Найти тему
Cinema Asylum

Харассмент, Малер и полковник Куртц

Кадр из фильма «Тар» /  Tar, 2022, Universal Pictures
Кадр из фильма «Тар» / Tar, 2022, Universal Pictures

На Венецианском кинофестивале 2022 года состоялась мировая премьера фильма «Тар» Тодда Филда – режиссера, молчавшего 16 лет. Удалось ли его триумфальное возвращение в кино как автора, или одеяло перетянула на себя исполнительница главной роли Кейт Бланшетт, уже получившая кубок Вольпи в Венеции и номинированная на «Оскар»? Разбирается наш автор, кинокритик Игорь Дорогов.

Картина начинается с длинных, обычно используемых в финале, титров, как бы намекая зрителю, что ему предстоит тяжелая интеллектуальная работа, а не развлечение на 160 минут. Сложно припомнить такую же продолжительность открывающих титров в другом фильме, и они заставят заерзать от напряжения расслабленного кинолюбителя, случайно включившего «Тар». Возможно так автор ограждается от тех, кто заходит в кино «с холода». Честно говоря, выглядит это очень претенциозно.

Затем зритель знакомится с основным персонажем фильма – дирижеркой Лидией Тар (Кейт Бланшетт), которая дает интервью журналисту на сцене перед заполненным залом восхищенных людей. Из этого разговора мы узнаем, что Лидия руководит Берлинским филармоническим оркестром, где готовится поставить симфонию Малера, знает все о классической музыке, обладает чувством юмора и самоиронии, да и вообще гениальна.

На протяжении большей части фильма мы наблюдаем практически моноспектакль Кейт Бланшетт, которая в этой роли просто невероятна. Лидия Тар – человек-бездна, вглядеться в которую и полноценно рассмотреть, да еще и остаться невредимым, просто невозможно. Многогранность актерского таланта Бланшетт прямо пропорциональная многогранности характера Тар. Можно сразу предположить, что героиня не справится с этой сложностью внутри себя и разобьется о скалы, либо же упадет в оркестровую яму.

Филд строит картину на необъятной личности своей героини, которую сам одновременно обожает и боится. Весь фильм он разбрасывает для зрителя блестящие камешки, ведущие в голову Лидии. Некоторые из них абсолютно не коррелируют между собой, накаливая сразу несколько конфликтов – Тар с окружающими людьми, Тар с самой собой, зрителя с картиной.

Кадр из фильма «Тар» /  Tar, 2022, Universal Pictures
Кадр из фильма «Тар» / Tar, 2022, Universal Pictures

Лидия живет с коллегой Шэрон (Нина Хосс), вместе с которой воспитывает приемную дочь. На первый взгляд все выглядит гармонично и спокойно, но зритель практически сразу несколько раз уличает Тар во лжи. Ложь вообще присутствуе в фильме постоянно, заполняя собой жизнь героини до краев. Тар врет всем подряд ради того, что ей нужно, не боится своих желаний и даже не пытается защититься от последствий своих необдуманных решений. Из-за этого она часто из высоколобой интеллектуалки превращается в простушку-идиотку. Не сдержать важное обещание своей ассистентке? Легко. Заменить опытную виолончелистку на новенькую, но очень понравившуюся молодую девушку? Запросто.

Кадр из фильма «Тар» /  Tar, 2022, Universal Pictures
Кадр из фильма «Тар» / Tar, 2022, Universal Pictures

Лидия влияет на жизни всех, кто ее окружает. Иногда достаточно безобидно. Например, едко смеется над пангендерной личностью – своим учеником, который бойкотирует Баха. Это, наверное, должно выглядеть странно для современной европейской женщины-интеллектуала, но не выглядит. И непонятно – неудача это для Филда или успех. Но иногда влияние Тар на жизни других несет колоссальный урон. Во втором акте картины зритель узнает, что бывшая участница оркестра, подвергшаяся харассменту со стороны Лидии, покончила с собой. Эта информация выходит в свет, Лидию обвиняют в доведении до самоубийства, начинается расследование, но Тар отрицает вину и вообще больше заинтересована новой пассией.

Лидия Тар – человек, которого можно ставить в один ряд с Ганнибалом Лектером или полковником Уолтером Куртцем (неслучайно в фильме есть прямая отсылка к «Апокалипсису сегодня» (1979)) в списке кинозлодеев-интеллектуалов. Но заслуга режиссера в том, что зритель сначала проникается авторитетом этой восхищающей умы дирижерки, прежде чем испытать к ней неприязнь или даже презрение. А влиянием своего авторитета Лидия сладко упивается. Иногда даже, кажется, что она любит его больше, чем музыку. Позже по сюжету фильма героиня слышит странные необъяснимые звуки, видимо предостерегающие ее о конце скалы. А зрителю они сообщают о грандиозной ошибке его первого впечатления.

Кадр из фильма «Тар» /  Tar, 2022, Universal Pictures
Кадр из фильма «Тар» / Tar, 2022, Universal Pictures

Кейт Бланшетт виртуозно исполнила эту роль. Она так глубоко погрузилась в своего персонажа, что скорее всего тона ее кожи на съемочной площадке сами по себе стали такими холодными, олицетворяющими ледяной характер героини. И цветовые фильтры тут ни при чем. Актриса получила главную награду в Венеции, ворох похвалы от прессы и скорее всего получит свой третий «Оскар». А вот Тодда Филда киноакадемия скорее всего оставит без внимания (он номинирован на лучшего режиссера), что очень несправедливо. Ведь роль Бланшетт не была бы такой многогранной и глубокой, если бы не мастерская, хоть и с огрехами, постановка, расставляющая ориентиры и создающая для актрисы условия, чтобы заварить конфликт внутри себя и выплеснуть его наружу, сыграв лучшую за всю свою карьеру роль.

Автор: Игорь Дорогов