Найти тему
434,4K подписчиков

Просто тыловой. (Приквел 3)

762 прочитали
Когда поймаешь ритм службы - становится легко. Спустя неделю-полторы уходит боль в мышцах, привыкаешь к распорядку, к питанию, да ко всему, вот и я привык.

Когда поймаешь ритм службы - становится легко. Спустя неделю-полторы уходит боль в мышцах, привыкаешь к распорядку, к питанию, да ко всему, вот и я привык. Все мы слышали выражение о том, что армия делает из мальчика мужчину. Как по мне - оно в корне не правильно: армия предоставляет испытания, которые в гражданской жизни не встретишь, а остальное уже зависит от конкретного человека. По большему счету не мне судить: я избежал притеснения старослужащих в начале, а потом вообще свалил в штаб, но кое-чем хочу поделиться, с вашего позволения.

Как вы помните, командиры отделений были назначены из добровольцев нашего призыва. Спустя время настал день, когда кто-то из них оступился (этот момент тоже стерся из моей памяти, но что-то вызвало недовольство и внимание к этому вопросу нашего ротного). Выразив негодование громкими криками перед строем, он пообещал переназначить командиров отделений.

В нашей роте служил тихий спокойный парень, он в отрочестве окончил Суворовское училище, но дольше по военной специальности не пошел, поэтому в срок попал под призыв. Хороший вежливый человек, всегда помогал ребятам в мелочах службы, от такого не ждешь подлянки. Но, ваш покорный слуга счастливчик, которому подлянки могут прилететь с самых неожиданных направлений. Наш летеха не долго думая назначил этого экс-кадета командиром отделения, что было отличным решением - опыт у него был. Проблема в том, что ротному нужно было еще пять командиров отделений и, с подачи этого суворовца, я стал одним из них. Когда привычный уклад службы ломается и тебя выдергивают из строя, назначая командиром - это неприятно, особенно для меня. Отвечать за полтора десятка парней, командовать... Кому-то такое понравится, не зря были добровольцы на эту должность, это обеспеченное звание, некоторые поблажки, но и повышенная близость и внимание начальства, что меня откровенно пугало.

Примерно в это же время наши старички ушли на дембель, остался один младший сержант на контракт и прислали еще одного сержанта, также младшего. Это был кавказец (напомню о моей неумении определять нации), подтянутый, с ровно отглаженной формой, он был идеальным воплощением сержанта. Веселый и строгий в точно нужные моменты, он обладал широчайшим багажом знаний об армейской службе. Мне запомнился случай: как-то, при чтении учебного материала, на задней парте пара ребят шушукались между собой, так он мгновенно схватил служебное кепи, метнул его в них, и попал козырьком прямо в лоб одному из возмутителей спокойствия. Это было как показательное выступление ниндзя) К слову, он периодически прерывал скучный материал зачитыванием шуток из телефона, в общем мне нравился его стиль. Это был неравнодушный человек, он даже взял своеобразное шефство надо мной, когда я стал командиром, объяснял тонкости командования, обращал внимание на ошибки, был почти как старший брат. Назовем его мл. сержант Жеребец.

Но, вернемся к командования отделением. Это были смешанные чувства: контролировать и отвечать за молодых пацанов - это как отвечать за детей, вечная головная боль. Также обязанностью командиров отделений было заступать дежурным по роте. Как по мне - дневальным намного проще: помыл располагу, постоял на тумбочке, на разводе голову повыше поднял - вот и все дела, я бы не отказался. Хотя, я могу быть предвзятым: дневальным я ни разу не заступал, сразу пришлось дежурным. Это и общение с дежурным офицером по части, ответственность за роту в сутки дежурства. Поводов понервничать хватало, особенно для того, кто изначально хотел держаться подальше от начальства. Хотя и положительные моменты были, что уж тут: когда ведешь роту на прием пищи (через плац), обязательно надо было пару кругов по нему навернуть с простейшими командами. Это был незабываемый момент, когда ведешь восемдесят парней, орешь * раз! раз, раз два три, команда! * и рота оглушает тебя своим ревом *счеееет и раз! *, начиная печатать строевой шаг. Выдерживаешь время - *команда! *, рота - *счеееет и два! * - переходит на обычный шаг. Что-то в этом было, аж волосы на затылке дыбом вставали, может от такой незамысловатой власти над большинством?

Зачастую мы не замечаем моментов, когда обстоятельства могут нас поменять, в основном это происходит постепенно, незаметно для нас самих. Мне же к счастью (или к несчастью?) удалось ухватить этот момент. Был у нас в роте очень мерзкий парнишка, от него были одни проблемы: то подставит роту, покурив в неположенном месте, то в туалете оставит грязь, как-то так вышло, что он часто косячил. Это был сутулый парняга среднего роста с мелкими зубками, назовём его Крысюк. В один день он снова что-то отчебучил и именно в этот день (с вечера) я заступал дежурным. Так вот, Жеребец в качестве наказания, поставил его единственным дневальным (по штату полагается два), наказав мне следить за ним, чтобы все было отмыто (в частности унитазы), а в остальное время чтобы боец стоял на тумбочке. Уточню немаловажный момент, что на утро моего дежурства приходился день посещения и ко мне должна бала приехать моя подруга. Что такое приезд подруги? Не попадавшие в подобную ситуацию, как армия, не поймут. Когда ты постоянно голоден, то лишняя горбушка на раздаче - повод для отличного настроения, когда нет доступа к сладкому, то пайка раз в неделю из горсти карамелек - радость, когда ты заперт с чужими людьми, то встреча с близким человеком - эйфория, от которой кружится голова. Я это к чему: если что-то пойдет не так в моем дежурстве, то свиданки мне не видать. И вот, рота ложиться спать, Крысюк стоит на тумбочке, я сижу, изучаю в который раз, устав. Стоит он уже час с небольшим, я решаю, что пора бы отправится ему на уборку туалета, для уборки казармы есть более подходящее время, как вы понимаете. Я подхожу сменить его на тумбочке (на неё были направлена камера, через которую смотрел дежурный по части, поэтому пустовать она не должна) и говорю отправляться чистить туалет, акцентируя внимание на унитазах. Мистер Крысюк говорит, что нет, он не будет этого делать. В гражданском обществе мы с таким почти не сталкиваемся, я имею ввиду не принуждение кого-то к чистке толчка, а возможность кого-то заставить сделать что-то воздействием, которое во многом зависит от твоей решительности и безжалостности. В тот момент я подошел к нему, обхватил его рукой за затылок, и сказал, что, если он всё идеально не почистит, то почищу я, но уже непосредственно им. В тот момент я был, видимо, очень убедителен, он все убрал, наутро никаких проблем не было. Далеко не горжусь этим случаем, это был первый шажок к изменению, которое может дать армия: определенная власть с одной стороны и пряник с другой, а ширину этой власти для достижения пряника ты определяешь сам, это кружит голову в моменте и пугает спустя годы.

В нашей роте служил парень, редкий добряк. Он был крепкий, широкоплечий и, как многие крепыши, очень добродушный. Его тоже поставили командиром отделения, уже после моего ухода в штаб и он стал ярким примером для меня влияния армии на человека, он стал тем, кем мог бы стать и я. Когда я приехал подписывать в часть документы, примерно за полторы недели до демобилизации, то прошелся по части. На плацу этот добряк тренировал свежее пополнение, когда я подходил, его отделение отжималось. Напомню, что прошел год, в течении которого он варился в этой части, а я прохлаждался в штабе. В армии есть счет упражнений, который не встретишь больше нигде, это раз, два и полтора. Служившие поймут, для остальных объясню: это простейший счет для простых упражнений (приседаний, отжиманий), где раз - нижняя точка упражнения (опускание тела), два - верхняя - это подъем, а полтора - это среднее положение, когда человек должен замереть в полуприсяде при приседании, либо с полусогнутыми локтями при отжимании, самое напряженное состояние, как вы понимаете. Держит его солдат до тех пор, пока не прозвучит следующая команда, что чем дольше - тем сложнее. Так вот, я иду к плацу, отделение замерло в положении полтора при отжимании. Солнышко печет, они стоят. Минуту, полторы, две... Один паренек не выдерживает и падает грудью на асфальт. Что же делает его командир, что мне запомнился добрым увальнем с приятной, немного застенчивой улыбкой? Он подбегает и бьет ногой под ребра этому бойцу. В тот момент я не знал, как поступить, мыслями я уже был дома, даже не подумал вмешаться. Но, спустя время понял, что вполне мог оказаться на месте этого добряка. Мелкая власть, поощряемая командирами, похожа на слабую кислоту, которая подтачивает твои моральные ценности постепенно, незаметно на протяжении времени. Мы в мелочах сдаем позиции в угоду обстоятельствам, а в итоге меняемся, иногда необратимо.

Пост автора 1Comediant1.

Комментарии