6,4K подписчиков

Чешские грузовики LIAZ 100

2,7K прочитали
LIAZ (Либерецкие автомобильные заводы) — чехословацкая и чешская автомобильная компания. В 1869 году инженер Эмиль Шкода основал небольшое механическое предприятие в городе Пльзень.

LIAZ (Либерецкие автомобильные заводы) — чехословацкая и чешская автомобильная компания. В 1869 году инженер Эмиль Шкода основал небольшое механическое предприятие в городе Пльзень. Вскоре оно превратилось в одно из крупнейших во всей Австро-Венгерской Империи. С 1905 года здесь началось производство тяжёлых армейских грузовых автомобилей и тягачей.

LIAZ (Либерецкие автомобильные заводы) — чехословацкая и чешская автомобильная компания. В 1869 году инженер Эмиль Шкода основал небольшое механическое предприятие в городе Пльзень.-2

В начале семидесятых во всю готовилось новое поколение грузовиков. Конструкторы и дизайнеры работали, не покладая рук. Было изготовлено немало опытных образцов. В нашем «отчете» их несколько штук. Наступил 1973 год. На Всемирной ярмарке в городе Брно автолюбителей ждал приятный сюрприз в виде семейства грузовиков с названием LIAZ. Правда, семейство пока состояло всего из двух автомобилей – седельного тягача с индексом 100.05 и бортового грузовика с индексом 100.45. С этого момента и началось триумфальное шествие торговой марки LIAZ по всей нашей планете, особенно по странам социализма. Но, заметьте, на всех последующих моделях грузовиков передняя панель кабины несла одновременно надпись LIAZ и эмблему SKODA. На таком же смотре новейшей техники, но в 1975 г. седельный тягач (100.45) получил Золотую медаль.

LIAZ (Либерецкие автомобильные заводы) — чехословацкая и чешская автомобильная компания. В 1869 году инженер Эмиль Шкода основал небольшое механическое предприятие в городе Пльзень.-3

Автомобили нового поколения действительно выглядели очень современно, с неожиданно грамотным дизайном и стайлингом. Кабина не несла ничего лишнего. Складывалось такое впечатление, что она родилась на одном дыхании, очень быстро, и создавали ее весьма талантливые конструкторы, компоновщики и дизайнеры. Она оказалась в нужное время в нужном месте. Что же касается «легкости» ее создания, то лучше всего о ней говорит многочисленность прототипов, предшествовавших серийным образцам.

LIAZ (Либерецкие автомобильные заводы) — чехословацкая и чешская автомобильная компания. В 1869 году инженер Эмиль Шкода основал небольшое механическое предприятие в городе Пльзень.-4

Двигатели MS637 и MS638, разработанные и изготовлявшиеся на предприятиях LIAZ, – рядные шестицилиндровые дизели с турбонаддувом. Они развивали мощности 270 или 304 л.с. при 2000 об/мин. Крепление двигателей было совершенно одинаковым, так что любой из них можно было установить на нужную модификацию. Цилиндры наклонены вправо на 45о, что позволило понизить пол и свободно укомплектовать кабину средним сиденьем. Кроме того, за сиденьями имеется спальное место и багажная полка. У предыдущей модели такого, конечно, не было. Вообще, кабина этого поколения выглядела красиво и убедительно для своего времени. Кстати, автомобили этих серий можно встретить на трассе и сегодня, правда, очень редко. В это же время заводы AVIA получили лицензию от Renault на производство малотоннажных грузовиков. LIAZ сразу же установил на свое шасси французскую кабину Berliet. Но эта конструкция оказалась неудачной, и эксперимент продолжения не имел.

LIAZ (Либерецкие автомобильные заводы) — чехословацкая и чешская автомобильная компания. В 1869 году инженер Эмиль Шкода основал небольшое механическое предприятие в городе Пльзень.-5

Семейство «100» разрасталось, появились грузовики с короткой кабиной (без спального места) для строительной и специальной техники, трехосные модификации, четырехосные, с иной облицовкой радиатора и другими двигателями. Был изготовлен даже аэродромный тягач с балластом на базе бортового грузовика. Не забывали здесь и про экспорт. На полноприводном шасси был специально разработан пассажирский кузов, а сам автомобиль назвали Africabus. Покупателей было немало…

Именно с этого семейства началось участие Skoda-LIAZ в популярнейших и труднейших ралли Paris – Dakar. Но ведь для этих ралли требуются специальные автомобили, порой так сильно отличающиеся от своих «доноров», что впору присваивать им самостоятельные индексы. Да и команды надо готовить! И так каждый год…

LIAZ (Либерецкие автомобильные заводы) — чехословацкая и чешская автомобильная компания. В 1869 году инженер Эмиль Шкода основал небольшое механическое предприятие в городе Пльзень.-6

Эта же кабина послужила прототипом и для новых Tatra. Естественно, были учтены все требования и пожелания инженеров другой фирмы. Автомобиль получился на редкость удачным и пропорциональным. Короткая кабина с облицовкой радиатора, специально приспособленной под круглую эмблему Tatra, высокая посадка (автомобиль имел колесную формулу 4х4) выдавали в нем высокую проходимость и явно милитаристский прицел и характер.

Перед самым развалом блока социалистических стран чехи попытались привести старую кабину, хотя слегка и «перелицованную», в божеский вид. Самое интересное, что именно в это время на Московском автозаводе «ЗиЛ» был закончен инициативный проект автомобиля с кабиной над двигателем с массой интересных дизайнерских и технических решений. Ведущим этого проекта был автор этих строк. Как же он был удивлен, когда при полностью готовой кабине (из металла, естественно) этому проекту был дан отбой. А в Чехии вскоре появилось целое семейство похожих, как две капли воды, на «зиловскую» кабину прототипов. Тогда в этой стране работали несколько высокопоставленных чиновников ЗиЛа… Поверьте, ошибиться просто невозможно! А чтобы кабины, все-таки отличались друг от друга, чехи решили соригинальничать и выполнили один из ее вариантов с крупной решеткой радиатора в виде L-I-A-Z.

LIAZ (Либерецкие автомобильные заводы) — чехословацкая и чешская автомобильная компания. В 1869 году инженер Эмиль Шкода основал небольшое механическое предприятие в городе Пльзень.-7

#ретрогрузовики #чехословакия #грузовики #ретроавто #ностальгия #liaz #ретро #грузовикиссср #ссср #дзен