335,9K подписчиков

Великий тренер Кондрашин никогда не ругался матом. Но у него были два любимых слова

601 прочитал

Воспоминания сына и вдовы знаменитого баскетбольного наставника

Владимир Кондрашин. Фото из архива вдовы Владимира Кондрашина
Владимир Кондрашин. Фото из архива вдовы Владимира Кондрашина

В 2018 году Евгения Кондрашина, вдова великого баскетбольного тренера Владимира Кондрашина, и сын легендарного наставника Юрий Кондрашин, дали большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам» Александру Кружкову и Юрию Голышаку. В 2020 году Евгения Вячеславовна умерла, а годом спустя ушел из жизни и Юрий… В этом отрывке – воспоминания Евгении Вячеславовны и Юрия о том, как как Кондрашин общался с баскетболистами.

— Владимир Петрович матом не ругался вообще?

Евгения Вячеславовна: — За всю жизнь не услышала ни единого матерного слова.

Юрий: — Самые грубые его слова — «баран» или «сука». Это все, предел.

— Кто-то нам рассказывал, что побывал у Кондрашина всеми словами на букву «г» — «говном», «гнилью», «гнусом»...

Евгения Вячеславовна: — Это Тараканов, я думаю. Такое могло быть. Кому-то Петрович говорил: «У-у, сгною в коммуналке!» Тараканов-то очень интеллигентный мальчик, но непростой. Амбиции колоссальные. Мы на него злились, что быстро в ЦСКА ушел. Петрович сильно обиделся, не разговаривал несколько лет.

Юрий: — Отец надеялся, что после ухода Белова Тараканов хоть сезон за «Спартак» отыграет. А он сразу — фьють... Но лучше комментатора сегодня нет.

— В 1974-м на чемпионате мира в Пуэрто-Рико игроки научили папуаса любимым словечкам Владимира Петровича — «баран», «чурбан», «скобарь», «идиот»...

Евгения Вячеславовна: — Да что вы!

Юрий: — Было-было. Едешко рассказывал. Папа к автобусу подошел, а тот и выдал с латиноамериканским акцентом. Команда угорала. Вы, кстати, помните, какая закрутка сложилась на турнире?

— Честно? Нет.

— В финальном раунде мы уступили югославам три очка. Дальше у югов игра с американцами, которые на наше счастье победили с той же разницей. Этот матч ребята смотрели по телевизору в отеле вместе с Робертом Рождественским.

— Как поэта в Пуэрто-Рико занесло?

— Он же в 70-е был председателем Всесоюзной федерации баскетбола. Теперь, чтоб завоевать золотые медали, нужно было обыгрывать американцев с разрывом в четыре очка. А мы перевыполнили план — «плюс 11»! На банкете после церемонии награждения Рождественский поднял бокал: «Друзья, за вас! Вы сделали большое дело. Жаль, народ узнает только завтра утром...»

Матч сборной СССР по баскетболу. Фото Дмитрия Солнцева, архив «СЭ»
Матч сборной СССР по баскетболу. Фото Дмитрия Солнцева, архив «СЭ»

— В Союзе чемпионат не транслировали?

— Нет. Говорят, хотели показать матч с американцами, но кто-то из руководства осекся: «А вдруг проиграем?» Решили не рисковать. Я все репортажи слушал по ВВС. Между прочим, Петрович считал ту команду на порядок сильнее мюнхенской. Лучшим центровым признали Сашу Белова, который отыграл турнир фантастически. Тренер сборной США восторгался: «Этот парень украсит любую команду НБА!» А вот Сергей Белов не блеснул.

— Ладил с ним Владимир Петрович?

Евгения Вячеславовна: — Сережа — флегматичный, немногословный. Волк-одиночка. Петрович говорил, что работать с ним было трудно. Но с Гришаевым — еще тяжелее!

— Это уже в «Спартаке»?

— Ну да. Игрок-то хороший, профессионал. Из тех, кого не надо заставлять, подгонять. Но человеческие качества...

Юрий: — С ним никто не хотел жить в одном номере. Бывало, команда только заселяется в гостиницу, а Гришаев уже с кем-то успевает разругаться. Помню, на сборах кто-то из ребят едва ли не на колени рухнул перед Петровичем: «Тренер, что я вам плохого сделал? Почему с Гришаевым меня поселили?»

Евгения Вячеславовна: — А к разговору про Сергея Белова... Всю жизнь он был страшно обижен, что никто не вспоминал его 20 очков в финале Олимпиады. Три секунды затмили всё. Даже на «Кубок Кондрашина и Белова» лишь первое время приезжал, в дальнейшем не появлялся. Ваньку Едешко вообще в упор не видел.

Юрий: — Мистическое совпадение — Сергей и Сашка умерли в один день, 3 октября. С разницей в 35 лет.

Евгения Вячеславовна: — Мы всегда 3-го заезжаем на Северное кладбище. А тогда поехать не смогли, решила во Владимирском соборе поставить две свечки — Сашке и Петровичу. Подхожу, вдруг Юра звонит: «Сережа Белов скончался». Поставила и третью за упокой.

Сергей Белов. Фото Александра Федорова, «СЭ»
Сергей Белов. Фото Александра Федорова, «СЭ»

— Режиссер Эрнест Серебренников поведал нам удивительную историю: «Кондрашин не раз заставал Сашу за странным занятием. Тот записал на магнитофон выступление комментатора, который горячился: «Лишить Белова звания заслуженный мастер спорта, дисквалифицировать...» Потом сидел дома и слушал пленку».

Евгения Вячеславовна: — Хм. Нам Петрович об этом не рассказывал. Да и не верится мне, что такое было. Я же знаю Сашку. Поступок вообще не в его характере.

Юрий: — Согласен. Легенд про Сашку много. Вот недавно знакомый спросил: «Правда, что у Александра Белова ребенок есть? От девушки, которую бросил, когда та забеременела». Я ответил: «Чепуха. К сожалению, детей у Саши не было. Не успел...» А комментатор, о котором упомянул Серебренников, — это наверняка Геннадий Орлов. По-моему, именно он тогда озвучивал на ленинградском телевидении официальную версию.

— Тараканов говорил нам: «Скандал на таможне приключился в 1977-м, когда отправились в Милан на матч Кубка Кубков с «Чинзано». Вылетали из Шереметьево. Внезапно тотальная проверка багажа. Каждого, включая Кондрашина, заводили в кабинки, раздевали. В аэропорту нас уже ждали, сумку с иконами, икрой, незадекларированной валютой явно пасли».

Евгения Вячеславовна: — Во всем виноват Арзамасков. Он втянул Сашку. Тот рассказывал, что накануне вылета разыгрывали с ребятами, кому эту сумку нести.

— Монетку кинули?

Юрий: — Нет, в домино. Проиграл Сашка.

Евгения Вячеславовна: — Хотя в итоге и он сумку-то не нес. Стояла в стороне. У Володи Яковлева спросили: «А эта чья?» — «Да вроде Белова». Всё.

Юрий: — Сказал так не по злобе, а по недомыслию. Но этого хватило, чтоб дело раскрутили, повесили на Белова всех собак. Правильно говорят: «Если Саша Белов — Моцарт баскетбола, то Арзамасков — Сальери». Он ведь тут же в ЦСКА слинял.

Евгения Вячеславовна: — Почему пошли разговоры, что проверку на таможне организовали по «сигналу»? ЦСКА из года в год пытался переманить Белова. Тот ни в какую. Когда же беда случилась, ему открытым текстом предлагали: «Переходи в ЦСКА, тебе сразу все простят». Саша отвечал: «Я не могу предать Петровича».

Юрий: — Ладно, наказали, стал невыездным. Но почему в чемпионате не позволяли играть?! А потому, что «Спартак» с Беловым и без него — две разные команды. Для нас он был как Криштиану Роналду для сборной Португалии. Петрович прикладывал колоссальные усилия, чтоб с Саши поскорее сняли дисквалификацию. Однажды часа за три до матча сообщили, что Белов может выйти на площадку. Папа ему ничего не сказал. Чувствовал — радоваться рано. И действительно, вскоре последовал звонок: «Нет, дисквалификация по-прежнему в силе».

Евгения Вячеславовна: — Такое было не раз! Сначала в Москве дадут добро на участие в матче, в последний момент перезванивают: «Белову играть нельзя». Ну и какое сердце это выдержит?!