«Судьба человека» М.А. Шолохова: проблематика и анализ образа главного героя.

1,6K прочитали
Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) — русский советский писатель, киносценарист и журналист. Также он является и лауреатом Нобелевской премии по литературе, Сталинской премии, Ленинской премии.

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) — русский советский писатель, киносценарист и журналист. Также он является и лауреатом Нобелевской премии по литературе, Сталинской премии, Ленинской премии. Его творческий путь начинается с публикаций фельетонов в газетах, а уже с 1924 года (ему всего 19!) вышли в печать его ранние рассказы, которые позже сложились в целые сборники рассказов – «Донские рассказы», «Лазоревая степь».

Известность в широких кругах ему принёс роман «Тихий Дон», посвященный Первой мировой войне, Гражданской войне и донскому казачеству в целом. Роман вызвал бурную реакцию у публики, однако был одобрен И.В. Сталиным и направлен на печать.

Но речь сейчас пойдет о другом, чуть менее известном, но не менее прекрасном произведении М.А. Шолохова – «Судьба человека».

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) — русский советский писатель, киносценарист и журналист. Также он является и лауреатом Нобелевской премии по литературе, Сталинской премии, Ленинской премии.-2

Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году и напечатан в газете «Правда». После публикации рассказ был прочитан на Всесоюзном радио, а это значило, что его услышала целая страна. Публика была до глубины души потрясена историей простого молодого человека, силой его духа и правдивостью самого произведения. С точки зрения литературной «новизны» этот рассказ сыграл немалую роль – тема войны теперь может быть раскрыта и через судьбу простого маленького человека – единицы от общего числа солдат.

Все, что происходит в рассказе, основано на реальных событиях. Автор, действительно, так же, как и в рассказе, сразу после войны встретил простого русского человека, разговорился с ним и узнал эту печальную историю. Безусловно, Андрей Соколов – выдумка, но это прототип реального человека, с которым автор имел возможность поговорить.

Я считаю, что данное произведение занимает достаточно важное место в списке литературы второй половины ХХ века. Это обусловлено проблемами, затронутыми автором в рассказе. Послевоенное время, раны еще открыты и кровоточили, а в памяти свежи воспоминания обо всех погибших, раненных и покалеченных на войне солдатах. Гибли невинные женщины и дети. На мой взгляд, это и есть основные проблемы послевоенных 60-х годов.

Одиночество

Например, очень ярко, на мой взгляд, стоит проблема невероятного одиночества. Она является одной из основных – война – это всегда одиночество, даже если ты не один. Гибнут твои друзья, близкие и родные. Это ужасное время, когда сохранить семью «целой» практически невозможно. Так произошло и с семьей Андрея Соколова – простого водителя, призванного на фронт. Его жизнь до этого не казалась читателю чем-то особенным – типичная жизнь простого семьянина – жена, дети – все как у всех. Однако война забрала у него все – горячо любимая жена и дочери погибли в результате бомбежки, а старший сын погиб в последний день войны. Он остался совсем один – даже находиться в родных краях он не мог – все ему напоминает о прошлой жизни. Не это ли совершенное одиночество? Здесь все будто бы пропитано им. Одиночество скользит во всех его взглядах, которыми он сопровождает свой рассказ. Следует отметить, что одинок не только он – в конце произведения Андрей усыновляет маленького мальчика – Ваню, который так же одинок, как и главный герой – его мать погибла, а отец пропал без вести. Ребенок вообще не должен страдать, у него должно быть счастливое детство, но он также страдает от одиночества, от чувства ненужности.

Война

В качестве еще одной проблемы можно выделить и проблему самой войны, разрушающей жизнь человека. Андрей в самом начале произведения получает ранение, попадает в плен к немцам, испытывает на себе лично все тягости концентрационного лагеря и жизнь пленника. Это характеризует самого героя, как смелого и мужественного солдата, борющегося за свободу и свою нормальную жизнь. Но может ли жизнь быть нормальной? Он никогда не оправится после всего того, что его заставила пережить война. Она ломает судьбы, рушит и отбирает жизни ни в чем неповинных людей. И это лишь усиливает страдания солдата на войне. Автор, безусловно, правдоподобно и реалистично описал тяготы войны, но ведь не она находится в центре всего произведения. Во главе стоит действительно судьба человека – жертвы войны.

Характер героя

Важно отметить, что читатель видит все эти события глазами самого Андрея Соколова переживает то, что переживал он, чувствует то, что чувствовал он сам. Именно поэтому невозможно не затронуть особенности характера главного героя. Однако повествование о судьбе героя ведется от первого лица, именно это делает рассказ более объективным для читателя, герой сам характеризует свои действия. Автор же, используя различные художественно-выразительные средства, дал оценку услышанному от Андрея. Читатель как бы «считывает» позицию самого автора, его отношение к той или иной ситуации. Например, встретив Андрея Соколова, рассказчик обратил внимание на его «большие темные руки», свидетельствующие о тяжелом непосильном труде, выпавшем на его долю, и на «глаза, словно присыпанные пеплом», говорящие о том ужасе, который пришлось пережить герою. Таких деталей – невероятное множество, каждая из них имеет большое значение и выполняет определенную функцию.

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) — русский советский писатель, киносценарист и журналист. Также он является и лауреатом Нобелевской премии по литературе, Сталинской премии, Ленинской премии.-3

Как я уже говорила, война меняет людей, калечит их жизни. Наиболее показательной ситуацией, показывающей трепетное отношение к прошлому, служит сцена прощания с женой. «…прижалась… как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может», после этого герой оттолкнул от себя свою жену, о чем еще долго вспоминал на войне, это была их последняя встреча. Вот как описывает автор состояние Андрея Соколова после рассказанного: «…ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах». Эта деталь показывает отношения героя к прошлому: для него события тех дней по-прежнему остаются самыми важными в жизни, Соколов еще жив, но имеет «мертвые глаза».

Очень важным моментом является встреча с Ваней – осиротевшим мальчиком. Это невероятно мужественный поступок со стороны Андрея – взять себе на воспитание маленького человека – ребенка, пострадавшего от войны.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Это невероятно трогательный момент. Он говорит мальчику, что он и есть его пропавший отец, дает надежду и мальчику, и себе на то, что они обязательно станут счастливыми, хотя бы друг ради друга. Это невероятно благородный поступок. Вообще благородство и мужество – вот 2 благодетели Андрея Соколова. Он справляется со всеми трудностями, выпавшими на его долю. Безусловно, это невероятно больно и печально – война забрала у героя практически все, но она подарила ему надежду. Надежду на то, что когда-нибудь его жизнь станет нормальной, что он сможет вернуться к прежнему довоенному образу жизни, пусть и с огромным багажом боли и страданий.

Таким образом, характер Андрея Соколова раскрывается через его рассказ-монолог. Его речь, манера поведения, взгляды, эмоции при воспоминаниях о военных временах – все говорит о том, что это глубоко раненый войной человек. Однако он искренен и честен. Он не пытается казаться кем-то другим, тем, кем не является. Автор видит его обнаженную душу, и невероятно точно доносит эти страдания до читателя. Андрей Соколов – это непросто Андрей Соколов – это собирательный образ тысячи таких Андреев Соколовых. И от этого становится еще грустнее. Это лишь частная история одного солдата, послевоенного человека, усыновившего сироту, но автор, пусть и не прямым текстом, показал нам, что таких историй невероятное множество.

Название рассказа «Судьба человека» наталкивает читателя на мысль о том, что речь идет о судьбе конкретного Андрея Соколова, или, быть может, конкретного мальчика Вани. Но нет. Эти образы – собирательны. Они олицетворяют всех жертв войны.

Автор действует очень грамотно, он не навязывая свое мнение, лишь отмечает то, на что читателю, на его взгляд, требуется обратить внимание. Читатель и сам видит образ самого героя, анализирует его поступки вместе с автором.

Этот анализ вы можете использовать в сочинениях!

Забирай бесплатные уроки по любому предмету ЕГЭ или ОГЭ!