Найти в Дзене
Кот-книголюб

Эмиль Золя "Жерминаль" (часть 2)

Жизнь углекопов, описанная Золя, - жизнь людей, полная лишений и несправедливости. В период промышленного кризиса на шахту в поисках работы приходит Эжен Лантье, бывший механик, уволенный с железной дороги за пощёчину начальнику. Он становится откатчиком на Ворейской шахте в артели Маэ. Этьен сочувствует своим новым товарищам и хочет, чтобы справедливость восторжествовала. Сначала в кабачке Раснера и на кухне семьи Маэ, а потом и во время встреч с другими углекопами Этьен ведёт разговоры о восстановлении справедливости, о том, что рабочие могут добыть себе счастье своими руками. Да, поднимутся люди, великая армия людей, и они восстановят справедливость. Разве всех граждан не объявили равными со времени Революции; а если они голосуют вместе, то почему же рабочий должен оставаться рабом хозяина, который ему платит? Да, поднимается понемногу, поднимается и созревает на солнце обильный урожай – новые люди! Раз теперь никто не прикован на всю жизнь к своему месту и может «при желании» сто

Жизнь углекопов, описанная Золя, - жизнь людей, полная лишений и несправедливости. В период промышленного кризиса на шахту в поисках работы приходит Эжен Лантье, бывший механик, уволенный с железной дороги за пощёчину начальнику. Он становится откатчиком на Ворейской шахте в артели Маэ. Этьен сочувствует своим новым товарищам и хочет, чтобы справедливость восторжествовала. Сначала в кабачке Раснера и на кухне семьи Маэ, а потом и во время встреч с другими углекопами Этьен ведёт разговоры о восстановлении справедливости, о том, что рабочие могут добыть себе счастье своими руками.

Да, поднимутся люди, великая армия людей, и они восстановят справедливость. Разве всех граждан не объявили равными со времени Революции; а если они голосуют вместе, то почему же рабочий должен оставаться рабом хозяина, который ему платит?
Да, поднимается понемногу, поднимается и созревает на солнце обильный урожай – новые люди! Раз теперь никто не прикован на всю жизнь к своему месту и может «при желании» столкнуть соседа и занять его место, то почему же нашему брату не пустить в ход кулаки и не попытаться одолеть хозяев?..

И вот здесь мне невольно вспомнились строки: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..." Вот Этьен и повёл за собой. На Ворейской шахте началась забастовка, к которой потом присоединились рабочие и с других шахт. Толчком послужило очередное изменение в оплате труда, которое уменьшило и без того нищенские зарплаты.

К сожалению, пыл и благородные помыслы у Этьена были, а вот знаний и рассудительности нет. По крайней мере, я это так восприняла. С чем сравнить? Как если бы завели автомобиль и пустили его без управления.

Не может не восхищать мужество рабочих, которые стойко переносили жестокий голод, а потом ещё и холод, и готовы были идти до конца, чтобы добиться справедливости. На их фоне отвратительно выглядит семья Пьерон. У меня для них одно прозвище - "крысы". Мерзкие, отвратительные крысы, которые за запертыми ставнями ели досыта и жарко топили печь, когда рядом от голода и холода умирали дети.

Однако Этьен, движимый не только благородством, но и тщеславием (а это не раз подчёркивается автором) вдохновил рабочих на более активные действия. А что в итоге? Организованная им забастовка превратилась в стихию неуправляемой толпы. Как бы ни мнил себя Этьен вожаком, остановить доведённых до крайности, агрессивных, да ещё и подогревающих себя спиртным людей он уже не мог. Да и сам Этьен едва не потерял контроль над собой. Только пощёчины Катрин привели его в чувство. Ему ничего не оставалось, как присоединиться к товарищам.

-2

Сцена, разыгравшаяся у дома Энбо, свидетельствует, что люди буквально обезумели от ненависти. Это страшно. Очень. Едва не состоявшаяся расправа над дочерью Грегуаров и издевательство над трупом Мегра говорят, что в людях не осталось ничего человеческого, они уподобились диким зверям. Хотя стоит сказать, Мегра - отвратительный тип. И не полезь он, движимый жадностью, спасать своё добро (он ведь даже не за жену испугался, на неё ему было наплевать, а за товары в своей лавке), мог бы остаться жив. Да и погиб он не от руки кого-то из рабочих.

Жестокие сцены, грубые, даже безобразные, но всё равно при чтении я не испытывала ни отвращения, ни осуждения. Сквозь их ненависть видны боль и отчаяние доведённых до крайности людей. Вспомнилась мысль из Библии. К сожалению, не вспомню откуда именно и могу процитировать неточно, но смысл такой: "Угнетение даже праведного может заставить поступать безумно". А каково было голодающим уже два месяца людям, кричащим: "Хлеба! Хлеба! Хлеба!" видеть в окно, как кухарка директора Энбо жарит фазанов.

А вот кто вызывает возмущение, так это сам Энбо. Обнаружив, что жена изменяет ему с его племянником Негрелем, он решил, что он страдает больше, чем люди, бушующие под его окнами.

Тогда г-н Энбо рассердился, и с громовым кличем толпы смешался его голос:
– Хлеба? Да разве в этом счастье, болваны?
Ведь он-то ел досыта и все же готов был кричать от боли душевной. В семье у него развал, вся жизнь исковеркана, – и от мыслей об этом у него подкатывали к горлу рыдания, стоны смертельной муки. Да разве все дело в том, чтобы не знать голода?

Но самыми отвратительными для меня на протяжении всего романа были Грегуары, ограниченные, самодовольные, равнодушные к чужим горестям. Они, казалось, не замечают, что происходит вокруг.

Дело было в том, что супруги Грегуар решились наконец распроститься с нотариусом и отправились в директорский особняк, для чего им понадобилось перейти через улицу; они казались такими благодушными, их лица выражали такую твердую уверенность, что все происходящее – просто-напросто шутка со стороны их рабочих, милых, славных людей, чья покорность более столетия кормила племя Грегуаров…

Неудивительно, что разогнав толпу при помощи жандармов, оба семейства тут же забыли о несчастных людях. Теперь шахты охраняли солдаты, самые неблагонадёжные по мнению хозяев были уволены, в том числе и Маэ, и было решено нанять рабочих из Бельгии.

А жители посёлка Двести сорок продолжали голодать. Кончился уголь, керосин, продали всё, что можно было продать. Сидели в темноте, в холоде, изнывая от голода. Один из самых грустных эпизодов смерть дочери Маэ, Альзиры, маленькой калеки, доброй и трудолюбивой девочки. Но даже это не сломило Маэ. Так же, как и других рабочих. Так велика была вера в "сказку", рассказанную Этьеном.

-3

Очередное выступление против нанятых рабочих-бельгийцев, спустившихся на работу в шахту, закончилось настоящей трагедией: солдаты открыли огонь по забастовщикам. Среди 14 погибших были десятилетние Бебер и Лидия, Мукета и Мук, старуха Горелая и один из лучших работников шахты, отец семерых детей Маэ.

Забастовка провалилась. И хотя Этьен чувствовал себя виноватым в бедах своих товарищей, больше он всё таки переживал из-за той враждебности, которую испытывали к нему те, кто когда-то считал его своим вожаком. Воспользовавшись ситуацией, хозяева вынудили рабочих принять свои грабительские условия. Шахтёры начали возвращаться к работе.

Этьен, конечно, не злодей. Он хотел как лучше, но... брать на себя руководство - это прежде всего брать ответственность за судьбу людей, которые в тебя поверили, а не рассказывать "сказки" о прекрасной новой жизни.

Однако на этом трагедии не закончились. Суварин устроил диверсию, в результате которой несколько человек оказались под завалом в затопленной шахте. Среди них были Шаваль, Этьен и Катрин. Шаваль был убит Этьеном в схватке, Катрин умерла, не дождавшись освобождения. Спасти смогли только Этьена. Двенадцать суток пробивались к ним товарищи. Прорубаясь к Катрин, погибает старший из детей Маэ - Захария.

Вдова Маэ осталась без мужа, Захарии и Катрин - основных кормильцев. У неё на руках трое маленьких детей, тринадцатилетний Жанлен, который из-за травмы может работать лишь на самой лёгкой, а значит низкооплачиваемой работе, старик Бессмертный, у которого после смерти сына отказали ноги и помутился рассудок. После убийства Сесиль Грегуар его лишили пенсии. Что остаётся женщине? Идти работать в шахту за 30 су в день. Когда-то она говорила, что плюнет в лицо тому, кто согласится уступить хозяевам и спустится в шахту. А теперь вынуждена сама отречься от своих слов, чтобы прокормить свою семью. И осознание этого мучительнее голода и потери близких.

-4

И всё же рабочие после забастовки уже не те, что были прежде. Хотя условия жизни их не изменились, изменилось их мышление, их отношение к своему положению. И надо отдать должное Этьену, в этом и его заслуга тоже. Вероятно, поэтому провожая его, многие рабочие забыли уже своё желание побить его камнями и крепко жали ему руку, даже вдова Маэ.

Признаюсь честно, здесь я не согласна с автором. Вообще, то что Этьен уезжает в Париж, чтобы делать политическую карьеру, меня несколько огорчило. Простите, но не могу не съязвить, что языком болтать - не уголёк рубать. И как-то быстро он, исключительно на мой взгляд, оправился от чувства вины. Я не считаю, что он должен заниматься самобичеванием, но, по-моему, остаться с товарищами, разделив их тяжкий труд было бы честнее. Хотя, возможно, с его репутацией дорога на шахту была ему закрыта. С другой стороны, смутьяном ведь считали Раснера, а не его.

Если, по-вашему мнению, я что-то не увидела или не поняла, поправьте меня, пожалуйста.

И наконец, не могу не затронуть название романа. Сначала я предполагала, что это имя одного из героев. Потом была мысль, что это название одной из шахт. Не встретив этого слова в тексте, я отправилась за разъяснением в интернет. Узнала, что Золя перебрал около 20 названий, прежде, чем остановиться на "Жерминаль". Это слово обозначает весенний месяц во французском революционном календаре, а также росток, побег. Название символично и очень подходит к произведению, в котором описываются первые ростки революционного движения рабочих.

-5

Роман, вышедший в 1885 году, имел огромное влияние и был грандиозным событием. Конечно, я не, знающая никогда таких проблем и живущая совершенно в другое время, воспринимаю его по-другому. Мне очень понравилась мысль Алексея, автора канала "Неправильный книголюб", который сказал, что если четыре человека прочитают одну книгу и станут её пересказывать, то это будет четыре разных книги, потому что каждый отметит в ней что-то своё.

Не считаю, что эту книгу должен обязательно прочитать каждый. Её надо читать исключительно по собственному желанию. Книга сильная, проникающая глубоко в сердце. Что для меня в ней главное? Во-первых, сострадание. Никогда нельзя быть глухим к чужой беде и боли. Во-вторых, пример Этьена. Для того, чтобы быть лидером нужны хорошие знания и взгляд в перспективе, а не только размытые представления и благие намерения, которыми, как говорится, вымощена дорога в ад. Да и тщеславие - не лучшая мотивация. Подумала, что "этьены" есть и сейчас. Те, кто стремятся сделать политическую карьеру, стать вожаком, пусть и не революционного движения. Толпу завести намного легче, чем удержать. Особенно страшно, когда катализатором становится ненависть.

Хочу поблагодарить всех, кто оставил комментарии под предыдущими публикациями, посвящёнными этому роману. не все сегодня успела прочитать, но завтра всё дочитаю и отвечу. Буду рада и новым комментариям. Также хочу завтра обсудить с вами отдельных персонажей этого произведения. Как видите, сильно оно меня зацепило.

Так что, продолжение следует...