Найти тему
74,7K подписчиков

«Завязли в грязи западной по уши и думают, всё хорошо». Русские святые о будущем России

3,9K прочитали

«Сегодня по-прежнему очень многое зависит от Церкви, от каждого из нас, от нашего покаяния. Историческая судьба русского народа, да и всего мира, решается, прежде всего, здесь». Это слова из книги «Царь» протоиерея Александра Шаргунова. Всё, что написано было им тогда (2013 год), становится еще более актуально в наши дни.

Свт. прав. Иоанн Кронштадский
Свт. прав. Иоанн Кронштадский

Среди многих выдающихся пастырей, которых воздвиг Господь накануне революции 1917 года, следует назвать, прежде всего, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он явился великим чудотворцем, уготовляющим призывом к глубокому покаянию тысячи мучеников за Христа. Все его проповеди - предупреждение о надвигающейся угрозе православной монархии, в защиту нашего благочестивого царя. Услышим голос этого пророка.

«Людям первого допотопного мира, - говорит святой праведный Иоанн, - дано было времени на покаяние сто двадцать лет, и они были предупреждены, что за грехи будет наказание от Бога, потоп. Время шло, а люди развращались и не думали о покаянии, и не верили проповеднику покаяния, праведному Ною. И слово Божие исполнилось в точности. Евреи не верили пророкам, что они будут пленены вавилонским царем, и продолжали идолопоклонствовать, и пошли в плен, Иерусалим был разорен, и все богатство перешло в Вавилон. Современные Иисусу Христу иудеи не уверовали во Христа как в Мессию, и умертвили Его крестною смертью, и пророчество Христа о Иерусалиме вскоре исполнилось: иудеев истребили римляне без пощады».

Это рассуждение святого праведного Иоанна - не богословие вообще, а боль горячо любящего сердца в связи с тем, что происходит в России. Каждое слово великого пастыря как будто сказано сегодня, вернее, звучит сегодня ещё сильнее, настолько сильнее, насколько глубже открылось разрушение жизни в течение последних лет. Раскройте наугад любую страницу его проповедей, и вы услышите этот плач об отечестве нашем:

«Россия мятется, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от безбожия, крайнего упадка нравов. Злые времена! Люди обратились в зверей, даже в злых духов. Жизнь обыденная воссмердела всякими грехами. Вероотступничество, неведение Бога, богохульство, особенно в ученом сословии, сделались как бы повальными, общими. Разврат вошел в ежедневный обычай, печать и литература пропитаны соблазном.
Тем именно и страдает ныне русское общество, что оно помешано на всяких свободах, превратно понятых, творит всякие несуразности, нелепости и гоняется за новомодным образом правления, к которому оно совершенно неспособно».
«Браки поруганы, - говорит он в другой проповеди, — семейная жизнь разлагается, твердой политики не стало, всякий политиканствует, все желают автономии. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и они готовы продать её инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям. Настал, в полную противоположность Евангелию, культ страстей плотских, полное, неудержимое распутство с пьянством, расхищение, воровство казенных и частных банков, и почтовых учреждений и посылок, и враги России готовят разложение государства».

И всякий раз, читая святого Иоанна Кронштадтского, не знаешь, чему более поражаться: исполнившимися уже в точности страшным пророчествам или тому, что раскрывают эти пророчества в сегодняшнем дне.

«В последнее время, - говорит он, - русское царство сделалось царством неслыханных и нечаянных ужасов, мятеж крамольников опустошает русскую землю, и злодеи угрожают превратить престолы сильных, и на место их хотят воссесть сами".

Из проповеди в проповедь предупреждает он, что без благодати Божией - только смерть, только сиротство и бедность, и нищета душ человеческих:

«Держись, Россия, твердо веры твоей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколеблемой людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадёшь от своей веры, как уже отпали от неё многие интеллигенты, то не будешь уже Россией Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить Россию, так чтобы мы истребляли друг друга. И если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких самозванных правителей, которые зальют землю кровью и слезами».

Поражая всякое лжеверие и неверие, святой праведный Иоанн Кронштадтский обращает строгое внимание и на ту ересь, когда считают: «Мы молимся, а то, что происходит с Россией, нас не касается». Даже главная молитва Отцу Небесному наполняется у него плачем и молитвой о России: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое в России, да приидет Царствие Твое в России, да будет воля Твоя в России. И насади в ней веру истинную животворную. Ей, Господи, восстании на помощь нашу. В настоящие дни безверия едина есть отрада у истинного христианина и сына Церкви - неизменный, бодрый, всеблагий, премудрый и всесильный промысел Божий о людях. Ополчись, ополчись за Церковь Божию, на земле сущую. Бедствует она, возлюбленная Невеста Христова, нападения лютые терпит от врагов истины».

Говоря о надвигающейся на Россию гибели за беззакония русских людей, святой праведный Иоанн всегда соединяет её с близостью Второго Пришествия Христова.

«По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры, апостасия, хотя ещё не открылся человек греха, сын погибели, антихрист, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею.
"Тайна беззакония" уже в действии только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, Самодержец, удаления которого домогается известная публика. И тогда откроется беззаконник, антихрист, которого Господь Иисус убиет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего. Того, которого пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли Истины. Слышите, за что? За то, что не приняли любви Истины для своего спасения. И за сие, слышите, пошлет Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие Истине, но возлюбившие неправду. А теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и в печати, и в жизни».

Как бы нам научиться у святого праведного Иоанна Кронштадтского давать духовную оценку не тем только событиям, о которых мы читаем в Писании, не тем, которые были вчера, а тем, которые происходят сегодня!

Разумеем не мимоходящую пеструю суету, а самую суть, Промысл Божий, раскрывающийся всегда в очень конкретных, порою решающих судьбы мира событиях. Хорошо заниматься изучением того или иного богословского вопроса и истории церковной. Но все это, в конце концов, имеет значение только тогда, когда прилагается к реальной жизни. Это настолько важно, так связано со всем церковным опытом, что хотелось бы остановиться на этом подробнее.

«Сегодня по-прежнему очень многое зависит от Церкви, от каждого из нас, от нашего покаяния. Историческая судьба русского народа, да и всего мира, решается, прежде всего, здесь».-2

Епископ Леонид (Кавелин) передает следующий важный эпизод из жизни митрополита Филарета Московского, недавно прославленного нашей Церковью. Рассказ об этом был написан в 1871 году, через четыре года после смерти святителя, и напечатан в «Русском архиве» в 1901 году. «Однажды, - пишет он, - я заметил владыке, что было бы желательно закрепить письменно его мысли по поводу разногласия с раскольниками. Митрополит Филарет ответил:

—Какой смысл?

—Для будущего, - возразил я. Тогда с волнением и подъемом митрополит начал говорить о том, что он чувствует, что будущее покрыто темной тучей, и, когда гроза разразится, люди, глубоко потрясенные ударами этой грозы, потеряют память обо всем, что было перед этой бурей. Месяца за два перед смертью он сказал настоятелю Сергиевой Лавры, что начинает видеть свое прошлое яснее, чем раньше. Настоятель его спрашивает:

- А будущее?

- Будущее тоже, - ответил митрополит.

- Что видите Вы в будущем?

- Ужасную грозу, которая идет к нам с Запада».

«Сегодня по-прежнему очень многое зависит от Церкви, от каждого из нас, от нашего покаяния. Историческая судьба русского народа, да и всего мира, решается, прежде всего, здесь».-3

Такому же видению учит нас святитель Феофан Затворник, давая духовную оценку происходящим на его глазах событиям. Еще в 60 —70-х годах XIX столетия он говорил:

«Завязли в грязи западной по уши и думают, всё хорошо. Через поколение, много - через два, иссякнет наше православие. Зачем это приходили к нам французы в двенадцатом году? Бог послал их истребить то зло, которое же у них мы и переняли. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему».

В 1907 году святой праведный Иоанн Кронштадтский во время полного затишья на Руси, видя общую нечувственность и нераскаянность, грозно пророчествовал:

«Кайтесь, приближается ужасное время, столь опасное, что вы, и представить себе не можете».

Впечатление было потрясающее: ужас овладевал присутствующими, и в храме раздавались плач и рыдание. «Мы с женой, - говорит Сурский, - недоумевали, что же это будет, война, землетрясение, наводнение? Однако по силе слов пророка мы понимали, что будет что-то многоужасное, и высказывали предположение, что ось земная перевернется».

Как известно, отец Иоанн открыто выступил против революции в защиту веры и престола…

Прежде чем совершится победа происходит торжество лжи. Вот чему учит нас XX и наступивший XXI век: Слово Божие никогда не должно быть отвлеченным. Дары, которых мы сподобляемся от Господа, благодаря тому, что принадлежим Его Церкви, могут быть нам во оправдание и освящение, либо в суд и во осуждение. Как случилось, что столь великое множество православных христиан в годы революции отреклись от веры и пошли против Христовой Церкви и помазаника Божия? То, что мы слышим в Евангелии о величии и позоре, и новой славе каждого человека и каждого народа, будем прилагать в полной мере к себе, храня, как самое драгоценное сокровище, тайну нашего родства со Христом и со всеми теми, кто на протяжении тысячелетий вступил в это непостижимое, страшное, безсмертное родство. И это значит, вместе с Господом находимся там, где сегодня его Крестные Страдания. Слово Божие обладает такой силой проникновения, что присутствует во всех исторических событиях.

Апокалипсис - это не только книга, завершающая Библию. Мы должны научиться читать эту книгу в том, что открывается сегодняшней жизнью.

Как говорил преподобный Антоний Великий, есть две Библии: одна - Священное Писание, другая – книга природы, и обе написаны одним автором. Мы живем в такое время, когда книга природы на наших глазах всё более исчезает.

Остается, кроме Священного Писания, грозная книга событий.

Прот. Александр Шаргунов