Когда за окном ещё лежит снег, а на душе уже весна, предлагаю насладиться цветочными натюрмортами великих русских художников.
Будем любоваться прекрасными картинами в хронологическом порядке - по дате их написания.
Иван Крамской. Букет цветов. Флоксы. 1884
Картина «Букет цветов. Флоксы» - это единственный натюрморт среди портретов и философско-религиозных работ Ивана Крамского. Тем интереснее его рассмотреть.
Сочная зелень листьев и нежные воздушные цветы в темно-синей стеклянной вазе. Всё внимание на букете – для фона художник выбирает коричневый тон с переливами.
Прекрасный букет в прекрасной вазе, а остальное неважно.
Василий Суриков. Букет. 1884
В том же 1884 году свой букет создает Василий Суриков. И опять неожиданность. Художник, знаменитый масштабными историческими полотнами, оказывается, всю свою жизнь увлекался акварелью. И одна из его работ в этой технике – восхитительный «Букет». Известно, что натюрморт был написан к картине «Римский карнавал», идея которой возникла у Сурикова в Риме на карнавальной «битве цветов».
И здесь всё внимание к шикарным цветам.
Исаак Левитан. Лесные фиалки и незабудки. 1889
В музеях не так много и натюрмортов Исаака Левитана. Но не потому, что он их редко писал, а потому, что он их раздаривал своим друзьям. Тем приятнее любоваться его нежными «Лесными фиалками и незабудками». Очень лиричная картина – неброские трогательные цветы в простой глиняной вазе на темном фоне. Натюрморт, как и вся живопись Левитана, наполнен его бесконечной любовью к родной природе.
Михаил Врубель. Роза в стакане
Еще одна акварельная работа. На этот раз от Михаила Врубеля. И это не букет. А одинокая роза в простом прозрачном стакане.
Картина написана в 1904 году в клинике, где он делал карандашные наброски окружающих его предметов. И розу он представил, как воплощение земного совершенства, показав в её образе всю хрупкость бытия.
И сам цветок кажется неестественно большим… А воды в стакане всё-таки ещё достаточно. Как вы считаете? Роза ещё постоит?
Игорь Грабарь. Сирень и незабудки. 1905
Ну и совсем другой характер у натюрморта Игоря Грабаря. Жизнелюбие художника наполнило его картину радостью, солнечным светом и даже цветочным ароматом. Вот у него цветы совсем не одиноки. Мало того, что тут мы видим сразу два букета: сирень в белом кувшине и незабудки в плетеной корзиночке. Так ещё им составляют кампанию и черный рояль, и венские стулья, и картина на стене, да и вся комната, наполненная свежим весенним воздухом.
Александр Головин. Флоксы. 1911
А для Александра Головина выращивание цветов в своем саду было любимым увлечением. Он даже заказывал для своих цветников в Голландии луковицы тюльпанов и розы. Художник наблюдал за цветением своего сада и создавал прекрасные натюрморты. Один из них - «Флоксы», в котором простая белая ваза и такой же белоснежный фон подчеркивают красоту яркого букета.
Константин Коровин. Цветы и фрукты. 1911-12
И завершает сегодня нашу праздничную подборку ослепительная картина знаменитого русского импрессиониста Константина Коровина. Здесь все характерные для натюрморта предметы: букет роз, фрукты в вазе, графин, тарелка с закуской, бутылка и бокал с вином – растворяются в солнечной синеве и свежем воздухе, наполняющем комнату через распахнутое окно. А на белой скатерти и посуде отражаются блики вечернего солнца. Ну и розы, конечно, великолепны.
И ещё хочется вспомнить строки Расула Гамзатова:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
А может и правда, это не мы на них смотрим, а они наблюдают за нами? А скорее всего передают нам послание великих мастеров, пожелание жить в гармонии с природой и с собой.
Напишите, какая цветочная композиция вам ближе по духу, какой натюрморт находит больший отклик в вашем сердце.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё интересные особенности натюрмортов Грабаря, тайну автопортрета Александра Морозова и в каком частном музее есть зал Айвазовского.