решали все проблемы, возникающие в личной жизни, и связывали себя с теми мужчинами, которых считали достойными своей любви.
Вообще портретов этой красавицы огромное количество. В наступивший век фотографии её снимали с огромным удовольствием. Наверное самой интересной лично для меня съёмкой стала съёмка на Императорском костюмированном балу 1913 года. Зинаида Николаевна была там непередаваемо хороша.
Когда я собрала всю эту замечательную портретную галерею до конца - в смысле до портрета князя Ф.Ф. Юсупова, замешанного в убийстве Распутина и женатого на племяннице Николая II, - я не поверила своим глазам - так похожи и одновременно не похожи были эти люди. Смешалось множество дворянских родов, прошло в конце-концов более века, а не узнать черты Ивана Николаевича Римского-Корсакова в его пра-пра-правнуке невозможно... Овал лица, тонкий нос, серые глаза. Ни Нарышкины, ни Строгановы, ни Юсуповы не стёрли сходство... Почему-то вспомнился рассказ о собаке Баскервилей и Шерлок Холмс, рассматривающий портреты в фамильной галерее старого замка. Помните его фразу: "Вот как начнешь изучать фамильные портреты, так и уверуешь в переселение душ".
Интересные вещи иногда открывают нам простые портреты. Стоит только задаться о вопросом о родстве изображённых на живописных полотнах людей. Время меняет одежду и причёски, но не может скрыть родственных связей и порой приоткрывает семейные тайны. Кто-то больше похож на своих предков в юности, кто-то приобретает родовые черты ближе к зрелому возрасту. Но все они - ветки одного родословного древа. И это уж точно никто оспаривать не сможет.
Интересно, куда ещё меня занесёт история нашего Братцево?
(Муж сказал, что я придумала для себя очередную сказку. Может быть. Я совершенно ни на что не претендую: избави меня Бог от этого... )