Найти в Дзене
Карамелька

И так бывает...

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с обманом, мошенничеством. Одну такую историю, косвенной участницей которой довелось мне быть, сегодня почему-то вспомнила, и захотелось поделиться.

Это произошло в начале восьмидесятых годов. Тогда мы проживали в общежитии, которое принадлежало тресту столовых, то есть все работали в сфере общественного питания. Были среди молодых девушек повара, официантки, кассиры, посудомойки и представители других профессий.

Дружила я тогда с девушкой Валей, на то время она была замужем, находилась в отпуске по уходу за ребенком, и за неимением другого жилья, занимала вместе с семьей комнату в общежитии.

И была у неё подруга Надя, к которой я не имела никакого отношения, ну, конечно, в лицо знала, но пообщаться так ни разу и не пришлось. И работала эта Надя в городской столовой, была кассиром. Я думаю, что многие помнят, как было организовано обслуживание тогда. Длинная раздача, вдоль которой двигаются люди с подносами, набирают себе на поднос понравившиеся блюда, а потом подходят к кассе, где стоит непременная табличка: Вас обслуживает кассир, и обязательно указывались имя и фамилия.

И вот однажды, в этой столовой раздался телефонный звонок, женщина попросила позвать Надежду, как её зовут, она подглядела, как раз на такой табличке.

А в те годы был дефицит разных товаров, чтобы что-то достать более – менее приличное приходилось побегать по магазинам, выстоять длиннющую очередь, или переплачивать.

И вот совершенно незнакомая женщина звонит Надежде, и говорит ей, что у неё есть возможность доставать дефицитные вещи, и она предлагает девушке зимние кроссовки всего за шестьдесят рублей, есть только одно условие – деньги вперед. Так же она спросила, может быть есть ещё желающие среди Надиных знакомых купить кроссовки.

Надя на радостях тут же согласилась, и поделилась с Валентиной. Та тут же загорелась желанием приобрести новую модную обувь. Но у неё на этот момент денег не оказалось. И вот приходит она ко мне с просьбой одолжить ей шестьдесят рублей на покупку.

Я же попыталась отговорить подругу, мне было непонятно желание совершенно незнакомого человека помочь с приобретением дефицита. Но Валя не слушала никаких доводов, желание обладать кроссовками заглушило голос разума.
Более того, деньги нужны были немедленно, так как эта незнакомая благодетельница уже взяла такси, и ехала за деньгами.

Проявила я в тот момент слабость характера и не смогла отказать подруге, хоть такая сумма была в то время половиной моей зарплаты, а я одна воспитывала ребенка, и рассчитывать на чью-либо помощь не могла. В отличие от той же Валентины, у которой муж работал на заводе, и получал неплохую зарплату.

Продолжение истории не трудно предугадать, девушки не увидели ни кроссовок, ни денег, хоть женщина (её имя напрочь стерлось из моей памяти) написала подругам расписки, якобы взяла эти деньги в долг.

Она никуда не пропала, просто на требования вернуть деньги обещала сделать это завтра, послезавтра или на следующей неделе.

Самое обидное, что из-за неумения отказывать, пострадавшей стороной оказалась и я. Так как подруга тоже не торопилась возвращать мне долг, объясняя это отсутствием денег и обещая отдать сразу же, как с ней расплатится продавщица кроссовок.

И в один прекрасный день мое терпение лопнуло, и я стала настаивать на возврате долга. Мы договорились в ближайшую субботу нагрянуть к этой должнице домой и потребовать деньги.

К тому времени, мы уже кое-что знали об этой женщине, что у неё трое детей, причем от разных мужчин, что она любит проводить вечера в ресторанах, заводить новые знакомства, и, что она должна не только нам одним. Оказывается, ей удалось обмануть многих, и не только, например, официантов и кассиров. Она влезла в доверие даже к директору ресторана, тоже пообещав достать что-то дефицитное.

Мы втроем, очень решительно настроенные, пришли к ней домой в субботу вечером часов восемь. Увиденное потрясло меня до глубины души. Жила она в небольшой комнате, метров четырнадцать, не больше, где с трудом помещалось только самое необходимое.

Такие дома мы тогда называли гостиничного типа: коридор и по бокам комнаты, общая кухня, душ, туалет. Проживало там семей шесть.

Но это не главное, тогда многие из моих знакомых жили в подобных условиях. А вот то, что дома были одни дети, а мамаша отсутствовала… Мальчишке было всего лет семь-восемь, но он оставался за старшего, девочка лет трех – четырех уже спала на диване, а посередине комнаты в детской коляске спал младенец. Иногда он начинал хныкать, тогда мальчик просто тихонько покачивал коляску. Мы сидели на диване, вели себя очень тихо, боясь разбудить детей. Вот это и было самым удивительным: маленькие дети казались такими самостоятельными, привыкшими к отсутствию матери, даже трехмесячный малыш ни разу не расплакался.

-2

Мать явилась только к часу ночи в красивом вечернем платье, от неё слегка пахло алкоголем. Увидев нас, она даже не смутилась, вела себя вызывающе, на все претензии нагло заявляла: денег нет. Предлагала в качестве залога отдать свидетельства о рождении детей.

Так и ушли мы не солоны хлебавши, ничего не добились, поднимать шум при спящих детях, конечно, не стали. Я подбивала Валентину схватить и унести нарядное платье со спинки кровати, (женщина переоделась сразу же, как пришла), как говорится, с паршивой овцы хоть шерсть клок, но и на этот поступок мы не решились.

В тот раз я видела эту особу первый и последний раз: невысокого роста, худенькая, с бегающими хитрыми глазами. Я не могла понять, как она умудряется влезать в доверие к людям. Мне показалось, что даже её взгляд выдает в ней лживую и неискреннюю натуру.

Для тех, кто посочувствует матери – одиночке с тремя детьми, попытается оправдать её поступки, мол, жизнь заставила – детей кормить нечем. Скажу сразу, своими глазами видела лежащие на столе корешки от полученных переводов. Отцы детей исправно платили довольно приличные алименты. Не знаю, выходила ли она замуж, но мужчины, как на подбор, были порядочными, от детей не отказывались.

Чем закончилась эта история? Был суд, и решение – выплатить долги, расписки – то были. А вот выплатила она в конце – концов или нет, я даже не знаю.

Просто года через два, в городской газете, я наткнулась на объявление – обращение милиции, что по делу такой-то мошенницы заведено уголовное дело, всех пострадавших просят обратиться в такой-то кабинет.

А от подруги мне пришлось еще долго ждать возврата долга, наверно, не меньше года. И мы с сыном, и они с мужем получили комнаты от своих организаций и выехали из общежития, поселились в разных концах города. Пока я сама однажды не набралась наглости и не приехала к ним по новому месту жительства, придумав какую-то причину, что мне срочно потребовались деньги.

Вот так бывает.