63,9K подписчиков

Интервью с Еленой Михалковой: Мне всегда хотелось писать такие детективы, чтобы читатели хотели к ним вернуться

4,6K прочитали

Елена Михалкова — один из лучших авторов современных отечественных детективов и моя любимая писательница. Можете представить мои ощущения, когда она согласилась ответить на вопросы интервью. Но удовольствие, которое я получила, читая её ответы, — не знает определений. Оно похоже на то чувство, будто ты дотянулся до звезды — и восторг захлёстывает, и не верится, что всё это правда.

Но вот оно, интервью, есть. Оно перед вами. У вас тоже был шанс задать Елене свои вопросы. А сейчас есть возможность прочитать ответы. Интервью большое, интересное. Садитесь поудобнее и наслаждайтесь. Елена ответила на вопросы искренне, глубоко, от души. Увидите сами. Начинаем!

Елена Михалкова. Фото предоставлено автором
Елена Михалкова. Фото предоставлено автором

1. Вопрос от читателя Максима Максимова: С чего началась ваша творческая писательская стезя?

– С побега от реальности ). Мы с мужем жили в съемной квартире. Моя дочь была тогда совсем маленькой и много болела, я не могла выйти на работу. Начала писать для своего удовольствия и быстро поняла, что этот вид эскапизма как раз для меня. В то время это не было, конечно, писательством, не было даже развлечением. Наверное, самое точное слово, – лекарство. Что-то вроде успокоительного. Пару лет, прежде чем заключить контракт с издательством, я писала только для себя и своей семьи. Моя аудитория в общей сложности составляла не больше пяти человек.

С тех пор я очень сильно верю в целительную силу любимых занятий, будь то выращивание фиалок, коллекционирование наборов «Лего» или изготовление мормышек на обеденном столе. Окажись я в такой же ситуации десять лет спустя, я бы пошла к психотерапевту. Но в то время у меня не было ни такой возможности, ни даже понимания, что такая возможность вообще существует. Я интуитивно выбрала способ, который подходил для меня. Большое счастье, что моя семья меня поддержала.

2. Почему вы стали писать детективы? Это ваш любимый литературный жанр?

Я взялась за детективы по нескольким причинам. Первая – да, вы правы, – в том, что я люблю детектив как жанр. Мне было, наверное, лет десять, когда я взяла с полки какой-то из романов Агаты Кристи – обидно, что я позабыла, какой именно. Но впечатление от книги мне хорошо запомнилось. Знаете, это было похоже на изумительно красивый фокус. Передо мной развернули алый платок и вытащили из него часы, а из них – белого кролика. Я до сих испытываю ощущение детского восторга, когда мне попадается хороший детективный роман.

Вторая причина выросла из моей ошибки. Я решила, что написать детектив будет очень просто: достаточно построить схему убийства, запутать читателя парой ложных ходов – и все получится. На практике это оказалось куда сложнее, чем я считала. Мы заключили с мужем пари. Он должен был отгадать убийцу до последней главы (у него было, кажется, три попытки). Я должна была выстроить сюжет так, чтобы он промахнулся. Я победила ). Мы спорили на бутылку ликера «Бейлиз», и эта пустая бутылка долго пылилась у меня в шкафу как свидетельство моего триумфа. Потом ее разбил кот.

На волне упоения собственной победой я придумала еще один детективный сюжет и начала писать вторую книгу. Потом появилась третья. Мне просто нравилось это делать. Нравилось, что книги читает моя семья, что они просят написать что-то еще. При этом у меня никогда не было писательских амбиций, я вообще максимально далека от издательского мира: по образованию я юрист. Но когда книг накопилось то ли четыре, то ли пять, моя мама втайне от меня отправила их в крупное издательство. Мне позвонили и предложили заключить контракт.

Елена Михалкова. Фото предоставлено автором
Елена Михалкова. Фото предоставлено автором

3. Ваши романы больше, чем детективы. В них есть драматическая составляющая, истории жизни, погружение в тайны прошлого героев. Как можно охарактеризовать жанр ваших книг? Криминальный детектив? Психологический детективный роман? Остросюжетная проза?

У меня всегда были трудности с определением узкой жанровой принадлежности моих книг. Я бы, пожалуй, сказала так: мне всегда хотелось писать такие детективы, чтобы читатели спустя некоторое время захотели к ним вернуться.

Вы ведь наверняка знаете, что детективы считаются одноразовой литературой. Однажды я читала интервью с Борисом Акуниным, и журналист задал ему бестактный вопрос, что-то вроде: «Как вы относитесь к тому, что ваши книги после прочтения выкидывают на помойку». У меня к тому времени была собрана целая полка акунинских детективов, и меня это утверждение ужасно рассердило. Лучшие детективы остаются на книжной полке. Я стараюсь писать так, чтобы и мои оставались.

4. У вас есть как цикловые романы, так и внецикловые. Внецикловых ощутимо меньше. Почему так получается? Планируете ли писать больше внецикловых романов?

Объяснение простое: читатели больше любят цикловые романы. У меня есть два сквозных персонажа, частные детективы Макар Илюшин и Сергей Бабкин. Книги с их участием пользуются большей популярностью.

В свое время я придумала роман о французском лекаре восемнадцатого века, который в силу обстоятельств вынужден расследовать череду преступлений в замке, при котором он поселился. Мне хотелось сделать эту книгу увлекательной, таинственной, романтичной и страшной. С налетом мистики, которая в финале получала бы рациональное объяснение. Я написала такую книгу – она называется «Тайна замка Вержи» – и нас с издателем ждал провал. У меня было задумано продолжение, но из-за плохих продаж первой книги из этого ничего не получилось. Мне встречались читатели, которые говорили мне, что любят «Тайну замка Вержи», и я каждый раз была им очень благодарна за эти слова.

5. Как вы пишите книги? На компьютере или по старинке, ручкой на бумаге? И раз уж мы заговорили о технологиях, какие книги предпочитаете? Бумажные, электронные, аудио?

Всю подготовительную часть работы я делаю на бумаге, только не ручкой, а линером. Схемы, наброски персонажей (обычно они выглядят как червячки с волосами), какие-то базовые заметки… Но пишу всегда только на компьютере. Вернее, на ноутбуке. Так получается намного быстрее и меньше устает рука. Все-таки печатаю я и левой, и правой, а писать от руки умею только одной.

В том, что касается книг, я ужасный консерватор. Аудио-книги не могу слушать совсем, хотя есть прекрасные чтецы с замечательными голосами. Один из таких читает мои собственные книги: Игорь Князев. Но у меня есть персональная фобия: я ощущаю любого актера как лишнюю, мешающую прослойку между мной и текстом. Однако в целом меня очень радует развитие рынка аудио-книг. Я вижу, как мои друзья слушают их в машине или за домашней работой, вижу, как на аудио-книги переходят люди с плохим зрением… Пусть для меня самой это не подходит, но в целом аудио-книги напоминают мне о чудесной традиции чтения детям вслух. По-моему, это так здорово.

Конечно, у меня есть электронная книга. Да, в ней собрана огромная библиотека. Да, можно открыть в любую секунду что угодно, от «Илиады» до «Волшебника Изумрудного города», изменить шрифт, найти нужное место, увеличить яркость и так далее. И все равно электронная книга для меня остается только заменой бумажной. И дело не в пресловутом запахе бумажной книги, не в весе, даже не в ощущении, что у тебя в руках КНИГА. А в особенности моего восприятия: отчего-то тексты на электронном носителе я запоминаю раз в десять хуже, чем на бумаге. Не знаю, чем это объяснить.

6. Вопрос от читательницы bulakhova.nf: Какой у вас любимый герой и любимая книга?

Сложный вопрос!

Я очень люблю своих сыщиков, Макара Илюшина и Сергея Бабкина. Но мой любимый герой, пожалуй, все-таки миссис Норидж. В свое время я написала два сборника рассказов об английской гувернантке, расследующей преступления. Эти книги были данью уважения многим моим любимым английским писательницам, от Агаты Кристи до Джейн Остен. Миссис Норидж отличается здравомыслием, бесстрашием, наблюдательностью, специфическим чувством юмора, – и она никогда не обижает детей. Я ее очень люблю ).

А что касается повестей, мне нравятся «Лягушачий король» и «Кто остался под холмом».

Елена Михалкова. Фото предоставлено автором
Елена Михалкова. Фото предоставлено автором

7. Вопрос и пожелания от Ирины Колесниковой: Хотелось бы узнать, какие фильмы, снятые по вашим книгам, вы считаете наиболее удачными? Хочу поблагодарить за книги, написанные под псевдонимом «Эйлин О'Коннор'». Очень хотелось бы продолжения проекта «Записки на полях», и, конечно же, новых детективных расследований!

Спасибо большое за теплые слова ).

Дело в том, что я не смотрела ни одного фильма, снятого по моим книгам. Пыталась, но у меня не получилось. Я смирилась с тем, что автор видит все совершенно иначе, чем режиссер. Хорошо, что экранизации вообще есть, – просто не я их зритель.

8. Вопрос от LyudMila: В какой степени вы влияете на сценарии экранизаций и нравится ли вам, как подобраны исполнители ролей? И дополнение от меня: какой актёрский дуэт вам больше нравится (Евгений Пронин — Алексей Вакулов или Алексей Секирин и Сергей Колешня)?

Я не только не имею возможности влиять на сценарий экранизации, я зачастую даже не знаю, что съемки фильма по книге закончены и фильм уже вышел в прокат.

Когда я была молодым, совершенно неопытным и довольно глупым автором, я как-то подписала контракт, по которому все права на мои книги полностью переходили издательству, включая право на экранизацию.

То есть именно издательство решало, какой киностудии продать книги. Из-за этого часто получалось так, что я вообще не знала о выходе фильма по моим детективам. Мне об этом рассказывали читатели. Именно так получилось с Первым каналом и сериалом по «Знаку истинного пути».

Потом я поменяла издательство, поумнела и стала подписывать другие контракты. Но ни к сценарию, ни к подбору актеров я по-прежнему не имею отношения.

Что касается актерских дуэтов… Дело в том, что в моей голове Сергей Бабкин и Макар Илюшин выглядят по-другому. Они по-другому говорят, по-другому двигаются, по-другому себя ведут. О тех людях, которых я вижу на экране, когда иногда попадаю на свой фильм по ТВ, мне было бы совсем неинтересно писать.

9. Читаете ли вы отзывы читателей о своих книгах, например, на Livelib? Как относитесь к критике?

Никогда не читаю отзывов нигде. Если только читатель не пришел ко мне в блог и не оставил комментарий, у меня нет шансов узнать, что он думает о моих книгах.

Когда я только начинала публиковаться, менеджер издательства прислал мне целую страницу отзывов – кажется, с Литреса, хотя не уверена, был ли тогда Литрес. В общем, с какого-то публичного ресурса. Не знаю, зачем он это сделал. Среди теплых отзывов на книжку попалось несколько жестких и довольно злых. Как назло, эти комментарии были очень подробными, они были отлично написаны и в, общем-то, там все было по делу. Меня критиковали совершенно справедливо.

От этих комментариев у меня опустились руки. Мне нужно было работать, меня подгонял издатель, а я садилась за ноутбук и ни слова не могла из себя выжать. Когда мне удавалось написать абзац, я перечитывала его и видела, что это все это чудовищно, бездарно, и нужно выкинуть этот текст к черту, а лучше всего выкинуть к черту и меня как автора, чтобы дважды не ходить. Эти комментарии оказались чем-то вроде прожектора, который подсветил все: и меня саму, и мои написанные книги, и ненаписанные тоже. Я замерла, как олень в свете фар, вытаращила глаза и не могла двинуться с места.

В принципе, на этом моя писательская карьера могла бы и закончиться.

Меня спасла случайность.

Я открыла на сайте книгу писателя-детективщика, которым восхищалась. Это была моя любимая книга. Практически безупречный детектив. Прекрасно написанный, остроумный, местами страшный, местами трогательный – очень, очень увлекательный! Образец детектива.

А потом я почитала отзывы под этой книгой. Автора высмеивали, ругали, обличали в заимствованиях, писали, что интрига никуда не годится – и так далее, и так далее.

И меня мгновенно отпустило. Логика была проста: «Если читатели ругают такую отличную книгу, мне вообще грех жаловаться».

Но отзывов я с тех пор так и не читаю )

10. Участвуете ли вы во встречах с читателями? Если да, то где можно посетить встречи с вами? На книжных выставках? В книжных магазинах?

Да, конечно! Несколько раз в году, и обычно такие встречи устраиваются после выхода книги. Я почти всегда участвую в весенней книжной ярмарке на Красной Площади. Обычно анонсирую ее у себя в ЖЖ – там я Эйлин О’Коннор.

11. Как вы относитесь к книжным блогерам? Читаете ли литературные блоги? Насколько их обзоры и рецензии полезны или вредны в вашей работе?

Совсем не читаю – в основном потому, что нет времени.

Елена Михалкова. Фото предоставлено автором
Елена Михалкова. Фото предоставлено автором

12. Сколько часов в день вы работаете над книгой? Устраиваете ли себе выходные? Как любите отдыхать? Делаете ли перерывы между одной книгой и другой?

У меня довольно сложный график. По контракту я должна написать две книги в год. То есть на работу над книгой у меня есть шесть месяцев. Из них месяца два-три сюжет варится в голове. Вызревает. Я хожу и думаю про персонажей, про конфликты, про историю каждого из них. Почти ничего из этого не войдет в книгу, но это подводная часть айсберга, и она мне необходима.

Когда я начинаю писать, первый месяц у меня все идет очень медленно. Но в оставшиеся два месяца разгоняюсь так, что мне приходится максимально закрыть себя от внешних контактов, потому что даже выход в магазин вышибает из нужного состояния. Я работаю часов по десять-двенадцать, делаю перерыв один раз в неделю и этот единственный день провожу в состоянии, близком к растительному: лежу на диване и ем. Смотрю что-нибудь максимально зрелищное и бессмысленное – например, «Форсаж». Или старые боевики девяностых.

На отдых я обычно даю себе две недели, но это всегда самообман. Меньше чем за месяц у меня не получается восстановиться.

13. Вопрос от читательницы Ларисы Залевской: У Вас есть какой-то алгоритм написания повести, или это просто момент наития и вдохновения?

Детектив – это крепко структурированный жанр. Я знаю писателей, которые способны написать детектив по наитию, не зная, куда приведет их следующая глава. Но я так не умею. Я рисую схему, в которую включены все персонажи. Объединяю их стрелками разных цветов. Составляю план сюжета, и всегда, начиная писать, знаю концовку. Иногда с нее и начинаю.

14. Почему авторы лучших отечественных детективов — женщины?

Думаю, в какой-то момент мужчины решили, что детективы – это низкий жанр, не заслуживающий их внимания. А когда они спохватились, поляна уже была поделена.

15. Ваши читатели — люди какого возраста? Важно ли для вас, какая возрастная аудитория вас читает? Учитываете ли вы при написании романов возраст вашего потенциального читателя?

Мне кажется, меня читают люди от тридцати до семидесяти. По крайней мере, читателей именно такого возраста я обычно вижу на встречах ). В процессе работы я учитываю мнение только одного человека: себя. Мне важно написать книгу, которая мне нравится, которая меня увлекает. Я всегда боялась писательского выгорания. Такого состояния, когда ты по-прежнему вынужден писать книги, но тебе это ужасно надоело. Нет ничего хуже нелюбимой работы, и я очень тщательно оберегаю себя от этого – в первую очередь тем, что собственными детективами развлекаю саму себя.

16. Как вы относитесь к литературным премиям? Участвуете ли в них? Почему?

Честно говоря, у меня начисто отсутствует дух состязательности. Поэтому я не участвую в конкурсах. Но за многими премиями, конечно, слежу: за «Большой книгой», например, или за «Ясной поляной». С удовольствием читаю тексты, которые побеждают в «Книгуру» – конкурсе детской литературы.

17. Недавно вышел ваш роман (замечательный роман!) «Перо бумажной птицы». А когда ждать нового романа? О чём он будет?

Спасибо большое ). Новый роман я как раз пишу.

Меня очень увлекает коллизия «хороший человек в плохих обстоятельствах совершает плохой поступок». Одна из самых известных книг с ней – «Преступление и наказание», а одна из моих любимых – «Зима тревоги нашей» Джона Стейнбека. Я придумала историю о том, как хороший человек совершает плохой поступок – и этот поступок необратимо меняет жизни его и его близких. Осталось все это уложить в формат детектива ).

***

Огромное спасибо Елене за замечательное интервью, за искренние неспешные подробные ответы на каждый заданный вопрос. Впрочем, друзья, вы сами всё прочитали. И тут трудно что-то ещё добавить.

Желаю Елене творческого вдохновения, а нам, читателям, новых интересных книг.

***

Меня часто спрашивают, какие книги Елены Михалковой я больше всего люблю. Вот три рецензии, в которых я рассказываю об этих книгах:

Думала обычный детектив, а оказался настоящий роман — о книге Е. Михалковой "Самая хитрая рыба"
Библио Графия6 июля 2020

Спасибо за лайк и комментарий! Подписывайтесь на канал, уже завтра вас ждут новые отзывы о книгах, обзоры и другие материалы.

Подписывайтесь на канал в «ОК», Телеграме, Пульсе, ВК