Несмотря на то что в ст.200 Гражданского кодекса РФ указано что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, на практике суды по прежнему в некоторых случая принимают решения о пропуске срока исковой давности при разделе имущества бывшими супругами, если с момента развода прошло более трёх лет.
Это создаёт неопределённость, люди начинают бежать приводить свои дела «в порядок», а некоторые просто понимают вдруг что они «опоздали» и всё что им остаётся это посыпать голову пеплом за то, что сидели и не двигались в то время как…
Верховный же суд, в очередной раз дал разъяснения о течении срока исковой давности (определение N 18-КГ17-217).
Семейная пара при разводе не стала делить совместно нажитое имущество. В совместной собственности у них находился дом, право собственности на который было зарегистрировано за мужем и он же остался проживать в доме после развода. Жену такой порядок вещей устроил, тем более что она знала что по закону дом принадлежит в том числе и ей (совместная собственность в силу режима совместной собственности супругов, независимо от того, на кого зарегистрировано право собственности).
Спустя год после развода мужчина женился вновь и в этом браке у него родились двое детей.
Через шесть лет мужчина умер и на дом, который был на него зарегистрирован стали претендовать наследники, в состав которых входили его мать, вдова и двое детей.
Бывшая супруга, обратилась в суд с иском о признании своего права собственности на ½ дома, так как дом был куплен в период, когда она состояла в браке с умершим. Вдова умершего заявила о пропуске первой женой срока исковой давности, так как с момента развода прошло 7 лет.
Суд первой инстанции требования первой жены удовлетворил и признал за ней право собственности на ½ дома.
Новая семья не согласилась и это решение оспорила.
Суд апелляционной инстанции апелляционную жалобу удовлетворил и решение обосновал тем, что на раздел общего имущества супругов отводится три года. Это сказано в статье 38 Семейного кодекса РФ и по мнению суда это время надо исчислять с момента официального расторжения брака, а значит срок исковой давности пропущен.
Первая жена с решением суда апелляционной инстанции не согласилась и обратилась в Верховный суд РФ, который в итоге встал на ее сторону.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС напомнила о постановлении Пленума Верховного Суда N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", в котором есть пункт о том, что срок исковой давности по подобным спорам действительно составляет три года, но считается не со времени прекращения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что его права нарушены: «срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, исчисляется с момента, когда бывшему супругу стало известно о нарушении своего права на общее имущество, а не с момента возникновения иных обстоятельств". Под этими обстоятельствами понимаются: регистрация права собственности на имущество за одним из супругов в период брака, прекращение брака, неиспользование спорного имущества и тому подобное.
Верховный суд разъяснил, что спорный дом был построен в период первого законного брака. И он был совместной собственностью мужа и жены. Спора же относительно дома у супругов при разводе не было. Значит, не было и нарушения прав членов второй семьи, отметил Верховный суд РФ.
При этом Верховный суд напомнил, что первая жена от своих прав на дом не отказывалась, а следовательно срок исковой давности по делу не истек.
В итоге Верховный суд РФ отправил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции и поручил коллегам пересмотреть это дело по новой с учетом тех разъяснений, которые он сделал.