Найти тему
Блог Энмеркара

Вселенский Фатум

Как мы уже говорили, одной из ключевых гностических идей было представление о «порабощенности», несвободе человеческой души в ее воплощенном состоянии. Гностики считали, что душа подчинена космическим силам, поскольку  происходит от этих космических сил. При этом сам космос воспринимался как злое творение,  и поскольку душа представляет психокосмос, через душу сам «мир» проявляется в человеке, и психика человека — естественная сцена злой деятельности, а его самость находится во власти сил, которые она не может контролировать.

Эти силы могут рассматриваться как действующие извне, но они могут так действовать лишь потому, что у них есть аналог в пространстве человеческого сознания, способный подвергнуться их влиянию.

-2

Это тираническое правление злых сил называется «гемарменом» (Εἱμαρμένη) или Вселенским Роком. Оно выражено в законах природы и на человека, как правило, воздействует негативно, порабощая, «заземляя» его в «низших» мирах и уровнях существования. Гемармен представляет собой правление, которое космические правители осуществляют над людьми через них самих, и его проявлением представляется человеческий порок любого рода, а его общая идея – «низведение» духовной, божественной «искры» в мир и порабощение ее там.

В гностицизме «гемармен» — это сила, которая управляет Вселенной и судьбой всех вещей. Сам термин образован от причастной формы греческого глагола μείρεσθαι (meiresthai, «получать свою долю»), который происходит от того же корня, что и Мойра («судьба»).

-3

Можно сказать, что гемармен – это убежденность сознания в реальности материального мира и во власти бытия – над сознанием. Всякий раз, когда сознание «оплотняет» мир, просыпается, определяет законы своего существования и рамки своего воплощения – оно попадает во власть Вселенского Фатума. Поэтому гностики и говорили, что гемармен реализуется через законы природы: именно убежденность в их реальности, незыблемости, окончательности и создает «мир яви», являющийся одновременно полем проявления «Божественной искры» и ее темницей.

На развитие гностической концепции гемармена, очевидно, повлияли несколько источников, в частности, стоическая философия, подчеркивавшая идею универсального и детерминированного космического порядка, управляющего судьбой всех вещей. Стоики считали, что все, что происходит в мире, предопределено судьбой и что человек не может избежать своей судьбы. Другим возможным влиянием были эллинистические мистические религии, которые были популярны в средиземноморском мире в то время, когда возник гностицизм. Эти школы часто включали сложные космологии и мифологии, которые, возможно, давали гностикам основу для их собственных представлений о природе Вселенной. Кроме того, на концепцию гемармена могли повлиять еврейские и христианские представления о судьбе и предопределении, которые также были распространены в древнем мире.

-4

В гностической мысли гемармен рассматривается, прежде всего, как космическая сила или явление, действующее независимо от какого-либо конкретного божества или создателя. Он рассматривается как естественный аспект материальной Вселенной, который управляет судьбой всех существ и вещей. Гемармен – это «сила реальности», прочность проявленного существования, поддерживающего себя.

В то время как одни гностические группы полагали, что гемармен был одним из инструментов, используемых демиургом для поддержания своего контроля над людьми, другие рассматривали гемармен как нейтральную силу, действующую согласно законам природы.

-5

Некоторые школы считали, что гемармен не был создан каким-либо конкретным существом или сущностью, а скорее является фундаментальным аспектом самой Вселенной. При этом гемармен обычно рассматривается как негативная сила, которая удерживает людей в ловушке материального мира и мешает им достичь духовного просветления. В то же время, гностики  верили, что у людей есть потенциал освободиться от ограничений гемармена и достичь более высокого и свободного уровня сознания.

Однако большинство гностических школ считали гемармен произведением и инструментом архонтов — злонамеренных духовных существ, правителей, ответственных за поддержание материального мира и пытающихся удержать людей связанными с физическим царством. Архонты всеми гностиками рассматриваются как отрицательная сила, которая активно работает, чтобы удерживать людей в состоянии невежества и рабства. Можно сказать, что архонты переводят некоторые аспекты виртуального пространства – в реальность именно посредством гемармена, внушая людям идею «реальности», ее прочности и объективности.

-6

Согласно такой космологии, гемармен является одной из нескольких низших сил или инструментов порабощения, созданных архонтами для контроля и управления материальным миром. Эти низшие силы рассматривались как источник страданий и беспорядка в мире, и считалось, что они противостоят божественной искре или духу, который обитает (точнее, спрятан, заключен) в людях.

По словам текста «Реальность Архонтов», «Злой бог», демиург Иалдабаоф

«пожелал получить власть (управление) над способностью мыслить… Он принял решение вместе с архонтами: они породили Гемармен, и через меры, периоды и времена они сковали богов на небесах [планетах и звездах], ангелов, демонов и людей, так что все они попали под его узы, и он [Гемармен] господствует надо всем: злой и извращенный замысел!»

-7

В этой системе взглядов считали, что архонты используют гемармен как средство поддержания своего контроля над материальным миром, посредством сил и деятелей природы связывая людей судьбой, предопределением, роком, и не позволяя им достичь духовного освобождения.

При этом принципиально противоположной гемармену концепцией выступала идея плеромы. Мы уже упоминали, что сам термин «плерома» происходит от греческого слова, означающего «полнота» или «изобилие». В гностической мысли плерома — божественное царство, которое характеризуется совершенным единством, гармонией и духовной полнотой и рассматривается как высший уровень существования. Гемармен же, как мы поняли, представляет силы, которые связывают людей с материальным миром, которые люди должны превзойти, чтобы достичь спасения, в то время как плерома представляет «изначальное» и «целевое» идеальное духовное состояние.

-8

Можно сказать, что точно так же, как плерома представляет собой совокупность всех созидательных, просветляющих и освобождающих сил, гемармен выражает сумму всех порабощающих и сковывающих сознание влияний.

В ряде гностических текстов плерома прямо изображается как находящаяся в конфликте с гемарменом, причем первая стремится освободить людей от второго. Плерома видится источником спасения, а гемармен — источником страдания и невежества.

-9

Отметим, что термин «гемармен» иногда используется и в астрологии для обозначения концепции судьбы или фатума. В этом контексте гемармен рассматривается как предопределенный аспект жизни человека, который отражается в положении и движении планет и других небесных тел в момент их рождения. Некоторые астрологи считают, что гемармен представляет собой влияние прошлого на настоящее и что оно связано с идеей кармы или закона причины и следствия. Они могут интерпретировать гемармен как отражение прошлых действий человека, которые привели к его нынешним обстоятельствам и проблемам. Однако важно отметить, что понятие гемармена в астрологии не обязательно идентично его использованию в гностицизме или других философских или религиозных традициях.

В то же время, в астрологии «гемармен» не является общеупотребительным термином, там чаще используется термин «гамартия», происходящий от греческого слова «ошибка» или «нарушение». В астрологии гамартия означает образ поведения или обстоятельства, которые заставляют человека неоднократно совершать одни и те же ошибки или испытывать одни и те же проблемы в своей жизни. Понятно, что это связано с идеей кармы и рассматривается как результат прошлых действий и выборов.

-10

В гностицизме же «гамартия» — это аналог концепции «греха». Хотя это не центральное понятие в гностицизме, ряд учителей и школ использовали этот термин в своих трудах или учениях, а идеи о грехе, несовершенстве и ограниченности материального мира, безусловно, имеют отношение ко многим аспектам гностической философии и практики.

Хотя концепции гамартии и гемармена в гностической мысли не идентичны, между ними есть значительное сходство. Они обе включают идею предопределенной судьбы, рока, который формируется прошлыми действиями, убеждениями и выбором. При этом так же, как в астрологии гамартия рассматривается как нечто, что можно преодолеть или превзойти посредством осознания и личностного роста, в гностицизме гемармен рассматривается как негативная сковывающая сила, которую можно и нужно преодолевать.

-11

Гностики считали, что путь к преодолению гемармена лежит через приобретение божественного знания или гнозиса, которое позволит человеку преодолеть ограничения материального мира и достичь духовного освобождения.

Мы уже обсуждали, что, это божественное знание или гнозис не является чем-то, что можно получить с помощью традиционных религиозных практик или исследований, а скорее через прямое откровение из более высокого духовного «измерения». Это откровение часто рассматривалось как форма мистического опыта или духовного пробуждения, которое позволяет человеку увидеть мир по-новому и понять истинную природу существования.

-12

Считали, что посредством этого процесса гнозиса и духовного пробуждения люди могут преодолеть негативное влияние гемармена и достичь состояния духовного освобождения или просветления. Это часто считалось конечной целью гностической практики и рассматривалось как способ избежать цикла реинкарнаций и достичь состояния вечного блаженства в духовном мире — плероме.

В гностических школах было разработано множество практик и воззрений, которые рассматривались как средство приобретения божественного знания или гнозиса, необходимого для преодоления гемармена и достижения духовного освобождения.

-13

Среди таких воззрений и практик:

  • Дуализм: материальное состояние рассматривалось как изначально ущербное и несовершенное, а духовное царство считалось совершенным и божественным. Это дуалистическое мировоззрение послужило основой для многих гностических практик и верований, включая стремление к духовному знанию и отказ от материального мира.
  • Мистический опыт: гностики считали, что прямое откровение из высшего духовного царства необходимо для достижения гнозиса и духовного освобождения. Это откровение часто принимало форму мистического опыта или духовного пробуждения, которое позволяло человеку увидеть мир по-новому и понять истинную природу существования.
  • Аскетизм: многие гностики считали, что стремление к духовному знанию требует отказа от материальных желаний и строгого соблюдения аскетических практик. Это часто включало пост, безбрачие и другие формы самоотречения, которые рассматривались как средство очищения души и достижения состояния духовной чистоты.
  • Ритуалы: гностики практиковали множество ритуалов и церемоний, которые рассматривались как средство соединения с божественным и достижения состояния духовного просветления. Эти ритуалы часто включали использование символических предметов, таких как свечи, благовония и священные тексты, и проводились в частном порядке или в небольших группах.
-14

В целом гностические практики, которые рассматривались как средство преодоления гемармена и достижения гнозиса, были разнообразными и сложными и часто включали в себя сочетание духовных, аскетических и мистических практик.

Одним из примеров подобной практики было использование созерцательной молитвы или медитации. Эта практика включала сосредоточение ума на определенной мантре или фразе и погружение в опыт молитвы или медитации. Так, гностический учитель Валентин обучал форме созерцательной молитвы под названием «Брачный чертог», которая была разработана, чтобы помочь людям соединиться с божественным и достичь состояния духовного просветления. Эта практика включала в себя визуализацию себя женихом или невестой, которых ведут в мистическую комнату, где можно соединиться с божественным присутствием. Валентин считал, что с помощью этой практики люди могут преодолеть негативное влияние гемармена и достичь состояния духовной чистоты и просветления. Он также считал, что эта практика необходима для достижения более глубокого понимания божественной природы себя и Вселенной.

-15

Использование такой визуализации, как техника «брачного чертога», имеет некоторое сходство с тантрическими практиками в индуизме и буддизме. Как в гностической, так и в тантрической традициях использование визуализации рассматривается как средство доступа к божественному и соединения с ним, а также достижения состояния духовного освобождения или просветления. В обеих традициях это часто включает визуализацию себя как определенного божества или архетипа, часто с сексуальными аллюзиями, и такая визуализация используется в качестве фокуса для медитации или созерцания.

При этом использование созерцательной молитвы или медитации было лишь одним из вариантов практики, использовавшейся гностиками для преодоления гемармена и достижения гнозиса. Другие практики включали аскетизм, мистический опыт и изучение эзотерических текстов и учений. При этом Ритуалы, используемые гностическими группами, также сильно различались, и не существовало единого гностического ритуала, направленного на приобретение гнозиса.

-16

Один из примеров такого ритуала, был описан раннехристианским писателем Ипполитом в его работе «Опровержение всех ересей». Этот Ритуал практиковался школой сифиан и включал в себя сложную систему действий, визуализаций и заклинаний, направленных на достижение состояния духовного просветления и единения с божественным. Согласно Ипполиту, сифиане верили, что душа заперта в материальном мире и что с помощью своих ритуальных практик они могут подниматься по различным уровням реальности, пока не достигнут высшего духовного царства. Сам ритуал включал использование различных символических предметов, таких как лампы, зеркала и яйца, а также чтение определенных заклинаний и молитв. Участники также выполняли различные физические движения и жесты, такие как вращение и вытягивание рук, чтобы облегчить поток духовной энергии. С помощью этих практик сифианцы достигали состояния духовного просветления и единения с божественным. Они верили, что это состояние гнозиса характеризуется глубоким чувством единства и неразрывности со всеми вещами, и позволяет превзойти ограничения материального мира и достичь более высокого состояния бытия.

-17

Таким образом, во многом концепция гнозиса похожа на концепцию просветления в других духовных традициях. Оба термина относятся к состоянию духовного прозрения или осознания, которое выходит за рамки обычного знания и понимания.

Гнозис — это прямое опытное знание божественного, которое считается ключом к духовному освобождению и спасению. Это знание не просто интеллектуальное, но также эмпирическое и трансформирующее, позволяющее человеку заглянуть за пределы иллюзий материального мира и увидеть божественную реальность, лежащую за его пределами.

Такая  идея состояния духовного прозрения или реализации, выходящего за рамки обычного знания или понимания, является общей нитью, проходящей через многие духовные и религиозные традиции, но гностики довели ее до максимального практического выражения.

-18

Источник: Блог Энмеркара
Книги Энмеркара - https://masters-heart.org/knigi-enmerkara
Подписывайтесь на наш телеграмм канал "
Сердце Мастера", чтобы следить за активностью.