19,7K подписчиков

Что читали революционеры 1870‑х годов. 8 главных книг.

479 прочитали

Образ молодого революционера в России XIX века был неполным без книги под мышкой. Что же это были за книги, которые так захватывали умы русских реполюционеров1870-х годов? Среди их любимых книг были работы величайших мыслителей того времени, включая Джона Стюарта Милля, Людвига Бюхнера и даже Чарльза Дарвина. Молодые революционеры поглощали эти работы с неутолимой жаждой знаний, стремясь понять мир и свое место в нем.

Образ молодого революционера в России XIX века был неполным без книги под мышкой. Что же это были за книги, которые так захватывали умы русских реполюционеров1870-х годов?

На первом месте в списке самых популярных книг стояли

"Основания политической экономии" Джона Стюарта Милля, переведенные и прокомментированные Николаем Чернышевским.

Это авторитетное изложение буржуазной политической экономии стало руководством для изучения политической экономии революционерами, некоторые даже использовали его в качестве подготовки к чтению "Капитала" Маркса. Несмотря на критику Чернышевского с социалистических позиций, работа Милля оставалась любимой среди революционеров.

Другой популярной книгой в списке была

"Сила и материя" Людвига Бюхнера

Научно-популярная книга, которая углублялась в материалистическое понимание природы и человека, отрицая какие-либо сверхъестественные силы, вмешивающиеся в естественный мировой порядок. Благодаря широкому спектру тем, от происхождения Вселенной до человеческого мышления, эта работа захватила умы молодых революционеров и помогла сформировать их мировоззрение.

"Социальная статика" Герберта Спенсера

Образ молодого революционера в России XIX века был неполным без книги под мышкой. Что же это были за книги, которые так захватывали умы русских реполюционеров1870-х годов?-2

Была смелой попыткой создать научную доктрину морали, утопическое видение идеального общества, основанного на социальном равновесии и равенстве возможностей. В этом идеальном обществе каждый человек может свободно реализовывать свои желания и способности без ограничений, единственным ограничением является свобода других людей. Спенсеровские принципы либерализма и laissez-faire, которые, по его мнению, были практическими выводами из его закона равной свободы, позволят добиться наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Это видение вдохновляло многих, но также вызывало критику за возможность создания общества, в котором сильные будут доминировать над слабыми.

Якоб Молешотт "Круговорот жизни"

Произведение вульгарного материализма, которое бросало вызов преобладающей вере в сверхъестественное. Молешотт утверждал, что все явления, включая человеческое сознание, можно объяснить взаимодействием материальных частиц и химических элементов. Он отрицал существование чего-либо за пределами физического мира и считал, что научный метод - единственный способ постичь тайны Вселенной. Его идеи бросили вызов устоявшимся религиозным и философским верованиям того времени, а также подняли вопросы о природе существования и цели жизни.

Василий Берви-Флеровский "Положение рабочего класса в России"

Образ молодого революционера в России XIX века был неполным без книги под мышкой. Что же это были за книги, которые так захватывали умы русских реполюционеров1870-х годов?-3

Новаторское исследование, раскрывающее суровые реалии жизни рабочих и крестьян в пореформенной России. Используя широкий спектр данных и личных наблюдений, Берви-Флеровский нарисовал яркую картину условий жизни рабочего люда. Он показал, как они оказались в ловушке бедности, с низкой заработной платой, высокими ценами и ограниченными возможностями для продвижения по службе. Его книга вызвала общественную дискуссию о необходимости социальных и экономических реформ в России и вдохновила новое поколение активистов, которые стремились улучшить жизнь рабочего класса.

Исторические письма" Петра Лаврова

Революционный призыв к действию, потрясшим основы общества. В представлении Лаврова прогресс - это не просто накопление материальных благ или увеличение экономического производства, а развитие личности в физическом, умственном и нравственном плане. Он считал, что единственный способ достичь этого прогресса - бороться с устаревшими и несправедливыми социальными структурами, которые сдерживали людей.

Для Лаврова прогресс был не просто обязанностью избранных, а долгом каждого человека, обладающего способностью критически мыслить. Человек должен использовать свои силы, чтобы распространить условия прогресса на как можно большее число людей, чтобы помочь им освободиться от цепей эксплуатации, сковывавших их на протяжении многих поколений.

Концепция Лаврова стала призывом к действию для революционеров семидесятых годов, которые приняли его мантию и неустанно боролись за лучший мир. Они знали, что борьба за прогресс будет нелегкой, но они были полны решимости идти вперед, вдохновленные словами Лаврова и его непоколебимой преданностью делу.

Евангелие

Было путеводным светом для верующих во всем мире на протяжении веков. История Иисуса Христа и его учение служили источником утешения, надежды и вдохновения для множества людей на протяжении всей истории человечества. Первый перевод Евангелия на русский язык стал грандиозным событием, открывшим Слово Божье для совершенно новой аудитории.

Публикация синодального перевода в 1860 году стала важным моментом в истории русской церкви. Он позволил людям читать Евангелие на их родном языке и соединиться с учением Иисуса Христа на более глубоком уровне. Для революционеров семидесятых годов Евангелие было не просто религиозным текстом. Оно было источником вдохновения и силы, напоминанием о важности веры и призывом к действию для тех, кто верил в силу Бога, способную привести к переменам.

Генри Бакл "История цивилизации в Англии"

Образ молодого революционера в России XIX века был неполным без книги под мышкой. Что же это были за книги, которые так захватывали умы русских реполюционеров1870-х годов?-4

Бакл пытался объяснить развитие цивилизации новым научным способом. Бакл был увлечен историей Англии и стремился понять, что именно в этой стране позволило ей достичь такого большого экономического и политического успеха.

Его подход к истории был не похож на все, что было до него. Он стремился выявить естественные и научные причины исторических событий, отказавшись от идеи предопределения, свободы воли или сверхъестественного вмешательства. Бакл считал, что основными факторами истории являются географические, а предметом истории - воздействие природы на человека и человека на природу.

Ваши лайки – лучшая благодарность автору за труд!