7 букетов к весеннему празднику от русских художников. Создаем настроение, любуясь живописными полотнами

1,4K прочитали

Когда за окном ещё лежит снег, а на душе уже весна, предлагаю насладиться цветочными натюрмортами великих русских художников.
Будем любоваться прекрасными картинами в хронологическом порядке - по дате их написания.

Иван Крамской. Букет цветов. Флоксы. 1884

Картина «Букет цветов. Флоксы» - это единственный натюрморт среди портретов и философско-религиозных работ Ивана Крамского. Тем интереснее его рассмотреть.

Сочная зелень листьев и нежные воздушные цветы в темно-синей стеклянной вазе. Всё внимание на букете – для фона художник выбирает коричневый тон с переливами.

Прекрасный букет в прекрасной вазе, а остальное неважно.

Иван Крамской. Букет цветов. Флоксы. 1884. Государственная Третьяковская галерея
Иван Крамской. Букет цветов. Флоксы. 1884. Государственная Третьяковская галерея

Василий Суриков. Букет. 1884

В том же 1884 году свой букет создает Василий Суриков. И опять неожиданность. Художник, знаменитый масштабными историческими полотнами, оказывается, всю свою жизнь увлекался акварелью. И одна из его работ в этой технике – восхитительный «Букет». Известно, что натюрморт был написан к картине «Римский карнавал», идея которой возникла у Сурикова в Риме на карнавальной «битве цветов».

И здесь всё внимание к шикарным цветам.

Василий Суриков. Букет. 1884. Государственная Третьяковская галерея
Василий Суриков. Букет. 1884. Государственная Третьяковская галерея

Исаак Левитан. Лесные фиалки и незабудки. 1889

В музеях не так много и натюрмортов Исаака Левитана. Но не потому, что он их редко писал, а потому, что он их раздаривал своим друзьям. Тем приятнее любоваться его нежными «Лесными фиалками и незабудками». Очень лиричная картина – неброские трогательные цветы в простой глиняной вазе на темном фоне. Натюрморт, как и вся живопись Левитана, наполнен его бесконечной любовью к родной природе.

Исаак Левитан. Лесные фиалки и незабудки. 1889. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Лесные фиалки и незабудки. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Роза в стакане

Еще одна акварельная работа. На этот раз от Михаила Врубеля. И это не букет. А одинокая роза в простом прозрачном стакане.

Картина написана в 1904 году в клинике, где он делал карандашные наброски окружающих его предметов. И розу он представил, как воплощение земного совершенства, показав в её образе всю хрупкость бытия.

И сам цветок кажется неестественно большим… А воды в стакане всё-таки ещё достаточно. Как вы считаете? Роза ещё постоит?

Михаил Врубель. Роза в стакане. 1904. Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. Роза в стакане. 1904. Государственная Третьяковская галерея

Игорь Грабарь. Сирень и незабудки. 1905

Ну и совсем другой характер у натюрморта Игоря Грабаря. Жизнелюбие художника наполнило его картину радостью, солнечным светом и даже цветочным ароматом. Вот у него цветы совсем не одиноки. Мало того, что тут мы видим сразу два букета: сирень в белом кувшине и незабудки в плетеной корзиночке. Так ещё им составляют кампанию и черный рояль, и венские стулья, и картина на стене, да и вся комната, наполненная свежим весенним воздухом.

Игорь Грабарь. Сирень и незабудки. 1905. Ярославский художественный музей
Игорь Грабарь. Сирень и незабудки. 1905. Ярославский художественный музей

Александр Головин. Флоксы. 1911

А для Александра Головина выращивание цветов в своем саду было любимым увлечением. Он даже заказывал для своих цветников в Голландии луковицы тюльпанов и розы. Художник наблюдал за цветением своего сада и создавал прекрасные натюрморты. Один из них - «Флоксы», в котором простая белая ваза и такой же белоснежный фон подчеркивают красоту яркого букета.

Александр Головин. Флоксы. 1911. Государственная Третьяковская галерея
Александр Головин. Флоксы. 1911. Государственная Третьяковская галерея

Константин Коровин. Цветы и фрукты. 1911-12

И завершает сегодня нашу праздничную подборку ослепительная картина знаменитого русского импрессиониста Константина Коровина. Здесь все характерные для натюрморта предметы: букет роз, фрукты в вазе, графин, тарелка с закуской, бутылка и бокал с вином – растворяются в солнечной синеве и свежем воздухе, наполняющем комнату через распахнутое окно. А на белой скатерти и посуде отражаются блики вечернего солнца. Ну и розы, конечно, великолепны.

Константин Коровин. Цветы и фрукты. 1911-12. Костромской государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Константин Коровин. Цветы и фрукты. 1911-12. Костромской государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

И ещё хочется вспомнить строки Расула Гамзатова:

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.

А может и правда, это не мы на них смотрим, а они наблюдают за нами? А скорее всего передают нам послание великих мастеров, пожелание жить в гармонии с природой и с собой.

Напишите, какая цветочная композиция вам ближе по духу, какой натюрморт находит больший отклик в вашем сердце.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё интересные особенности натюрмортов Грабаря, тайну автопортрета Александра Морозова и в каком частном музее есть зал Айвазовского.