Базовым заказчиком станет ГТЛК
Кабмин формирует госзаказ на гражданские воздушные беспилотники до 2030 года. Его должны определить до 1 апреля. Спрос на беспилотные авиационные системы (БАС) сейчас оценивается в 100 тысяч экземпляров, пишут «Известия», со ссылкой на знакомый с подготовкой документа источник.
История вопроса:
Такое поручение Владимир Путин отдал в декабре 2022 года, чтобы удовлетворить потребности в дронах у федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний и хозяйственных обществ с долей участия государства в капитале более 50%.
– Согласно проведенному анализу рынка, мы оцениваем спрос на БПЛА, который станет основой формирования госзаказа, на ближайшие три года в объеме не менее 8 тысяч единиц беспилотников разных классов и типов для выполнения авиационных работ гражданского назначения. Их общая стоимость оценивается свыше 50 млрд рублей, – уведомил представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая будет участвовать в проекте.
Он добавил, что источники финансирования пока не определены, как и объемы необходимых инвестиций со стороны государства. Но господдержка будет оказана сразу по нескольким направлениям – стимулирование спроса на услуги с использованием БАС, поддержка производителей и компаний-эксплуатантов.
Предварительный спрос только на тяжелые беспилотники составляет более 1 тысячи единиц. По прогнозам объем может кратно увеличиться за счет легких и средних БАС, считают в Минпромторге.
– Для финансирования программы планируется использование средств заказчиков – госкорпораций и частных компаний, федеральных и региональных органов власти. Особое внимание будет уделено приоритизации стимулирования спроса на БАС и соответствующие услуги в рамках действующего портфеля поддержки, – сообщил замглавы ведомства Василий Осьмаков.
В пресс-службе Минпромторга также отметили, что в ведомство поступали инициативы по использованию и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В их использовании, в частности для создания производств тяжелых БАС, есть логика, уточнили в министерстве.
Из секретариата первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова пришла информация, что в течение ближайших двух недель планируется проанализировать данные от профильных ведомств и обсудить ее с крупнейшими заказчиками со стороны бизнес-сообщества.
– Планируется, что госзаказ на развитие беспилотников будет обновляться ежегодно - заказчики будут лучше понимать возможности БАС, и, соответственно, спрос будет увеличиваться, – сообщила представитель Андрея Белоусова.
Гражданские беспилотники в России выпускают многие компании, но для массового использования в коммерческой эксплуатации опытные или экспериментальные образцы непригодны, поделился с изданием основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков.
– Необходимо сначала наладить регулирование для легализации коммерческого применения БАС в РФ. Это даст смысл отрасли, рынку разворачивать серийное производство этих систем, – объясняет Андрей Патраков.
Небольшими партиями несколько типов дронов и квадрокоптеров производит частная петербургская организация «Геоскан».
– Мы надеемся, что будем участвовать в исполнении госзаказа. Мы произвели и поставили уже 15 тысяч беспилотников за 10 лет существования компании. План поставок на этот год – около 5 тысяч дронов. В основном эти аппараты предназначены для образовательных целей, различных шоу и аэрофотосъемки. Спрос на профессиональные БАС (не предназначенные для обычных пользователей) для нужд только сельского хозяйства оценивается в 50 тысяч штук, для мониторинга (над стройками, другими инфраструктурными объектами, для кадастровых работ) – порядка 10-20 тысяч штук, – отчитался владелец фирмы Алексей Семенов.
Гражданские беспилотники производят «Аэромакс» (принадлежит АФК «Системе», выпускает как грузовые вертолеты взлетной массой свыше 300 кг, так и легкую технику), компания «Транспорт будущего» (входит в ГК «ЭФКО»), концерн «Алмаз-Антей» (запустил серию прошлой осенью, до конца 2022 года планировалось выпустить тысячу БАС), ОАК, «Вертолеты России», «Агримакс.Аэро» и другие.
Сертифицирована только одна модель – БАС-200, беспилотник вертолетного типа, который может перевозить 50 кг груза и летать на расстояние до 430 км. Его разработчик и изготовитель – национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России». Легкие дроны до 30 кг не требуют сертификации, а только постановки на учет в Росавиации.
«Почта России» не будет закупать беспилотники, но выступит заказчиком услуги по доставке грузов дронами. Сейчас компания тестирует несколько систем в рамках своего экспериментального правового режима на Чукотке, Камчатке, в ЯНАО и ХМАО. «Консорциум БАС» (СП «Почты России» и SK Capital) приступит к тестам тяжелых дронов для опыления сельхозугодий.
– Наша задача – консолидация спроса и формирование стабильного долгосрочного заказа на гражданские беспилотники для нужд российской экономики. Мы готовы взять на себя выполнение функций базового заказчика, обеспечить стимулирование производства и локализацию БАС, продвижение перспективных моделей на рынке, – уверены в ГТЛК.
Через свою созданную в августе 2022 года «дочку» – компанию «БАС» – они будут оказывать услуги с использованием закупленных дронов.
Напомним, Минпромторг планирует нарастить ежегодные объемы авиагрузоперевозок беспилотными системами до 18 500 тонн к 2030 году. LR