3,3K подписчиков

Авито собирает биометрию? или нет? Разбор "юридических тонкостей", на конкретном примере.

4,3K прочитали
Здравствуйте уважаемые читатели. Недавно я хотел разместить объявление на сайте Авито.

Здравствуйте уважаемые читатели. Недавно я хотел разместить объявление на сайте Авито. Для этого зашёл на сайт, зарегистрировался, заполнил все строчки для размещения объявления и уверенно нажал последнюю кнопочку, чтобы послать своё объявление в сеть.

Но «не тут-то было», сайт «выдал» мне сообщение, что якобы в моем профиле выявлено «нетипичное поведение» и поэтому мне необходимо пройти проверку по видео «посмотреть в камеру и покрутить головой»!

Способов проверки того, что пользователь не робот и реально существует, и даже способов идентификации и/или аутентификации пользователя существует множество. Но администрация Авито решила использовать для этого «видео с поворотом головы». Как мы знаем именно подобные приёмы используются в различных технологиях (Face Pay, Face Unlock, Face ID и т.д.), в том числе, позволяющих создавать, если применять соответствующие алгоритмы, так называемый «объемный снимок лица».

такое сообщение пришло мне с Авито
такое сообщение пришло мне с Авито

Поэтому, в ответ на такое «интересное» требование я обратился с письмом в службу поддержки сайта Авито, где указал на неправомерность такой попытки получения биометрических персональных данных, сославшись на часть 1 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" в соответствии с которой:

1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

На что получил ответ:

«Запись, которую вы присылаете, не относится к биометрическим данным. Дело в том, что мы запрашиваем её, только чтобы подтвердить ваш профиль и убедиться, что за ним стоит реальный человек. Мы не идентифицируем по видео конкретного человека.»
скриншот ответа АВИТО
скриншот ответа АВИТО

Итак, сервис Авито, не считает такую видеозапись «биометрией». Однако, Закон придает крайне важное значение "изображению лица человека".
В соответствии с частью 4 ст.3
Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных...":

4. В единой биометрической системе размещаются и обрабатываются биометрические персональные данные следующих видов:
1) изображение лица человека, полученное с помощью фотовидеоустройств;
2) запись голоса человека, полученная с помощью звукозаписывающих устройств.

Несмотря на то что, в ответе работники Авито не обосновали свою позицию, давайте попытаемся ее понять самостоятельно.

Позиция юристов Авито согласуется с мнением Роскомнадзора изложенным в «разъяснениях» по данному вопросу от 02.09.2013г.

Согласно разъяснениям Роскомнадзора, для отнесения информации к персональным данным:

«необходимо принимать во внимание цель, которую преследует оператор при осуществлении действий, связанных с обработкой персональных данных…»

Авито, в своём ответе «как раз» и указывает на отсутствие у сервиса цели установления личности субъекта» в соответствии со ст.11 ФЗ 152. Декларируемая цель «подтвердить ваш профиль и убедиться, что за ним стоит реальный человек».

Кроме этого, можно даже добавить, что у нас нет доказательств и оснований считать, что требуемая видеозапись может подвергаться дальнейшей обработке специальными алгоритмами, значительно увеличивающими точность идентификации…

Но несмотря на «внешнюю» логичность такой позиции, я хочу обратить внимание на несколько «нюансов»:

1. Требуется запись именно с поворотом головы, а не фото, например, с номером телефона на который зарегистрирован аккаунт в Авито, или другое оригинальное фото/видео позволяющее именно проверить наличие пользователя, вместо того чтобы требовать видеозапись, созданную на принципах схожих с теми что применяются в высокоточных методах биометрической идентификации (что повышает риски пользователя).

2. Идентификация пользователя может быть легко произведена через номер телефона, так как сим-карта выдаётся сотовыми операторами по паспорту.

Второй пункт, по моему мнению, делает спорным утверждение об отсутствии факта «установления личности», со стороны сервиса.

Кроме этого, вся ситуация держится на «необходимости» доверия сервису, со стороны простого пользователя, что, как мне кажется, совершенно неприемлемо, когда речь идёт о таком важном вопросе. Пользователи не должны ставиться в ситуацию, когда для размещения объявления нужно или (почему-то) доверять, или отказываться от размещения объявления. Сервис Авито, при сегодняшней порядочности и надежности, завтра может быть, например, продан неизвестным третьим лицам вместе со всеми полученными от пользователей видеозаписями.

Все мы помним сообщения о ошибочных многократных списаниях денежных средств у пассажиров Московского метро, воспользовавшихся системой Face Pay. Также еще «свежими» являются сообщения о утечках других персональных данных, например, заболевших COVID-19 москвичей. Эти случаи напоминают о рисках, с которыми могут столкнуться люди при использовании подобных технологий.

скриншот программы "ВЕСТИ", телеканала "РОССИЯ 1"
скриншот программы "ВЕСТИ", телеканала "РОССИЯ 1"

При всех подобных случаях нужно помнить о том, что наши права защищены законодательством. В соответствии со ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" услуга должна обеспечивать безопасность имущества, жизни и здоровья потребителя.

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

На этом и должна основываться защита прав в области биометрических данных. Необходимо всегда помнить и учитывать эту статью Закона. И все организации, которые начинают использовать в своей работе различные новые технические разработки, должны также исполнять требования этой нормы, в том числе и в отношении применяемых новых технологий. Только в этом случае нам удастся избежать того негативного сценария развития событий, который в последнее время все чаще называют «цифровым концлагерем».