Российские мобильные операторы начали тестировать оборудование из стран третьего эшелона. Компании борются за каждого абонента, но от хитрых уловок не отказываются. 78.ru разбирался, как тренды отразятся на ценах и качестве связи для петербуржцев.
Коллаж 78.ru: unsplash.com, Konstantin Kokoshkin/globallookpress.com
О том, что российские мобильные операторы приступили к тестированию оборудования из так называемых стран третьего эшелона (Израиль, Индия, Китай) федеральные СМИ сообщили со ссылкой на руководителя Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха по технологиям беспроводной связи и интернета вещей Александра Сиволобова. Между тем, проявляют участники рынка и интерес к отечественным разработкам, которые должны в теории появиться через несколько лет, но не раньше. Присматриваться к «ноу-хау» стран третьего эшелона операторов вынуждает вероятность прекращения стабильных поставок Nokia, Ericsson и Huawei, которые на фоне всем известных событий из РФ ушли, но поддержку оборудования пока сохранили. Между тем, как считают некоторые эксперты, аналоги из Израиля, Индии, Китая и т. д. имеют свои недостатки и обойдутся дороже. При этом некоторые операторы уже начали перекладывать издержки за пополнение счёта на своих абонентов, за которых теперь ведётся настоящая борьба, особенно в крупных городах, таких как Петербург.
78.ru выяснял, как эти новые реалии скажутся на соотношении стоимость/качество услуг связи для горожан и к каким хитростям прибегают участники рынка, чтобы заработать больше денег на клиентах.
Подложить соломку
Как сразу успокоил в беседе с 78.ru Александр Сиволобов, тестирование продукции иностранных производителей третьего эшелона в 2023 году никак не отразится на качестве связи и тарифах.
— Операторы рассматривают это оборудование в качестве запасного варианта, плана «Д» (даже не «Б»). Выстраивать с этими компаниями серьёзные отношения, как это было с покинувшими наш рынок Huawei, Nokia или Ericsson, в ближайшем будущем никто не собирается. Слишком много у такого подхода недостатков, — пояснил он.
С такой точкой зрения согласен эксперт в сфере сотовой связи, главный редактор Mobile-Review.com Эльдар Муртазин.
— На сегодняшний день сторонние поставщики (индийские, израильские, китайские в меньшей степени) — это оборудование не первого порядка. Оно имеет те или иные недостатки и изъяны, дороже в эксплуатации, потому что не так сильно распространено и его себестоимость выше. Поэтому мы говорим о том, что его не так выгодно применять на сетях. Тем не менее операторы подкладывают себе соломку для того, чтобы понять: если исчезнет оборудование крупнейших производителей, будет ли у них замена, — отметил он.
Ставка в будущем на своих?
По словам экспертов, сейчас операторы делают ставку на российские «ноу-хау». Проблема заключается в том, что они появятся и, предположительно, заработают через несколько лет, а не в 2023-м.
Как добавляет Эльдар Муртазин, сейчас у операторов принято решение и подписаны форфардные контракты по всей России на 100 млрд рублей на поставки отечественных базовых станций и т. д.
— Основные надежды операторов в 2023—2025 годах связаны с российскими производителями и собственными запасами, — соглашается Александр Сиволобов.
В пресс-службе «МегаФона» ситуацию прокомментировали кратко:
— Сейчас мы тестируем решения из разных стран на предмет возможностей оборудования, — отметили там.
В пресс-службе «Билайна» от комментариев по теме замены отказались. Но в январе сообщалось, что компания совместно российским производителем оборудования N3COM провела испытания своих решений для транспортной сети. Тестирование проводилось в Северной столице с участием экспертов Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Претензий к оборудованию не было.
Хотя бы примерно…
Отметим сразу, что раскрывать все секреты операторов связи при расчёте тарифов никто не готов. Здесь важно понимать следующее. С точки зрения участников рынка, есть дотационные регионы и субъекты-доноры. И один и тот же тариф для этих категорий будет различаться по стоимости. Петербург считается субъектом-донором, и, естественно, даже средние расценки в городе выше.
По словам Александра Сиволобова, иногда оператор с низкой нагрузкой на сеть (то есть он построил сеть, но ею пользуются мало абонентов) может начать ценовую войну, чтобы «обменять» простаивающие мощности на дополнительную выручку. Но такая игра часто приводит к проигрышу для всех: нагрузка растёт, прибыльность операторов падает, денег на развитие инфраструктуры не хватает.
— Важный общий принцип заключается в том, что регионы оператора с низкими расходами абонентов на связь вынуждены сокращать расходы на развитие инфраструктуры. Грубо говоря, там будет хуже связь. По очевидным причинам в последний год у операторов желание ввязываться в ценовые войны сошло на нет. Сейчас важнее сохранить запас надёжности сетей до момента, когда дефицит оборудования будет преодолён, — рассуждает Александр Сиволобов.
По его данным, операторы более чем в два раза сократили строительство сетей (а в 2023 году сократят ещё в два раза), закрывают офисы обслуживания, оптимизируют штат, сокращая число сотрудников.
— Посмотрите на картину в целом. В декабре 2022 года Россия находилась на 85-м месте в мире по скорости мобильной связи. Выше нас шесть африканских государств и 19 азиатских, включая Индию и Китай. Мы занимаем предпоследнее место в Европе (опережаем только Беларусь). Чтобы подняться выше, нужно увеличить инвестиции, что невозможно сделать без повышения тарифов. А поднять тарифы по факту невозможно, так как низкий уровень цен заложен в структуре рынка, в ожиданиях потребителей и регулятора, — подчеркнул Александр Сиволобов.
Сколько угодно раз, но в пределах инфляции
Скандалы с попытками повышения тарифов операторами возникают с завидным постоянством. Так, в конце прошлого года прошла информация об очередном подорожании с 1 января 2023-го. При этом, например, весной 2022-го «Мегафон» уже поднимал цены в среднем на 12% для 16,5 млн абонентов. После чего в дело вмешалась Федеральная антимонопольная служба. В декабре 2022-го компанию признали виновной в необоснованном завышении цен.
Оператор «МТС» решил пойти другим путём. В компании с 1 февраля начали брать комиссию за пополнение счёта с использованием ряда платёжных систем. Фактически средства взимаются во всех случаях, кроме подключения автоплатежа или использования собственных инструментов оплаты оператора.
Как сообщили в пресс-службе «МегаФона», абоненты могут пополнять мобильный счёт без комиссии с помощью любых банковских приложений.
— Мы также предлагаем удобные способы оплаты в мобильном приложении «МегаФона», через систему быстрых платежей, а также в салонах связи. Мы не планируем менять эти условия, — заверили там.
В пресс-службе «Билайна» заявили, что «условия пополнения баланса не менялись».
Как пояснил Эльдар Муртазин, в 2022-м ФАС и Минцифры договорились о том, что операторы в течение года могут повышать тарифы.
— Повышение не имеет ограничение по числу раз. Это может быть хоть 10 раз, но операторы так не делают. В прошлом году инфляция была чуть более 10%, на этот уровень операторы и имели право повысить стоимость своих услуг, — рассказал он.
Рынок клиента или оператора?
Как отмечают аналитики, в существующих реалиях у операторов серьёзно обострилась борьба за каждого абонента, особенно в крупных городах, и, в частности, в Петербурге. В этой ситуации участники рынка идут даже на то, что если клиент хочет уйти к конкуренту, то человеку предлагается более низкий тариф, чем был раньше или расценки соперника.
— Это распространённая практика. Это связано с тем, что привлечение каждого нового абонента обходится оператору довольно дорого. Ему заметно проще удержать старого абонента, дав ему скидку, чем тратить тысячи рублей на привлечение нового, — отмечает Александр Сиволобов.
По словам Эльдара Муртазина, некоторые клиенты уже осознали, что могут так угрожать операторам и сокращать себе затраты на связь. В свою очередь, участники рынка всё меньше ведутся в последнее время на такой потребительский шантаж.
Однако в отрасли есть и такое явление как непубличные закрытые тарифы для корпоративных тарифных планов. Их иногда предлагают обычным абонентам недобросовестные игроки.
— Да, это зачастую выгодно. Но самое главное, что вы не контролируете свой тариф, свою сим-карту. Если, например, Вы положите много денег, то их могут просто оттуда вывести без вашего участия. И оператор ничего не сделает, потому что вы сами смухлевали, покупая такой тариф, — констатировал Эльдар Муртазин.
На условиях анонимности участники рынка рассказывают, что есть у операторов и свои уловки, о которых не спешат рассказывать при заключении договоров с клиентами. Так, сотрудники сотовых салонов стараются не строчить длинные sms-ки. При пересылке их разбивают на несколько партий. Крайне аккуратным надо быть и со звонками на короткие, на первый взгляд, бесплатные номера. Там деньги могут начать взимать с какой-то минуты.