Найти тему
Авто Энциклопедия

Похищение строптивого. Отец "Урала" и "Днепра" - тяжелый армейский мотоцикл М-72(Часть вторая)

Начало тут

Несмотря на войну и эвакуацию заводов, Родина требовала мотоциклов. И ей их дали! Рабочие смены на оборонных предприятиях длились по 10-12 часов, работали в основном, женщины и дети. Производство в Ирбите было развернуто, буквально, с колес - М-72 собирали из вывезенных, уже готовых запчастей и отправляли на фронт. Там, формировались и воевали целые подразделения - мотоциклетные батальоны и полки.

Позаимствованный у немцев, тяжелый мотоцикл М-72, поначалу был в меньшинстве. В основном, мотоциклетные полки использовали импортные модели мотоциклов, закупленные у союзников - ныне легендарные Indian и Harley-Davidson. Однако, вскоре, к машинам производства завода в Ирбите, добавились выпускаемые в Горьком, на заводе "Красная Этна". Именно туда было эвакуировано оборудование из Харькова и Ленинграда. Постепенно, процент М-72 на фронтах начало расти.

-2

Доподлинно неизвестно, как реагировали немцы, встречая своих советских оппонентов на мотоциклах, почти точь-в-точь похожих на их собственные BMW R71 и наоборот...Вероятно, удивлялись и те и другие. Также, вероятнее всего, трофейные машины пополняли парки по обе стороны фронта, где они воевали бок о бок со своими иностранными братьями.

-3

За время войны, на предприятиях СССР было изготовленно около 17 000 тяжелых мотоциклов М-72. Несмотря на то, что образ немецкого мотоциклиста более знаком публике по фотографиям и фильмам, к концу войны, советский боевой мотоцикл на дорогах войны был не менее распостранен. Он использовался самым широким образом - от разведки до артиллерии. В коляске, зачастую, перевозили не только пулеметы, но и минометы, противотанковые ружья, фугасные огнеметы и боеприпасы. Многие М-72 воочию видели падение Германии и встретили Победу в Берлине.

-4

После войны, производство мотоциклов М-72 продолжилось. Предприятия вернулись на свои родные площадки, впрочем, оставив после себя мотоциклетные линии во многих городах, приютивших их во время войны. В 1951 году, выпускать М-72 начал еще и Киевский мотоциклетный завод. С дефицитом двухколесной техники в войсках было покончено. После того, как был сделан и солидный запас - было принято решение запустить ветерана в свободную продажу. Начиная с 1955 года, гражданский вариант тяжелого армейского мотоцикла можно было купить любому советскому человеку. Правда, было одно но... Купленный М-72 нужно было поставить на учет в военкомате и быть готовым к его реквизиции в случае начала новой войны.

-5

Каждый завод выпускавший М-72, пошел своим путем. На одних, мотоцикл прошел множество модернизаций, на других - стал прототипом для новых моделей. Самой известной метаморфозой бывшего BMW R71, стало превращение М-72 в известный каждому россиянину мотоцикл "Урал". Произошло это в 1961 году, на Ирбитском мотоциклетном заводе. Потомки этого "Урала" выпускаются там до сих пор. Еще одно знаковое превращение произошло в конце 60-х, на Киевском мотоциклетном заводе. Там, после многочисленных трансформаций М-72, на свет появился "Днепр". Этот мотоцикл и его потомки, были не менее известнымы, чем их уральские собратья и выпускались до 2012 года.

-6