В то время, как в предпраздничный день сильная половина человечества мечется в поисках подарков для прекрасных дам, в преддверии 8 марта я решил, что дамы и так получат массу внимания и комплиментов, помноженных на материальные подарки. Ну а я тут вспомню, что женщины очень часто не только выступают с гуманистских позиций, но также могут сеять мрак и ужас, не хуже нас, мужчин. Далее вам будет представлен список самых отъявленных и изощрённых злодеек женского пола. Некоторые из них даже имеют трагический бэкграунд, но масштаб злодейств, сотворённых ими, от этого не становится менее значительным. И также заметь, дорогой читатель, что здесь не будет откровенно банальных кандидатов вроде Кэрри Уайт из "Кэрри" или Невесты из "Убить Билла". Почему бы не копнуть глубже? Магия числе также имеет значение: 8 марта - 8 ужасающих женских образов. Многие остались за бортом, но что поделаешь...
1. Пэйтон Фландерс ("Рука, качающая колыбель", 1992, реж.: Кёртис Хэнсон).
Всё начинается на гинекологическом столе: добропорядочная жительница Сиэтла приходит на осмотр к гинекологу в связи с рядовой проверкой ,связанной с беременностью, и становится жертвой недобросовестного отношения и откровенных приставаний со стороны самого врача. В результате судебного процесса последний кончает жизнь самоубийством, а его супруга, Пэйтон, под влиянием стресса теряет ребёнка. Вскоре она устраивается работать няней в дом семьи Бартелов, - тех самых, кто ответственен, по её мнению, за тот хаос и кошмар, в которые превратилась её жизнь. Она постепенно втирается ко всем в доверие, ну а те, кто подозревают её в чём-то этаком, заканчивают не очень хорошо. Ребекка Де Морней явно чувствует себя прекрасно в роли хладнокровной, мстительной и очень опасной Пэйтон, которой тем не менее удаётся скрывать свою психопатию под личиной скромной и очаровательной женщины.
2. Клодия Хоффман ("Белоснежка: страшная сказка", 1995, реж.: Майкл Кон).
Впрыснем чуть-чуть фольклорных мотивов, да и мне лично до поры до времени было сложно представить Сигурни Уивер в злодейском образе. Ведь это Эллен Рипли, опытная уничтожительница Чужих, которая чуть ли не пожертвовала собою ради спасения кота и ребёнка в первом и втором фильмах из вселенной Чужого! Однако тут она, облачённая в средневековые платья, пытается изжить свою падчерицу, косвенно виновную в смерти её ребёнка при родах. Вообще, это характерный ход во многих триллерах и хоррорах - теряя ребёнка, женщина либо теряет разум, либо в ней просыпается неистовый и жаждущий крови зверь, либо - всё сразу. Эта версия намного более приближена к оригинальной истории, которая, в свою очередь, далека настолько от голливудских воплощений этого сюжета, насколько Нептун далёк от Земли. Да, и гномы тут - кучка шахтёров с несколькими из них, явно страдающих от гипофизарного нанизма, или попросту карликовости. Мистическое зеркало - своеобразный вариант сделки с Дьволом, или воплощение безумия Клаудии (так зовут злую королеву в фильме), считающей, что она сохраняет вечную молодость благодаря нему. По признанию самой Уивер, она согласилась сыграть, так как её всегда занимал вопрос - почему Король был настолько туп, чтобы жениться на такой злой и жестокой женщине? Определённого реализма добавляет и кусочек злосчастного яблока, попавший в горло Белоснежке и чуть не убивший её, - тут это выступает как "синдром запертого человека", когда у пациента отсутствует адекватная реакция на внешние стимулы, а не как сон, который в силах прервать лишь поцелуй прекрасного принца.
3. Марша ("Вой", реж.: Джо Данте, 1981)
"Вой" - один из классических хорроров, и это как раз тот случай, когда слово "классический" означает не что-то академическое и скучное, а продукт очень высокого качества. Достаточно вспомнить ужасающие практические эффекты авторства Роба Боттина, нисколечко не устаревшие и по сей день. Журналистка Карен Уайт в исполнении Ди Уоллес пытается оправиться после ужасного инцидента с участием маньяка и едет со своим мужем в живописное местечко, где располагается коммуна, чьи обитатели также восстанавливаются под чутким присмотром доктора Вагнера. Как оказывается, "совы не то, чем кажутся", и под идиллической витриной скрывается ни много ни мало сборище оборотней, чьё любимое развлечение - охотиться на людей. Персонаж Марши, одной из обитательниц, считающей, что человек - лишь добыча или средство удовлетворения своих низменных потребностей - настоящий нацист в зверином обличье. Несмотря на эффектную внешность, кроме похоти и жажды крови она не в состоянии что-либо проявить. Именно она обостряет ситуацию до такого предела, что в финале происходит агрессивная стычка между оборотнями и людьми.
4. Кристина ("Кристина", реж.: Джон Карпентер, 1983)
А как насчёт женской души или хотя бы некоего подобия её в механической обёртке? Ведь именно так и происходит в экранизации романа короля ужасов Стивена Кинга, где студент Арни, постоянно подвергающийся буллингу со стороны других учащихся, проезжая мимо полуразвалившегося домишки, обнаруживает машину в прескверном состоянии и покупает её, невзирая на прессинг со стороны родителей и лучшего друга. Отныне своим долгом он считает привести любимицу в надлежащий вид, но авто оказывается непростым - предыдущие её хозяева погибли при невыясненных обстоятельствах, и вскоре Арни обнаруживает, что стоит за чередой тех смертей... Кристина - имя, данное машине, обнаруживает её принадлежность к женскому полу, а также особенности натуры: она никому не даёт встать между собой и своим хозяином-партнёром, что можно трактовать и как некую форму токсичных отношений. Кристина - это такая "чёрная вдова", которая высасывает и поглощает энергию своей второй половинки, ну а прочих просто пускает в расход.
5. Нэнси Даунз ("Колдовство", реж.: Эндрю Флеминг, 1996)
Сара, чья мать умерла, переезжает на новое место жительства, где ей приходится адаптироваться к новым условиям, попутно переживая ранее полученную эмоциональную травму. В школе её примечает трио подруг - аутсайдеров, изгоев, чьё хобби включает слово, вынесенное в название фильма. Задолго до новомодного тренда популяризации колдовства и чёрной магии как символа женской эмансипации, создатели "Колдовство" не кинулись в пустые феминистические пузыри типа проклятых белых мужчин, притесняющих и терроризирующих несчастных женщин, а показали последствия получения большой власти в одни руки, и как эта власть портит любого, вне зависимости от пола или гендера. В данном случае, глава трио - Нэнси, родом из неблагополучной семьи, проживает в доме на колёсах со своей мамой-алкоголичкой и отчимом, который частенько поколачивает свою благоверную. Ярость и злоба, клокочущие внутри неё, находят выход, когда Манон - некое дохристианское божество откликается на её призыв дать ей всесокрушающую силу, которую она направляет против своих обидчиков, и вскоре против самой Сары. "Колдовство" на примере своих персонажей успешно показывает светлый и тёмный лики женской природы.
6. Этайн ("Центурион" реж.: Нил Маршалл, 2010)
Таинственное исчезновение IX Испанского легиона давно будоражит умы историков, по одной из версий он был уничтожен в сражении с северными бриттами (ныне Великобритания). В общем, в 2010 году появились две версии того, что произошло со злосчастными римскими воителями, однако нас интересует вариант, предложенный Нило Маршаллом - настоящим мастером хоррора и брутального экшена ("Спуск", "Псы-воины"). Легионер Квинтус Диас вместе с горсткой своих однополчан пытается выжить на дикой, неизведанной местности после того, как легион подвергся нападению пиктов, а также спасти своего генерала из плена. По их следу пускают Этайн - безжалостную и молчаливую воительницу в исполнении Ольги Куриленко, которая имеет личные счёты с римлянами - последние изнасиловали и убили её мать, а её саму вдобавок изувечили, лишив языка. Последнее обстоятельство в значительной степени смягчает отношение зрителя к этому персонажу, и, кажется, самим авторам её тоже жаль: когда Квинтус в финальном поединке разит Этайн, то бережно опускает её тело на землю в знак уважения не только к её воинским качествам, но и ввиду пережитого ужаса. У Куриленко, в чьих актёрских способностях у многих есть сомнения, получилось изобразить идеальную боевую машину, не лишённую, тем не менее, чувств, не произнося ни слова - задача, согласитесь, далеко непростая.
7. Тиффани Валентайн (цикл "Детские Игры" + сериал "Чаки").
Тиффани - психопатка и отпетая маньячка с отменным чувством юмора, которая всё же хочет обычного женского счастья: любви и много-много подарков да внимания. Что же она получает? Связавшись с другим маньяком Чарльзом Ли Рэем, она абсолютно точно переживает страсть, натолкнувшись на схожий темперамент, но не получает должных внимания и заботы. Кроме того, вскоре она вынужденно покидает соблазнительно-привлекательное тело Дженнифер Тилли, вволю повеселившейся в этой роли, чтобы продолжить существование в виде куклы Тиффани в результате заговора своего почти что супруга. В дальнейшем оба как куклы продолжают преодолевать семейные дрязги и попутно отправляют к праотцам кучу народа. Тиффани в исполнении Тилли получилась очень смешной, но и дико опасной, - не успеете оглянуться, как она уже полоснёт ваше горло пилкой для ногтей. Убивает она обычно мужчин, так как кроме Чаки никого мужского пола больше минуты вынести не может... В общем, идеальный кандидат для нашего топа)
8. Эми Данн ("Исчезнувшая", реж.: Дэвид Финчер, 2014)
Эми - умница-красавица, послужившая прототипом для серии книг своих родителей про Успешную Эми. А ещё она всю жизнь искала идеального мужчину и, кажется, находит его в лице Ника. И она могла бы смириться со многими его недостатками - недостаточным уровнем интеллекта или грязными носками, но вот когда обнаруживает, что он изменяет...она пропадает. И Ник становится главным подозреваемым, учитывая историю их отношений. Превосходный роман Гиллианн Флинн и эталонная экранизация не нуждающегося в представлении Дэвида Финчера - просто мастер-класс в выстраивании атмосферы, истории и развития персонажей. Разумеется, тот факт, что Эми, потрясающе переданная Розамунд Пайк, включена в список злодеев - явно спойлер сам по себе, но то, как ты осознаёшь это в течение картины вызывает дичайший восторг. Не раскрывая секретов, хочу сказать, что если бы кто-то захотел организовать отряд из самых отъявленных лиходеев женского рода, Эми была бы во главе или как минимум неким главным помощником.