3,5K подписчиков

За стеклом: водитель маршрута № 14 в Воронеже – об особенностях работы на автобусе большой вместимости

С чего начинается утро

– Александр, во сколько у вас начинается рабочее утро?

– В четыре часа утра я уже на ногах. С конечной остановки «Сельская» первый автобус у нас уходит в 5.20. Работа начинается гораздо раньше: прихожу в диспетчерскую, беру путевой лист, прохожу мед­осмотр у врача, в том числе на отсутствие алкогольного опьянения, затем беру терминал и кассовую ленту и иду в автобус. На наличие неисправностей он проверяется механиком, осматривается салон. Автобус с утра чистый – моется по окончании смены.

– Кто ваши первые пассажиры?

– В первом автобусе едут дачники, рабочие заводов, муниципальные рабочие – дворники.

Некоторые ездят на протяжении многих лет, их уже узнаешь: заходят, кивают, как старому знакомому. Первые автобусы идут полупустыми, а вот с 7 до 8 утра у нас час пик: едут школьники, служащие, родители везут детей в детские сады.

– Вы работаете без кондуктора? Как поступаете с «зайцами»?

– Автобус большой, пассажиры заходят во все три двери. Безбилетники предпочитают заходить в третью – их сразу видно. Но стараюсь не ругаться и не портить себе нервы.

– То есть вы не остановите автобус и не скажете: «Пока на задней площадке двое не оплатят, автобус дальше не пойдет»?

– Я не могу остановить автобус – нужно выдерживать интервал движения. В основном пассажиры добросовестно оплачивают проезд, а безбилетники – их пять-семь человек может быть за рейс, – это образ жизни у них такой.

В приоритете – безопасность, а не гонки

– В городе очень интенсивное движение, пробки. Как удается выдерживать предписанный интервал движения?

– Как правило, мы знаем, где и когда на маршруте будет пробка, видим маршруты друг друга, начинаем рассчитывать скорость, чтобы не создавать больших интервалов.

– А что скажете насчет гонок маршруток на дорогах?

– Сейчас сократились параллельные маршруты, и гонок практически нет.

У нас муниципальное предприятие, и в приоритете безопасность перевозок и соблюдение расписания. Я не должен гнаться за пассажирами, а должен выдерживать интервал, строго соблюдать правила дорожного движения.

Маленький коммерческий автобус может начать обгонять, выезжать вперед, чтобы перехватить пассажиров. На таких просто не обращаю внимания.

– Удается? Бывает же, по-хамски себя ведут, перекрывают выезд с остановок.

– У меня инцидентов серьезных не было. Жду в таких случаях в правой полосе, как положено. Если время поджимает, то начинаю движение, чтобы аккуратно выехать.

– В чем особенности движения по дорогам автобуса большой вместимости?

– Не все понимают, что большой автобус не может резко затормозить или перестроиться, как легковой автомобиль. Ведь нужно думать о пассажирах, люди могут упасть, получить травмы, а среди водителей легковых автомобилей самая распространенная манера так ездить: подрезать, неожиданно поворачивать перед автобусом, резко снижать скорость.

Человек зашел в автобус

– Конфликты между пассажирами в автобусе бывают? Как тогда ведете себя?

– Я работаю за стеклом, мелких ссор просто не слышу. Если назревает что-то серьезное, крики, шум – здесь, конечно, нужно остановить автобус и попросить буйных граждан выйти. Из-за двух-трех не поладивших друг с другом людей не должны страдать все пассажиры.

Если говорить об агрессии некоторых граждан, то здесь, несомненно, в выигрыше оказывается закрытый водитель. Это безопасно не только для него, но и для пассажиров. Ведь разбушевавшийся человек в салоне, который начинает предъявлять какие-то претензии к водителю, может запросто спровоцировать аварию.

– Не просят пассажиры остановить «здесь», «у того дома»?

– Пассажиры стали другими, более дисциплинированными, с такими просьбами уже не обращаются. К тому же в салоне постоянно работают камеры, в любой момент могут проверить и наказать меня за нарушение.

– Вы работаете на автобусе с кондиционером? Правда ли, что водители не включают кондиционер, чтобы экономить топливо?

– Неправда. Мы ездим на метане, расход топлива для автобуса с кондиционером уже заложен в стандарт, я просто не имею права не включать кондиционер при жаркой погоде. По нормативам кондиционер должен работать, если в салоне температура поднимается выше 23 градусов. Я должен просто включить кнопку кондиционера, а дальше уже забота климат-контроля, который будет следить за поддержанием требуемой температуры.

Есть пассажиры, которые просят выключить кондиционер, есть те, кому хочется похолоднее. Ни тех, ни других просьб я выполнить не могу, так как работаю строго по предъявляемым к условиям перевозки требованиям.

Бывает, недовольные пассажиры пытаются открывать форточки, но они закрыты специальным ключом, на них висят предупреждения, что работает кондиционер.

– С введением безналичной оплаты проезда работать стало удобнее?

– Однозначно. Теперь большинство оплачивает проезд картами, мое дело просто следить, чтобы прошел платеж, не отвлекаться на прием денег и сдачу.

– Прошу извинить меня за следующий вопрос. Среди пассажиров ходят байки, что для водителей нет туалетов, им приходится пользоваться пластиковыми бутылками, которые они выбрасывают на стоянках. Это так?

– Нет такой проблемы. У нас на всех конечных стоят биотулеты для водителей. Ключ у каждого в автобусе.

– Вас устраивают условия работы, зарплата?

– Кого работа не устраивает, думаю, ищут другие места. Я здесь работаю с 2006 года. У нас вообще коллектив в основном один и тот же.

– Александр, о чем бы вы хотели попросить воронежских пассажиров?

– Наверное, о понимании. Люди чаще всего бывают недовольны тем, что опаздывают на работу, а автобус стоит на остановке или не несется на всех парусах. Но у меня прописано конкретное время, и я должен соблюдать график.

– Вы чувствуете ответственность, садясь за руль?

– Конечно, и очень большую. Человек зашел в автобус – теперь я за него отвечаю.