Найти тему
Телеканал "78"

План «Б» или «Д»: что будет с качеством и ценами на мобильную связь для петербуржцев?

Российские мобильные операторы начали тестировать оборудование из стран третьего эшелона. Компании борются за каждого абонента, но от хитрых уловок не отказываются. 78.ru разбирался, как тренды отразятся на ценах и качестве связи для петербуржцев.

Коллаж 78.ru: unsplash.com, Konstantin Kokoshkin/globallookpress.com

О том, что российские мобильные операторы приступили к тестированию оборудования из так называемых стран третьего эшелона (Израиль, Индия, Китай) федеральные СМИ сообщили со ссылкой на руководителя Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха по технологиям беспроводной связи и интернета вещей Александра Сиволобова. Между тем, проявляют участники рынка и интерес к отечественным разработкам, которые должны в теории появиться через несколько лет, но не раньше. Присматриваться к «ноу-хау» стран третьего эшелона операторов вынуждает вероятность прекращения стабильных поставок Nokia, Ericsson и Huawei, которые на фоне всем известных событий из РФ ушли, но поддержку оборудования пока сохранили. Между тем, как считают некоторые эксперты, аналоги из Израиля, Индии, Китая и т. д. имеют свои недостатки и обойдутся дороже. При этом некоторые операторы уже начали перекладывать издержки за пополнение счёта на своих абонентов, за которых теперь ведётся настоящая борьба, особенно в крупных городах, таких как Петербург.

78.ru выяснял, как эти новые реалии скажутся на соотношении стоимость/качество услуг связи для горожан и к каким хитростям прибегают участники рынка, чтобы заработать больше денег на клиентах.

Подложить соломку

Как сразу успокоил в беседе с 78.ru Александр Сиволобов, тестирование продукции иностранных производителей третьего эшелона в 2023 году никак не отразится на качестве связи и тарифах.

— Операторы рассматривают это оборудование в качестве запасного варианта, плана «Д» (даже не «Б»). Выстраивать с этими компаниями серьёзные отношения, как это было с покинувшими наш рынок Huawei, Nokia или Ericsson, в ближайшем будущем никто не собирается. Слишком много у такого подхода недостатков, — пояснил он.
   Фото: Cfoto/globallookpress.com
Фото: Cfoto/globallookpress.com

С такой точкой зрения согласен эксперт в сфере сотовой связи, главный редактор Mobile-Review.com Эльдар Муртазин.

— На сегодняшний день сторонние поставщики (индийские, израильские, китайские в меньшей степени) — это оборудование не первого порядка. Оно имеет те или иные недостатки и изъяны, дороже в эксплуатации, потому что не так сильно распространено и его себестоимость выше. Поэтому мы говорим о том, что его не так выгодно применять на сетях. Тем не менее операторы подкладывают себе соломку для того, чтобы понять: если исчезнет оборудование крупнейших производителей, будет ли у них замена, — отметил он.

Ставка в будущем на своих?

По словам экспертов, сейчас операторы делают ставку на российские «ноу-хау». Проблема заключается в том, что они появятся и, предположительно, заработают через несколько лет, а не в 2023-м.

Как добавляет Эльдар Муртазин, сейчас у операторов принято решение и подписаны форфардные контракты по всей России на 100 млрд рублей на поставки отечественных базовых станций и т. д.

— Основные надежды операторов в 2023—2025 годах связаны с российскими производителями и собственными запасами, — соглашается Александр Сиволобов.

В пресс-службе «МегаФона» ситуацию прокомментировали кратко:

— Сейчас мы тестируем решения из разных стран на предмет возможностей оборудования, — отметили там.

В пресс-службе «Билайна» от комментариев по теме замены отказались. Но в январе сообщалось, что компания совместно российским производителем оборудования N3COM провела испытания своих решений для транспортной сети. Тестирование проводилось в Северной столице с участием экспертов Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Претензий к оборудованию не было.

   Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Хотя бы примерно…

Отметим сразу, что раскрывать все секреты операторов связи при расчёте тарифов никто не готов. Здесь важно понимать следующее. С точки зрения участников рынка, есть дотационные регионы и субъекты-доноры. И один и тот же тариф для этих категорий будет различаться по стоимости. Петербург считается субъектом-донором, и, естественно, даже средние расценки в городе выше.

По словам Александра Сиволобова, иногда оператор с низкой нагрузкой на сеть (то есть он построил сеть, но ею пользуются мало абонентов) может начать ценовую войну, чтобы «обменять» простаивающие мощности на дополнительную выручку. Но такая игра часто приводит к проигрышу для всех: нагрузка растёт, прибыльность операторов падает, денег на развитие инфраструктуры не хватает.

— Важный общий принцип заключается в том, что регионы оператора с низкими расходами абонентов на связь вынуждены сокращать расходы на развитие инфраструктуры. Грубо говоря, там будет хуже связь. По очевидным причинам в последний год у операторов желание ввязываться в ценовые войны сошло на нет. Сейчас важнее сохранить запас надёжности сетей до момента, когда дефицит оборудования будет преодолён, — рассуждает Александр Сиволобов.

По его данным, операторы более чем в два раза сократили строительство сетей (а в 2023 году сократят ещё в два раза), закрывают офисы обслуживания, оптимизируют штат, сокращая число сотрудников.

— Посмотрите на картину в целом. В декабре 2022 года Россия находилась на 85-м месте в мире по скорости мобильной связи. Выше нас шесть африканских государств и 19 азиатских, включая Индию и Китай. Мы занимаем предпоследнее место в Европе (опережаем только Беларусь). Чтобы подняться выше, нужно увеличить инвестиции, что невозможно сделать без повышения тарифов. А поднять тарифы по факту невозможно, так как низкий уровень цен заложен в структуре рынка, в ожиданиях потребителей и регулятора, — подчеркнул Александр Сиволобов.

Сколько угодно раз, но в пределах инфляции

Скандалы с попытками повышения тарифов операторами возникают с завидным постоянством. Так, в конце прошлого года прошла информация об очередном подорожании с 1 января 2023-го. При этом, например, весной 2022-го «Мегафон» уже поднимал цены в среднем на 12% для 16,5 млн абонентов. После чего в дело вмешалась Федеральная антимонопольная служба. В декабре 2022-го компанию признали виновной в необоснованном завышении цен.

   Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Оператор «МТС» решил пойти другим путём. В компании с 1 февраля начали брать комиссию за пополнение счёта с использованием ряда платёжных систем. Фактически средства взимаются во всех случаях, кроме подключения автоплатежа или использования собственных инструментов оплаты оператора.

Как сообщили в пресс-службе «МегаФона», абоненты могут пополнять мобильный счёт без комиссии с помощью любых банковских приложений.

— Мы также предлагаем удобные способы оплаты в мобильном приложении «МегаФона», через систему быстрых платежей, а также в салонах связи. Мы не планируем менять эти условия, — заверили там.

В пресс-службе «Билайна» заявили, что «условия пополнения баланса не менялись».

Как пояснил Эльдар Муртазин, в 2022-м ФАС и Минцифры договорились о том, что операторы в течение года могут повышать тарифы.

— Повышение не имеет ограничение по числу раз. Это может быть хоть 10 раз, но операторы так не делают. В прошлом году инфляция была чуть более 10%, на этот уровень операторы и имели право повысить стоимость своих услуг, — рассказал он.

Рынок клиента или оператора?

Как отмечают аналитики, в существующих реалиях у операторов серьёзно обострилась борьба за каждого абонента, особенно в крупных городах, и, в частности, в Петербурге. В этой ситуации участники рынка идут даже на то, что если клиент хочет уйти к конкуренту, то человеку предлагается более низкий тариф, чем был раньше или расценки соперника.

— Это распространённая практика. Это связано с тем, что привлечение каждого нового абонента обходится оператору довольно дорого. Ему заметно проще удержать старого абонента, дав ему скидку, чем тратить тысячи рублей на привлечение нового, — отмечает Александр Сиволобов.
   Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

По словам Эльдара Муртазина, некоторые клиенты уже осознали, что могут так угрожать операторам и сокращать себе затраты на связь. В свою очередь, участники рынка всё меньше ведутся в последнее время на такой потребительский шантаж.

Однако в отрасли есть и такое явление как непубличные закрытые тарифы для корпоративных тарифных планов. Их иногда предлагают обычным абонентам недобросовестные игроки.

— Да, это зачастую выгодно. Но самое главное, что вы не контролируете свой тариф, свою сим-карту. Если, например, Вы положите много денег, то их могут просто оттуда вывести без вашего участия. И оператор ничего не сделает, потому что вы сами смухлевали, покупая такой тариф, — констатировал Эльдар Муртазин.

На условиях анонимности участники рынка рассказывают, что есть у операторов и свои уловки, о которых не спешат рассказывать при заключении договоров с клиентами. Так, сотрудники сотовых салонов стараются не строчить длинные sms-ки. При пересылке их разбивают на несколько партий. Крайне аккуратным надо быть и со звонками на короткие, на первый взгляд, бесплатные номера. Там деньги могут начать взимать с какой-то минуты.