Найти тему

На беспилотники формируют госзаказ

Базовым заказчиком станет ГТЛК

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Кабмин формирует госзаказ на гражданские воздушные беспилотники до 2030 года. Его должны определить до 1 апреля. Спрос на беспилотные авиационные системы (БАС) сейчас оценивается в 100 тысяч экземпляров, пишут «Известия», со ссылкой на знакомый с подготовкой документа источник.

История вопроса:

Такое поручение Владимир Путин отдал в декабре 2022 года, чтобы удовлетворить потребности в дронах у федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний и хозяйственных обществ с долей участия государства в капитале более 50%.

– Согласно проведенному анализу рынка, мы оцениваем спрос на БПЛА, который станет основой формирования госзаказа, на ближайшие три года в объеме не менее 8 тысяч единиц беспилотников разных классов и типов для выполнения авиационных работ гражданского назначения. Их общая стоимость оценивается свыше 50 млрд рублей, – уведомил представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая будет участвовать в проекте.

Он добавил, что источники финансирования пока не определены, как и объемы необходимых инвестиций со стороны государства. Но господдержка будет оказана сразу по нескольким направлениям – стимулирование спроса на услуги с использованием БАС, поддержка производителей и компаний-эксплуатантов.

Предварительный спрос только на тяжелые беспилотники составляет более 1 тысячи единиц. По прогнозам объем может кратно увеличиться за счет легких и средних БАС, считают в Минпромторге.

– Для финансирования программы планируется использование средств заказчиков – госкорпораций и частных компаний, федеральных и региональных органов власти. Особое внимание будет уделено приоритизации стимулирования спроса на БАС и соответствующие услуги в рамках действующего портфеля поддержки, – сообщил замглавы ведомства Василий Осьмаков.

В пресс-службе Минпромторга также отметили, что в ведомство поступали инициативы по использованию и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В их использовании, в частности для создания производств тяжелых БАС, есть логика, уточнили в министерстве.

Из секретариата первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова пришла информация, что в течение ближайших двух недель планируется проанализировать данные от профильных ведомств и обсудить ее с крупнейшими заказчиками со стороны бизнес-сообщества.

– Планируется, что госзаказ на развитие беспилотников будет обновляться ежегодно - заказчики будут лучше понимать возможности БАС, и, соответственно, спрос будет увеличиваться, – сообщила представитель Андрея Белоусова.

Гражданские беспилотники в России выпускают многие компании, но для массового использования в коммерческой эксплуатации опытные или экспериментальные образцы непригодны, поделился с изданием основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков.

– Необходимо сначала наладить регулирование для легализации коммерческого применения БАС в РФ. Это даст смысл отрасли, рынку разворачивать серийное производство этих систем, – объясняет Андрей Патраков.

Небольшими партиями несколько типов дронов и квадрокоптеров производит частная петербургская организация «Геоскан».

– Мы надеемся, что будем участвовать в исполнении госзаказа. Мы произвели и поставили уже 15 тысяч беспилотников за 10 лет существования компании. План поставок на этот год – около 5 тысяч дронов. В основном эти аппараты предназначены для образовательных целей, различных шоу и аэрофотосъемки. Спрос на профессиональные БАС (не предназначенные для обычных пользователей) для нужд только сельского хозяйства оценивается в 50 тысяч штук, для мониторинга (над стройками, другими инфраструктурными объектами, для кадастровых работ) – порядка 10-20 тысяч штук, – отчитался владелец фирмы Алексей Семенов.

Гражданские беспилотники производят «Аэромакс» (принадлежит АФК «Системе», выпускает как грузовые вертолеты взлетной массой свыше 300 кг, так и легкую технику), компания «Транспорт будущего» (входит в ГК «ЭФКО»), концерн «Алмаз-Антей» (запустил серию прошлой осенью, до конца 2022 года планировалось выпустить тысячу БАС), ОАК, «Вертолеты России», «Агримакс.Аэро» и другие.

Сертифицирована только одна модель – БАС-200, беспилотник вертолетного типа, который может перевозить 50 кг груза и летать на расстояние до 430 км. Его разработчик и изготовитель – национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России». Легкие дроны до 30 кг не требуют сертификации, а только постановки на учет в Росавиации.

«Почта России» не будет закупать беспилотники, но выступит заказчиком услуги по доставке грузов дронами. Сейчас компания тестирует несколько систем в рамках своего экспериментального правового режима на Чукотке, Камчатке, в ЯНАО и ХМАО. «Консорциум БАС» (СП «Почты России» и SK Capital) приступит к тестам тяжелых дронов для опыления сельхозугодий.

– Наша задача – консолидация спроса и формирование стабильного долгосрочного заказа на гражданские беспилотники для нужд российской экономики. Мы готовы взять на себя выполнение функций базового заказчика, обеспечить стимулирование производства и локализацию БАС, продвижение перспективных моделей на рынке, – уверены в ГТЛК.

Через свою созданную в августе 2022 года «дочку» – компанию «БАС» – они будут оказывать услуги с использованием закупленных дронов.

Напомним, Минпромторг планирует нарастить ежегодные объемы авиагрузоперевозок беспилотными системами до 18 500 тонн к 2030 году. LR