В природе подобный тип задач — «выбирай сытное», «не выбирай ядовитое» — решают все животные, но там этот «выбор» — результат эволюции. Все, кто «выбирал» ядовитое, погибали и оставляли меньше потомства или не оставляли его. Все, кто «выбирал» менее сытное, оставляли меньше потомства. Поэтому умение делать правильный «выбор» закреплено в генах.
Есть ли у обезьян культура?
У шимпанзе в естественных условиях зафиксирована передача навыков как в своей группе, так и при переходе в другую. В современной науке это принято считать культурой. Но человек в процессе эволюции приобрел важное отличие: он способен понимать не только реальные изображения, но и символы изображений, и человек передает свои знания с помощью символов, в первую очередь — языковых.
Учёные изучали способности приматов и детей выбирать. Для этого увеличивали сложность задачи с помощью увеличения степени абстракции. Это позволило получить количественные и качественные характеристики процесса обучения.
Макаки часто бросают трудное дело. С течением времени они теряли интерес к выполнению задач. И их результаты оказывались на уровне случайного выбора. Макакам важно поощрение в виде лакомства. Они его сразу отправляют в рот.
Шимпанзе могут бросить новую трудную задачу, меньше бросают следующую подобную, но могут пытаться её избежать или прибегают при её решении к двигательной разрядке. Для шимпанзе поощрением, конкурирующим с лакомством, служит общение с экспериментатором.
Дети большей частью пытались решить задачи самостоятельно, но переключались на разные защитные реакции. Чтобы успешно справиться с решением задач, маленьким детям необходима двигательная разрядка, а ещё им важна реакция взрослого, похвала и внимание, выраженное словом или жестом. Они могут складывать лакомство в руку или рядом с собой.
Интересно, что когда дети и шимпанзе понимают, что предложенная задача нерешаема, то они отодвигают её от себя или другим способом показывают, что отказываются решать.
Реакции, которые сопровождают столкновение с трудностями, служат для того, чтобы не допустить перегрузки организма, — это биологические защитные реакции, свойственные всем. Набор реакций индивидуален и зависит от состояния, его нужно знать и учитывать при обучении и в работе.