Найти тему
Дача DIY

Сварщик с нуля - без опыта сварил ворота

Проект ворот готов, фундамент построен. Пора приступать к сборке железных конструкций.

Сначала - столбы ворот и калитки. Под эти столбы я выбрал квадратную трубу 100х4. Для изготовления кронштейнов купил листовую сталь 4 мм. Найти её просто так в Питере оказалось сложно. Но нашёл таки металлобазу, где отгружают сталепрокат не только машинами, но и в розницу торгуют - "Металлсоюз СПб". Прикупил пару с трудом подъёмных листиков.

Дальше было очень много резки, шлифовки и сварки. Я сточил десятка два отрезных кругов болгарки, и не меньше лепестковых шлифовочных кругов. Горячий прокат имеет противную прочную и твёрдую окалину, оставлять которую вроде как нельзя, так как она типа будет корродировать.

Как я уже писал ранее, опыта в сварочных работах у меня к этому моменту было немного - примерно час ютуба. Серьёзно. Никогда даже сварочника вживую не видел. Приобрёл вот такой сварочный инвертор - Сварог ARC 200 PRO:

И начал учиться варить. Сначала на обрезках. Получалось сначала плохо, потом тоже плохо, ну а позже не сильно лучше.

"Шов" номер ноль (тренировочный):

-2

Очень постепенно я научился делать более-менее хорошие швы. Где-то через месяц сварочных работ по выходным и по вечерам получалось уже так:

Горизонтальный угловой шов
Горизонтальный угловой шов
Вертикальный угловой шов
Вертикальный угловой шов

Конечно же, здесь на фотках подобраны самые красивые варианты. Но общее качество швов пока было у меня нестабильным. Очень, прям вот очень долго не мог победить шлак. Непровары - это было просто как проклятие. Шлак жил своей жизнью, и хотел - вываривался, а хотел - нет.

Со временем я стал относится к этой проблеме более философски и понял, что тут нужна лишь практика, много практики. И в работе сварщика больше творчества, нежели логики. Эта работа больше похожа на работу художника, бывает, что картина вышла, бывает что нет:

-5

Но со временем я начал понимать и поведение шлака. Объяснить на ютубе это доходчиво никто не смог, и я понял почему - это и правда непонятно как объяснить, тут чуть ли не чутьё какое-то нужно развить.

Для меня было неожиданно то, что сваривать тонкий металл 1.5 мм мне оказалось легче и почти без косяков, чем 4-миллиметровый. Мне предрекали, что будет наоборот. Так или иначе, но кое-как варить я научился, и в рамках поставленной задачи вполне даже на уровне. Варил обычными электродами, двойкой, тройкой и четвёркой. Про аргон наслышан, но пока не дорос, есть желание попробовать, но ворота и забор уже построены, и больше варить пока что нечего.

Замечательная часть моей конструкции, которую я подсмотрел на придорожных опорах освещения, где столб к фундаменту крепится через болты, расположенные кольцом. И эти болты позволяют идеально выставить вертикаль, а также немного отрегулировать высоту. Были сомнения насчёт прочности этого узла. И я задал проектировщику просчитать это соединение отдельно. Оказалось достаточно 2-х болтов М16 на один 3-метровый столб с учётом общей площади ворот и ветровой нагрузки. У меня же их по 12 на столб (две сваи по 6 болтов), то есть шестикратный запас:

Эта была самая приятная часть работы - простым гаечным ключом идеально выставить в ноль по вертикали все столбы. Установленные столбы я, конечно же, сразу проверил на раскачку в обоих направлениях. Разница просто поразительная. Вдоль линии забора столбы качались как травинки на ветру. Я не сомневался, что так и будет. А поперёк линии забора стояли мёртво. Я был в восторге от конструкции двухсвайной опоры!

Прежде чем устанавливать какое-то железо на место, я покрывал его двумя слоями грунтовки. Места сварки потом зачищал и после приваривания снова грунтовал. Красил начисто уже построенную конструкцию краской Tikkurila Panssarimaali. После установки всех столбов я связал их горизонтальными лагами из прямоугольной трубы 60х30х3 слева и справа от ворот и калитки - там, где был именно глухой забор. Каркас неподвижной части въездной группы был готов.

Затем приступил к сварке створок. Тут было много рутины, так как варить надо было очень много. Для большей жёсткости конструкции створок я решил приварить укосины. Не знаю, насколько это было необходимо, ворота в итоге получились невероятно жёсткими. Однако эти укосины доставили немало хлопот со сваркой. Острый внутренний угол проварить было очень тяжело. А проварить качественно - невозможно. Для меня. И это самые косячные у меня места, с самым большим содержанием шлака. Его ведь оттуда ещё и не вычистить никак. Ну да ладно, в конце концов я эти углы закрасил погуще, пока не ржавеют.

После сварки каркасов створок (из квадратной трубы 50х2.5) я обнаружил ещё один косяк. Абсолютно все прямые углы стали острыми. Прямоугольники каркаса стали подушкообразными. Даже в точках Т-образных соединений перекладины прогнулись. Этого я так и не понял. То есть я понимаю, что сварка остыла и металл "сел". Но я не понимаю, почему это было так заметно. Ведь всё первоначально собиралось на точечных прихватках, как положено, и их не оторвало, всё было норм. Но после полного провара трубы повело. На конструкцию ворот это никак не повлияло, там допуски огромные. Но как факт мне этот не нравится.

Когда каркасы створок были готовы, зашлифованы и покрыты грунтовкой, можно было уже навесить их на столбы. Петли я взял гаражные под сварку, с шариком внутри. Долго думал, как решить проблему соосного приваривания петель. И.., ничего не придумал. И вообще с петлями я сильно накосячил и потом долго дорабатывал их напильником, чтобы ворота открываться могли хорошо. Всё, что я придумал для соосности приваривания - это закрепить струбцинами створки к столбам через небольшую проставку для образования зазора, и просто приложить цилиндры петель к этому зазору. По моим представлениям цилиндры должны были сами лечь строго вдоль одной оси. А получилось это не очень хорошо.

Монтаж верхней створки-перемычки оказался самым сложным. Её каркас оказался довольно тяжёлым, руками-то я его поднимал от земли, но поднять над головой уже не мог. И чтобы закрепить этот каркас струбцинами для приварки петель, мне пришлось сооружать подъёмный механизм. Крепить перекладину между столбов ворот, приподняв её над столбами на примерно полметра, и к ней ручную лебёдку от сваекрута. Жаль, фоткать это всё было нечем (телефон в то лето окирпичился, пользовался старым кнопочным). Было эпично.

Чисто интуитивно я подумал, что такое большое плечо верхней створки - 3.2 метра - при высоте всего полметра очень вероятно может вырвать с мясом трубу каркаса со стенкой 2.5 мм в районе петли. Поэтому я усилил эти места уголками из листовой стали:

-7

До самого конца были сомнения, будет ли вообще эта створка работать. Я ожидал чего угодно, вплоть до самого худшего исхода - отвалится сразу, как только я её открою, даже ещё без обшивки профлистом. И первые попытки я делал крайне осторожно и со всеми мерами техники безопасности. Это был самый волнительный момент, ибо этот расчёт я не заказывал, и сделал всё на глазок. Но створка работала, работала идеально, и даже лучше моих самых смелых ожиданий. Открывалась легко на 180 градусов, и при этом столб, на котором она была закреплена, вообще не отклонялся под весом такого большого рычага. В поперечном относительно линии ворот направлении столб удерживался двухсвайной опорой, а в продольном уже был связан прожилинами с соседним столбом.

Конструкции были успешно сварены, но работы оставалось ещё очень много - обшивка профлистом, замки и запоры, нащельники и много мелкой дребедени. Об этом - в следующей статье.